Эти золотые купола видны издалека. Программа «По святым местам» вновь в Псково-Печерском монастыре. Его крупнейшее здание – Михайловский собор – построили в первой половине XIX века в память спасения Пскова от войск Наполеона. 210 лет назад 6 октября 1812 года во второй раз подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ «Успение Божией Матери». 7 октября с ней совершили крестный ход вокруг города, а 8 октября русские войска освободили Полоцк и тем самым спасли Псков.
И в тот момент, когда основные части русской армии еще отступали, корпус Петра Витгенштейна остановил продвижение французов на столицу, Санкт-Петербург. Случилось это на границе Псковской губернии. Иноки монастыря решили увековечить имя Петра Витгенштейна и всех воинов в новом храме обители. Строилась Михайловская церковь на пожертвования самого генерала и многих других героев тех сражений. 29 июня 1827 года, в день ангела графа Петра Христиановича, храм освятили.
У правого клироса хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» 1524 года, у левого – чтимая икона Божией Матери «Одигитрия». А еще здесь пребывает святыня, десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы. Святыня находится здесь с 27 января 1977 года, до этого она пребывала во дворце Царского Села, а после его разорения святыню выкупили супруги и передали архимандриту Афанасию (Москвитину). Он передал святыню родному брату иеромонаху Владимиру (Москвитину), а тот – их общему двоюродному брату отцу Иоанну (Крестьянкину).
Монах Антоний (Воеводин), древлехранитель Псковской епархии:
– Вопрос о его святости перед нами особым образом не стоит, хотя я лично с ним не встречался. Подойдешь, приложишься ко гробу, от сердца попросишь, и на душе успокоение, и решаются даже тяжелые жизненные ситуации, ведь в монастыре тоже бывают разные потрясения. В первую очередь говорим: «Беги к отцу Иоанну, проси, чтобы он покрыл», как он при жизни покрывал многих согрешающих. К нему прибегали – быстрее под епитрахиль: «Батюшка, помолись». И действительно, Господь его слышал.
Похоронен отец Иоанн на монастырском кладбище, которое находится в пещерах.
Монах Антоний:
– Если изначально пещеры первые обитатели приспособили только для молитвы и для богослужения, уединения, то сейчас пещеры представляют собой некрополь. Захоронения здесь производились как в стенах, так и в братских могилах.
В годы советской власти в обитель ссылали неугодных священников и монахов, старцы приносили традиции разных святых обителей. Так в пещерах упокоились Глинские, Оптинские, Валаамские старцы.
Монах Антоний:
– Из Валаамских старцев надо выделить иеросхимонаха Михаила (Питкевича), после которого осталось множество наставлений, проповедей – немногословных, емких и понятных. Старцы попадали проповедями точно в цель – знали кому, что и как сказать, своевременно, на злобу дня. Здесь же покоится выдающийся архиерей Русской Православной Церкви митрополит Вениамин (Федченков), долгое время пребывавший в эмиграции. Он преподавал в Сербии, во Франции, долгое время был митрополитом Северной Америки, Алеутских островов. Множество общественных организаций создал в Соединенных Штатах, которые отправляли благотворительную помощь в послевоенный Советский Союз. Одна из версий гласит, что после начала холодной войны ему пришлось уехать из Соединенных Штатов, какое-то время он был даже в Латвии, в Саратовской области, а у нас здесь он уже был на покое. Этот его покой не был безделием, он здесь трудился в написании своих мемуаров, поучений, наставлений, рассуждений о церковной и духовной жизни.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич) приехал в монастырь в 1957 году, митрополит Вениамин в 1958 году. Это было удивительное время в святой обители, монастырь восстанавливался после Великой Отечественной войны, креп и внешне, и внутренне.
Пещерные ходы здесь называют улицами, всего их семь. Я сейчас стою на улице Храмовой, за моей спиной храм Воскресения Христова. За алтарем этой церкви похоронен архимандрит Алипий (Воронов), бывший наместником монастыря в советские годы. Еще в мирской жизни Иван Воронов прошел Великую Отечественную войну, был художником и, наверное, художником в душе так и остался. Даже на фронт он взял с собой этюдник и краски, прошел путь до Берлина и дал обет Богу, что если выживет, то уйдет в монастырь. Имя Алипия, святого иконописца Киево-Печерской лавры, прекрасно подходило молодому иноку, а еще «Алипий» переводится как «беспечальный». Сколько раз власти пугали наместника, что закроют святую обитель, а его оружием было только слово. В Интернете и книгах есть много ярких и остроумных историй о том, как раз за разом архимандрит не давал закрыть святую обитель. Его жизнь была настоящей борьбой. Архимандрит Алипий (Воронов) умер в 1975 году после третьего инфаркта. Его тело было поставлено в Сретенском храме.
Эта белая одноглавая двухэтажная церковь построена в XIX веке. В Сретенском храме, достаточно вместительном и теплом, в советское время проводилась основная часть богослужений. Расписан храм, кстати, был тогда же, а вот это часть росписи XIX столетия, которую сохранили монахи. С 2003 года в храме находится рака со святыми мощами преподобного Симеона Псково-Печерского, одного из известных старцев святой обители. Угодника Божия канонизировали в 2003 году, он прожил в этом монастыре 67 лет (из них 33 года в схиме) и последний свой подвиг явил прямо перед смертью. По откровению от Господа, он ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского, но наместник монастыря архимандрит Алипий, навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и потому наместник попросил старца помолиться Богу об отсрочке его кончины. «Хорошо, – ответил ему смиренный старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
А через 7 лет после этих событий в монастырь приедет отец Иоанн (Крестьянкин), один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX – начале XXI века. Отец Иоанн родился в 1910 году в верующей семье, где часто принимали паломников, идущих на богомолье.
Монах Антоний:
– «С кем поведешься, от того и наберешься», есть такая русская поговорка, которая, может быть, выдернута из контекста Псалтири, где написано: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися (Пс. 17). Отец Иоанн с малых лет впитывал в себя закалку царских (николаевских) времен. Даже паломникам, которые к нему приезжали с какими-то элементарными вопросами, переживаниями для церковного человека, он говорил: «Как же мне вас жалко, никто же вас жизни не учил, мы-то еще николаевские». Действительно, у отца Иоанна было не только отцовское сердце, а материнское – все для него были «деточки», «самые любимые».
У него был дар прозорливости, дар чудотворной молитвы, но самый удивительный дар, – дар рассуждения.
Монах Антоний:
– У него была не книжная мудрость, не ученая, а мудрость во Христе, евангельская мудрость. В евангельском ключе надо было человека примирить с Богом, с самим собой, по работе, с семьей, и человек уже выходил из кельи отца Иоанна сияющим. Частичка света отца Иоанна переходила ко всем, но он сам не терял этого света в себе.
Отец Иоанн (Крестьянкин) прожил полную испытаний долгую жизнь.
Монах Антоний:
– Отец Иоанн под конец своей жизни был как будто бы не с нами, как будто бы жил в двух мирах. Приходит Татьяна Сергеевна: «Батюшка, мы будем причащаться, молиться?» Батюшка говорит: «Деточка, я и так всю ночь служил и исповедовал, куда же еще? Я хочу отдохнуть». То есть, как бы это высокопарно ни звучало, у него стерлась граница миров – он жил как будто уже в бестелесном состоянии. Одна семья сюда приезжала, говорили, что долгое время не могли иметь детей и, не имея возможности попасть к отцу Иоанну, написали ему письмо: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, никак не можем, очень хотим детишек». В итоге у них получилось сюда приехать спустя какое-то время, прошло несколько лет, подбегает девушка к отцу Иоанну, говорит: «Батюшка, может, хватит уже молиться? У нас каждый год по ребенку». Он говорит: «Нет, деточка, сколько Господь дает, столько надо». Его иногда называли «скорый поезд со всеми остановками» – бежит, толпа его окружит, он остановится, всем скажет какое-то душеспасительное наставление и бежит дальше. Так много остановок было у него на пути из кельи до храма.
Отец Серафим был немного другого устройства – был в себе замкнут, хотя благодатности не умаляет такой его образ жизни. Он заходил через служебный вход, садился, читал записочки. Множество пророчеств, явных моментов прозорливости зафиксировано в том числе и нашим владыкой. Он ему предсказал скорый отъезд из монастыря, когда его еще молодым послушником вызвал митрополит Питирим к приготовлению торжественных дней к тысячелетию Крещения Руси.
Около 500 захоронений находятся здесь в отвесных нишах под пирамидами. В надписях встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Бутурлиных. Погребены в монастырских стенах предки Пушкина, Кутузова, Мусоргского, но есть и другие захоронения.
Монах Антоний:
– Мы с вами находимся рядом с братскими захоронениями монастырского кладбища, которое образовалось в 1700 году. На этом кладбище около 200 захоронений. Что самое интересное, этому кладбищу уже более 300 лет, но никаких запахов абсолютно нет. Многие говорят, что в пещерах может быть определенный климат, влажность или консервант какой-то присутствует в песке этих пещер. Интересно то, что цветы пахнут, а тела не пахнут. Множество объяснений пытались придумать, но чем больше появлялось объяснений, тем больше появлялось противоречий в этих объяснениях. Феномен. Переносили и привозили тела из отдаленных городов, и, когда их сюда везли, начинался тонкий запах тления, а приносили тела в пещеры, и запах этот абсолютно пропадал. Это поражает до сих пор.
Такое вот чудо Богом зданных пещер. А сколько здесь еще чудес! На святой горе живут торопливые белки, пугливые косули и изящные аисты. А еще есть ворон по имени Добрыня. Самоуверенности птичке не занимать – выкормленный братией с младенчества, он по праву чувствует себя хозяином звонницы. Мы бы могли вам еще много рассказать об этом удивительном монастыре, но лучше вы сами приезжайте сюда и напишите свою историю о святой обители.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!