По святым местам. Музей Казанской епархии

28 февраля 2024 г.

Посетим музей Казанской епархии, чтобы увидеть крест мученика Феодора Болгарского, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского и мебель, которая принадлежала просветителям чувашского и татарского народов - миссионерам отцу Алексию Рекееву и педагогу Николаю Ильминскому.

Программа «По святым местам» в Казани. Если паломник приехал всего на один день в столицу Татарстана, может ли он узнать все о православии на этой земле, познакомиться со святынями и святыми этих мест? Наверное, да, если посетит музей Казанской епархии. Побываем там и мы.

Музей расположен на территории Казанского Богородицкого монастыря. Музей открыли всего два года назад, накануне торжества в честь Казанской иконы Божией Матери. Экспозиция охватывает очень большой исторический период, ведь христианство появилось на землях Татарстана еще в первые века новой эры.

Иеромонах Аркадий (Логинов), директор музея Казанской епархии:

– По этой территории проходил очень большой торговый путь. И, естественно, на этой земле, чаще всего в качестве торговцев, появляются христиане. Более того, известно, что в древнем Болгаре, который хоть и не был столицей, но был торговым центром Волжско-Камской Булгарии, находились общины разных народов, в том числе армянское поселение. Мы знаем, что армяне уже с IV века приняли христианство.

Значит, проповедь Евангелия была здесь известна. Так, в XIV веке в городах Поволжья торговал купец по имени Федор. Прозвище Федора – Иерусалимлянин – дает возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли. 21 апреля 1323 года Федор Иерусалимлянин оказался в Болгаре.

Иеромонах Аркадий:

– В нашей экспозиции присутствует точная копия креста, который нашли в могиле христианского миссионера. Есть все основания полагать, что это было захоронение мученика Федора Болгарского, Иерусалимлянина. Он, очевидно, был купцом, оказался здесь по торговым делам, вступил в диспут с представителями ислама и в конечном итоге принял мученическую кончину.

В 1555 году в Казани была учреждена епархия. Ее первым архиепископом стал святитель Гурий. В музее есть его посох.

Иеромонах Аркадий:

– Для верующих людей, для жителей Казани, это символ, потому что святитель Гурий вместе со своими подвижниками действительно стал просветителем для Казанского края.

Совсем недалеко от храма построили Казанский собор на месте обретения Казанского образа Пресвятой Богородицы. С этой святыни началась новая страница в духовной жизни земли Казанской. XVIII век – это век просвещения, и 300 лет назад, в 1723 году, в Казани открыли славяно-латинскую школу.

Иеромонах Аркадий:

– В истории духовной школы Казани были трудные времена, были и периоды расцвета, когда количество учащихся духовной школы достигало 600–800 человек. Это была самая большая духовная школа во всей России.

Позже школу переименовали в семинарию. Ее выпускники проявили себя не только на ниве духовной – они стали и учеными, и медиками, и просветителями. Их имена теперь носят улицы города.

Иеромонах Аркадий:

– Это плод, без сомнения, тех духовных зерен. «Семинария» от латинского seminarium – «посеяние», то, что сеется. И все это тоже мы стараемся здесь отразить. Таким образом, экспозиция музея построена на идее представить как можно шире весь спектр.

Шестая выставка музея как раз и была посвящена юбилею духовного образования на этой земле.

Иеромонах Аркадий:

– В этой витрине представлена епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Он посещал неоднократно Казань и даже совершил Божественную литургию в селе Васильево (сейчас это пригород Казани). Почему на выставке появился этот экспонат? Он здесь не случайным образом, он находится рядом с планшетом, посвященным Николаю Ивановичу Ивановскому, профессору Казанской духовной академии, который был дружен с праведным Иоанном Кронштадтским. После служения литургии в Васильево святитель Иоанн заезжал к нему (у профессора там была дача), они пили чай. Также он побывал и у ректора академии, к ректору семинарии заезжал. В общем, была очень обширная программа. Каким образом осталась здесь его епитрахиль, я не знаю, но есть такое предание, что в семье усопшего священника облачение сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Также на выставке представлен стол, за которым работал священник Алексей Рикеев, один из просветителей чувашского народа.

Иеромонах Аркадий:

– Надо сказать, что о нем помнят и горячо почитают его до сего времени. Этот стол сохранился, он важен для нашей выставки не просто как предмет мебели, а потому, что священник Алексей Васильевич Рикеев – просветитель народа. Сам он получил образование по системе Ильминского.

Переводчик текстов Священного Писания на чувашский язык был учеником Николая Ильминского. А Николай Иванович Ильминский – выпускник Казанской духовной академии, и занимался он миссионерской деятельностью.

Иеромонах Аркадий:

– Плодом его миссионерской деятельности было как раз создание сети национальных школ. В частности, он был директором Центральной крещено-татарской школы, где обучали грамоте. Фактически эти школы стали рассадником национальной интеллигенции. Стул, принадлежавший Николаю Ивановичу Ильминскому, на выставку передан кряшенским приходом. В Татарстане есть несколько кряшенских приходов, кряшенская община очень большая. В самом городе есть Тихвинский храм, где как раз и сохранялся этот стул Николая Ивановича Ильминского.

В нескольких селах тоже есть кряшенские приходы, где богослужение совершается на кряшенском языке. То есть то, что создавалось Ильминским в XIX веке, продолжает существовать. Переводы, которые он делал, используют – люди имеют возможность молиться, прославлять Бога на своем родном языке. Как вы поняли, музей находится в одном из зданий Казанского монастыря. К концу XIX века обитель, созданная еще во времена Ивана Грозного, насчитывала до 500 монахинь. Возникла потребность в новых зданиях.

Иеромонах Аркадий:

– Корпус, где мы сейчас находимся и где располагается музей, постройка конца XIX века

– самая последняя постройка дореволюционного периода. И этот корпус стал завершением всего ансамбля монастыря, построенного в классическом стиле.

В этом здании, стоящем напротив Казанского собора, расположен Крестовоздвиженский храм.

Иеромонах Аркадий:

– Построен храм как надвратный. Мы сейчас находимся в музее на втором этаже, и сбоку – храм. Он расположен под куполом и над проходом, по центру симметричной композиции этого храма.

Также в корпусе были трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, и пекарня. Удивительно, но в советское время храм не разрушили, и до нас он дошел в практически неизменном виде. В советское время в бывших монастырских мастерских разместились аудитории пединститута.

А в 2015 году рядом с Крестовоздвиженским храмом начались работы по воссозданию собора, построенного на месте обретения Казанской иконы Богородицы. Один из почитаемых списков этой иконы, Ватиканский, был передан в Россию. Крестовоздвиженский храм в то время только-только отремонтировали, и церковь знаменательна тем, что 21 июля 2005 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в храм список Казанской иконы Божией Матери, привезенный в Россию из Рима.

Иеромонах Аркадий:

– В 2004 году переговоры завершились передачей этого списка Святейшему патриарху Алексию II, и по его решению в 2005 году эту икону доставили в Казань. С этого времени до постройки и освящения собора в честь явления Казанской иконы Божией Матери так называемый Ватиканский список (почитаемый список Казанской иконы Божией Матери) находился здесь, в Крестовоздвиженском соборе. Люди до сих пор приходят сюда, хотя уже третий год с того времени идет, и спрашивают: «Где икона? Здесь икона должна быть». Им говорят, что икона теперь находится в соборе, но они приходят сюда, потому что в народе об этом есть память.

Казанский монастырь и его музей посещают и самостоятельные путешественники, и многочисленные группы – паломнические и туристические.

Иеромонах Аркадий:

– Люди приходят разные, но никто не уходит просто так – все равно что-то меняется в людях, в их глазах. Надолго ли этого хватит, не знаю. Но, по крайней мере, те, с кем приходилось говорить, общаться, отмечали, что это особенное место. Это такое место, о котором нужно говорить специально, что оно особенное, потому что люди сами это чувствуют. Как говорится, поцеловать землю, на которой случилось великое чудо Божие. Наш владыка называет это место домом Божией Матери. Я думаю, для этого есть все основания, потому что это место особого присутствия, особого явления Божией Матери.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 апреля: 07:45
  • Четверг, 18 апреля: 15:15
  • Пятница, 19 апреля: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать