По святым местам. Крестовоздвиженский храм, с. Гольяны

2 сентября 2020 г.

Более 300 лет существует православный приход в этом селе. О нынешнем настоятеле церкви правящий архиерей сказал: "Я горжусь, что в моей епархии есть такой священник, который сделал вызов, в первую очередь, самому себе. Он пошел служить, бросив банк, бросив карьеру, взяв свой крест, по слову Господа". 

«Не стоит город без святого, селение без праведника» – все мы слышали эту народную мудрость. Проверить ее программа «По святым местам» приехала в село Гольяны. Итак, начинаем наш рассказ. 

Священник Александр Филиппов, настоятель Крестовоздвиженского храма:

– Рукоположили меня в 2007 году, я уже в возрасте стал священником, раньше работал на стройке, потом в экономической области.

Знакомьтесь: отец Александр Филиппов, настоятель прихода в селе Гольяны. Крещение батюшка принял уже в зрелом возрасте, когда ему было около 40 лет.

Священник Александр Филиппов:

– Уже в годы перестройки вера пришла, стал углубленно изучать Священное Писание, думал: надо другим рассказать, лекции читать. Господь услышал эти мои мысли и повел меня по этому пути не только лекции читать. Когда я окончил Свято-Тихоновский богословский университет и получил диплом, меня пригласили в епархию и предложили принять сан.

В 2005 году сотрудник коммерческого банка начал получать богословское образование, а уже через два года был назначен священником в село Гольяны. Долгое время священник с матушкой жили в Гольянах в старом деревянном доме, квартиру в городе оставили детям.

Священник Александр Филиппов:

– Это был тот период, когда мы могли все свои способности, все свое время уделить этому благому делу – воссозданию здесь прихода и церкви. Это получилось Божией милостью, с Божией помощью. Местные жители очень хорошо нас поддерживают, и мы рады, что здесь служим.

Да и церкви как таковой здесь не было: собирались в маленькой молельной комнате, которая находилась в административном здании бывшего совхоза. Хотя история православного храма насчитывает в Гольянах уже более трех веков. Об этом мы знаем из крестьянских ревизских сказок – документов по переписи населения.

Священник Александр Филиппов:

– Название этого храма происходит еще с XVI (или XVII) века, когда тут, на берегу Камы, была первая деревянная Крестовоздвиженская церковь. В архиве были найдены документы 1611 года, в которых поп Никита делает отчет об умерших на территории прихода. Наш приход включает в себя семь населенных пунктов, это было и в те времена, поэтому территория довольно обширная и прихожан тоже должно быть много. В отчетах мы читаем о том, что в ранние времена в этих районах прихожан насчитывалось несколько тысяч, сейчас поменьше, хотя все верующие, крещеные. Думаю, что это дело будущего.

Этот храм заложили в 2012 году, хотя денег не было даже на начало работ. Только чтобы выкупить архитектурный проект, пожертвования собирали почти полгода, но как только бумаги были на руках, местные жители начали сами рыть котлован.

Священник Александр Филиппов:

– У местных жителей много техники (тут много фермеров, которые что-то делают), есть трактора, был экскаватор, даже подъемный кран был – всю эту технику нам давали. Строительную организацию мы не нанимали, потому что это было бы очень дорого, строили хозяйственным способом – были свои здешние люди (сварщики, бетонщики, каменщики), только на самые специфические работы привлекали профессионалов. И самое главное: раз все участвовали в строительстве этого храма, то теперь считают этот храм своим, а когда люди так считают, то они свою любовь реально проявляют и оказывают помощь. И до сих пор: вроде бы построили храм, вздохнули – все, батюшка теперь отстанет маленько, – не тут-то было.

Освятив Крестовоздвиженский храм в 2017 году, почти сразу принялись за роспись.

Священник Александр Филиппов:

– Слава Богу. Я даже не планировал, думал: когда-нибудь лет через 10–20 придет другой батюшка помоложе, поэнергичнее, и все это сделает. А тут так получилось, Бог сподобил, что у нас все одно за другим идет, и находятся благотворители и помощники, и храм все больше преображается.

Прежний каменный храм, который строили на рубеже XVIIIXIX веков, имел три придела. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня, а второй – в честь Богоявления. Нынешняя церковь поменьше, но зато двухуровневая и Богоявленский придел разместился на цокольном этаже.

Священник Александр Филиппов:

– Это было очень удобно во время строительства: мы начали строить, через два года нижний храм был готов, и мы уже начали там служить. По мере возведения верхней части люди уже привыкли к новому месту.

Сейчас мы можем увидеть старинные иконы, которые когда-то находились в первом храме, построенном в Гольянах. Вот две из них: это Владимирский образ Пресвятой Богородицы и икона Архангела Гавриила. Сейчас они находятся в нижнем крестильном храме. Был в дореволюционные годы и третий придел, освященный в честь святой великомученицы Параскевы. Дело в том, что во времена Пугачевского бунта, когда мятежные войска были недалеко от села, жители собрались в церкви и молились у иконы великомученицы Параскевы Пятницы о спасении Гольян от бунтарей.

Священник Александр Филиппов:

– Чтобы сохранить традиции, мы решили около храма построить часовню в честь Параскевы Пятницы, освятили ее, и теперь она у нас тоже является святыней, где мы совершаем молебны, какие-то памятные службы.

В истории есть упоминание об Ижевско-Гольянской узкоколейной железной дороге, соединявшей в начале XX века город с пристанью села Гольяны. Такие узкоколейки нужны были для переброски войск и оружия в период боевых действий, а после начала Первой мировой войны в 1914 году резко возрос грузооборот двух ижевских заводов – железоделательного и оружейного. Дорогу, протяженностью 36 верст, строили силами венгерских и австрийских военнопленных, о которых в Гольянах не забыли.

Священник Александр Филиппов:

– Памятник будет посвящен строителям узкоколейки: с арсенала города Ижевска возили оружие сюда на пристань Камы, чтобы отправлять войска в Первую мировую войну. В 1914 году была построена первая узкоколейка. Тут погибло очень много людей – и военнопленные работали, и наши саперные войска. И около Гольян большая братская могила, поэтому люди, которые потрудились для победы русского оружия, должны оставаться всегда в памяти народа.

В период Гражданской войны сельская церковь оказалась в центре боевых действий.

Священник Александр Филиппов:

– Здесь было очень большое противостояние еще в Гражданскую войну. Мы обнаружили тут много братских могил, поэтому рядом с храмом будем строить памятник-сквер, который назовем сквером Дружбы народов.

Известна история плавучей тюрьмы, «баржи смерти», стоявшей на якоре у пристани села. Белогвардейцы при отходе захватили в качестве заложников около 600 человек, нескольких пленников расстреляли, а большинство оставили голодать и мерзнуть в трюме баржи. Красноармейцам удалось отвоевать плавучую тюрьму и спасти около 400 пленников, но после с не меньшей жестокостью карательные отряды большевиков уничтожали тех, кого подозревали в сочувствии к армии Колчака. В Гольянах осталось множество братских могил, в которых лежат люди, бывшие по разные стороны баррикад.

Священник Александр Филиппов:

– Чтобы подрастающее поколение помнило о тех страшных временах, мы здесь, рядышком, сделаем этот памятник, у которого можно будет проводить молебны, панихиды, какие-то мероприятия, митинги может быть, если светские власти тоже поддержат нас.

Тогда говорит ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф, 26, 52).

Эта плащаница Христа старинная, здесь говорят, что она из Почаевской лавры, а принесла ее сюда одна из прихожанок этого храма. У нее святыня оказалась вот каким образом: ее мама работала трудницей в Почаевской лавре и получила эту икону в благодарность за труды, ей предложили выбрать одну из старинных икон. Душа женщины легла к этой плащанице, и сейчас невидимая ниточка связывает удел Пресвятой Богородицы – Почаевскую лавру – и храм в удмуртском селе Гольяны.

Священник Александр Филиппов:

– Это место в Гольянах самое привлекательное, замечательное, и всегда сюда тянет всех людей. Тут у нас каждый день много детей, больших и маленьких, есть для них детская площадка. Проводим праздники на предхрамовой площади – все Гольяны собираются, люди привыкли и уже не представляют, как это они жили без церкви.

Казалось бы, есть все: и храм, и часовня, и сад, заботливо возделываемый прихожанами под руководством матушки, но уже есть планы и по восстановлению храмов в соседних деревнях Макарово и Докша. Ведь если получилось в Гольянах, то получится и в других местах.

Священник Александр Филиппов:

– Это приносит радость, от этого только дух и настроение людей поднимаются. Сам глава администрации мне говорит: «Батюшка, вот здесь построили храм – совсем люди изменились к лучшему. Давай скорее в Докше строить, а то там люди такие трудные, с ними тяжело договориться, а будет храм – и все изменится». Вот уже они сами понимают, что когда есть храм – это совсем другая атмосфера, другое мировоззрение, другие чувства.

А о том, что 13 лет назад бросил высокооплачиваемую должность, отец Александр не жалеет.

Священник Александр Филиппов:

– Я думаю, что Господь меня специально готовил: чтобы это все сделать, нужно что-то знать. Раз я работал на стройке, то имел опыт строительства, разбирался в чертежах; был в области экономики – там тоже приобрел немало нужных знаний для того, чтобы вести бухгалтерию, сметы, отчеты. Все это пригодилось в жизни. Поэтому то, что я резко поменял, – только со стороны кажется, что резко, а так у меня душа уже давно была к этому предрасположена, просто обстоятельства не складывались. И я теперь понимаю, что Господь меня именно к этому вел – Он давал мне закончить одно, чтобы это мне пригодилось в будущем, потом закончить другое, чтобы это мне потом пригодилось. И когда я, наверное, был уже готов, по Его мнению, Он уже мне открыл этот путь для того, чтобы все, что я накопил, было реализовано на благо людям и Церкви.

Сосновый лес, высокие берега, река Кама, а в центре храм – вот что гостя встретит в Гольянах.

Священник Александр Филиппов:

– Село очень хорошее, много дачников здесь, и среди них есть верующие люди, которые помогают, поэтому место благодатное.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​