По святым местам. Псково-Печерский монастырь. Часть 3

2 ноября 2022 г.

В третьем выпуске о Псково-Печерском монастыре вспомним об отце Иоанне Крестьянкине и других старцах и известных монахах святой обители: преподобном Симеоне (Желнине), наместнике - архимандрите Алипии (Воронове), архимандрите Серафиме (Розенберге), митрополите Вениамине (Федченкове) и иеросхимонахе Михаиле (Питкевиче). Еще раз пройдем по монастырскому некрополю и узнаем о чуде Богом данных пещер.

Эти золотые купола видны издалека. Программа «По святым местам» вновь в Псково-Печерском монастыре. Его крупнейшее здание – Михайловский собор – построили в первой половине XIX века в память спасения Пскова от войск Наполеона. 210 лет назад 6 октября 1812 года во второй раз подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ «Успение Божией Матери». 7 октября с ней совершили крестный ход вокруг города, а 8 октября русские войска освободили Полоцк и тем самым спасли Псков.

И в тот момент, когда основные части русской армии еще отступали, корпус Петра Витгенштейна остановил продвижение французов на столицу, Санкт-Петербург. Случилось это на границе Псковской губернии. Иноки монастыря решили увековечить имя Петра Витгенштейна и всех воинов в новом храме обители. Строилась Михайловская церковь на пожертвования самого генерала и многих других героев тех сражений. 29 июня 1827 года, в день ангела графа Петра Христиановича, храм освятили.

 У правого клироса хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» 1524 года, у левого – чтимая икона Божией Матери «Одигитрия». А еще здесь пребывает святыня, десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы. Святыня находится здесь с 27 января 1977 года, до этого она пребывала во дворце Царского Села, а после его разорения святыню выкупили супруги и передали архимандриту Афанасию (Москвитину). Он передал святыню родному брату иеромонаху Владимиру (Москвитину), а тот – их общему двоюродному брату отцу Иоанну (Крестьянкину).

Монах Антоний (Воеводин), древлехранитель Псковской епархии:

– Вопрос о его святости перед нами особым образом не стоит, хотя я лично с ним не встречался. Подойдешь, приложишься ко гробу, от сердца попросишь, и на душе успокоение, и решаются даже тяжелые жизненные ситуации, ведь в монастыре тоже бывают разные потрясения. В первую очередь говорим: «Беги к отцу Иоанну, проси, чтобы он покрыл», как он при жизни покрывал многих согрешающих. К нему прибегали – быстрее под епитрахиль: «Батюшка, помолись». И действительно, Господь его слышал.

Похоронен отец Иоанн на монастырском кладбище, которое находится в пещерах.

Монах Антоний:

– Если изначально пещеры первые обитатели приспособили только для молитвы и для богослужения, уединения, то сейчас пещеры представляют собой некрополь. Захоронения здесь производились как в стенах, так и в братских могилах.

В годы советской власти в обитель ссылали неугодных священников и монахов, старцы приносили традиции разных святых обителей. Так в пещерах упокоились Глинские, Оптинские, Валаамские старцы.

Монах Антоний:

– Из Валаамских старцев надо выделить иеросхимонаха Михаила (Питкевича), после которого осталось множество наставлений, проповедей – немногословных, емких и понятных. Старцы попадали проповедями точно в цель – знали кому, что и как сказать, своевременно, на злобу дня. Здесь же покоится выдающийся архиерей Русской Православной Церкви митрополит Вениамин (Федченков), долгое время пребывавший в эмиграции. Он преподавал в Сербии, во Франции, долгое время был митрополитом Северной Америки, Алеутских островов. Множество общественных организаций создал в Соединенных Штатах, которые отправляли благотворительную помощь в послевоенный Советский Союз. Одна из версий гласит, что после начала холодной войны ему пришлось уехать из Соединенных Штатов, какое-то время он был даже в Латвии, в Саратовской области, а у нас здесь он уже был на покое. Этот его покой не был безделием, он здесь трудился в написании своих мемуаров, поучений, наставлений, рассуждений о церковной и духовной жизни.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич) приехал в монастырь в 1957 году, митрополит Вениамин в 1958 году. Это было удивительное время в святой обители, монастырь восстанавливался после Великой Отечественной войны, креп и внешне, и внутренне.

Пещерные ходы здесь называют улицами, всего их семь. Я сейчас стою на улице Храмовой, за моей спиной храм Воскресения Христова. За алтарем этой церкви похоронен архимандрит Алипий (Воронов), бывший наместником монастыря в советские годы. Еще в мирской жизни Иван Воронов прошел Великую Отечественную войну, был художником и, наверное, художником в душе так и остался. Даже на фронт он взял с собой этюдник и краски, прошел путь до Берлина и дал обет Богу, что если выживет, то уйдет в монастырь. Имя Алипия, святого иконописца Киево-Печерской лавры, прекрасно подходило молодому иноку, а еще «Алипий» переводится как «беспечальный». Сколько раз власти пугали наместника, что закроют святую обитель, а его оружием было только слово. В Интернете и книгах есть много ярких и остроумных историй о том, как раз за разом архимандрит не давал закрыть святую обитель. Его жизнь была настоящей борьбой. Архимандрит Алипий (Воронов) умер в 1975 году после третьего инфаркта. Его тело было поставлено в Сретенском храме.

Эта белая одноглавая двухэтажная церковь построена в XIX веке. В Сретенском храме, достаточно вместительном и теплом, в советское время проводилась основная часть богослужений. Расписан храм, кстати, был тогда же, а вот это часть росписи XIX столетия, которую сохранили монахи. С 2003 года в храме находится рака со святыми мощами преподобного Симеона Псково-Печерского, одного из известных старцев святой обители. Угодника Божия канонизировали в 2003 году, он прожил в этом монастыре 67 лет (из них 33 года в схиме) и последний свой подвиг явил прямо перед смертью. По откровению от Господа, он ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского, но наместник монастыря архимандрит Алипий, навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и потому наместник попросил старца помолиться Богу об отсрочке его кончины. «Хорошо, – ответил ему смиренный старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.

А через 7 лет после этих событий в монастырь приедет отец Иоанн (Крестьянкин), один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX – начале XXI века. Отец Иоанн родился в 1910 году в верующей семье, где часто принимали паломников, идущих на богомолье.

Монах Антоний:

– «С кем поведешься, от того и наберешься», есть такая русская поговорка, которая, может быть, выдернута из контекста Псалтири, где написано: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися (Пс. 17). Отец Иоанн с малых лет впитывал в себя закалку царских (николаевских) времен. Даже паломникам, которые к нему приезжали с какими-то элементарными вопросами, переживаниями для церковного человека, он говорил: «Как же мне вас жалко, никто же вас жизни не учил, мы-то еще николаевские». Действительно, у отца Иоанна было не только отцовское сердце, а материнское – все для него были «деточки», «самые любимые».

У него был дар прозорливости, дар чудотворной молитвы, но самый удивительный дар, – дар рассуждения.

Монах Антоний:

– У него была не книжная мудрость, не ученая, а мудрость во Христе, евангельская мудрость. В евангельском ключе надо было человека примирить с Богом, с самим собой, по работе, с семьей, и человек уже выходил из кельи отца Иоанна сияющим. Частичка света отца Иоанна переходила ко всем, но он сам не терял этого света в себе.

Отец Иоанн (Крестьянкин) прожил полную испытаний долгую жизнь.

Монах Антоний:

– Отец Иоанн под конец своей жизни был как будто бы не с нами, как будто бы жил в двух мирах. Приходит Татьяна Сергеевна: «Батюшка, мы будем причащаться, молиться?» Батюшка говорит: «Деточка, я и так всю ночь служил и исповедовал, куда же еще? Я хочу отдохнуть». То есть, как бы это высокопарно ни звучало, у него стерлась граница миров – он жил как будто уже в бестелесном состоянии. Одна семья сюда приезжала, говорили, что долгое время не могли иметь детей и, не имея возможности попасть к отцу Иоанну, написали ему письмо: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, никак не можем, очень хотим детишек». В итоге у них получилось сюда приехать спустя какое-то время, прошло несколько лет, подбегает девушка к отцу Иоанну, говорит: «Батюшка, может, хватит уже молиться? У нас каждый год по ребенку». Он говорит: «Нет, деточка, сколько Господь дает, столько надо». Его иногда называли «скорый поезд со всеми остановками» – бежит, толпа его окружит, он остановится, всем скажет какое-то душеспасительное наставление и бежит дальше. Так много остановок было у него на пути из кельи до храма.

Отец Серафим был немного другого устройства – был в себе замкнут, хотя благодатности не умаляет такой его образ жизни. Он заходил через служебный вход, садился, читал записочки. Множество пророчеств, явных моментов прозорливости зафиксировано в том числе и нашим владыкой. Он ему предсказал скорый отъезд из монастыря, когда его еще молодым послушником вызвал митрополит Питирим к приготовлению торжественных дней к тысячелетию Крещения Руси.

Около 500 захоронений находятся здесь в отвесных нишах под пирамидами. В надписях встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Бутурлиных. Погребены в монастырских стенах предки Пушкина, Кутузова, Мусоргского, но есть и другие захоронения.

Монах Антоний:

– Мы с вами находимся рядом с братскими захоронениями монастырского кладбища, которое образовалось в 1700 году. На этом кладбище около 200 захоронений. Что самое интересное, этому кладбищу уже более 300 лет, но никаких запахов абсолютно нет. Многие говорят, что в пещерах может быть определенный климат, влажность или консервант какой-то присутствует в песке этих пещер. Интересно то, что цветы пахнут, а тела не пахнут. Множество объяснений пытались придумать, но чем больше появлялось объяснений, тем больше появлялось противоречий в этих объяснениях. Феномен. Переносили и привозили тела из отдаленных городов, и, когда их сюда везли, начинался тонкий запах тления, а приносили тела в пещеры, и запах этот абсолютно пропадал. Это поражает до сих пор.

Такое вот чудо Богом зданных пещер. А сколько здесь еще чудес! На святой горе живут торопливые белки, пугливые косули и изящные аисты. А еще есть ворон по имени Добрыня. Самоуверенности птичке не занимать – выкормленный братией с младенчества, он по праву чувствует себя хозяином звонницы. Мы бы могли вам еще много рассказать об этом удивительном монастыре, но лучше вы сами приезжайте сюда и напишите свою историю о святой обители.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 февраля: 07:45
  • Четверг, 09 февраля: 15:15
  • Пятница, 10 февраля: 02:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать