По святым местам. Храм святых Кирика и Иулитты (Армения)

31 августа 2022 г.

Продолжаем путешествие по православной Армении и отправляемся в село Димитров, чтобы побывать в храме святых Кирика и Иулитты. Церковь построили ассирийцы, которые переселились сюда в XIX веке после русско-турецкой войны. Услышим молитвы на новоарамейском языке и познакомимся с культурой православных ассирийцев.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Армении, и мы приехали в село Димитров, чтобы познакомить вас с ассирийским православным храмом.

Название Димитров, наверное, больше характерно для средней полосы России. Первоначально это место называлось по-другому, в литературе вы можете встретить такие наименования: Гайлазор, Гайлазор Неркин и Гайласар, а нынешнее название село получило в 1949 году в честь болгарского революционера Георгия Димитрова.

Что ж, надеюсь, вы пока не запутались. Итак, село в Армении, название болгарское, а храм ассирийский. Предками сегодняшних ассирийцев являются жители Месопотамии, само же государство Ассирия – одна из древнейших империй. Но Великая Ассирийская империя пала под натиском своих соседей и уже больше не возрождалась. Ассирийцы расселились по всему Востоку, Осроена (или Эдесское царство) была населена преимущественно ассирийцами.

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа – одна из древнейших святынь христианского мира, и появился он благодаря царю Осроены Абгару V. По преданию, во времена проповеди Спасителя тяжело заболел правитель города Эдессы царь Абгар. Не видя Христа, Абгар верил в Него как в Сына Божия, он написал Спасителю письмо и попросил об исцелении. С письмом Абгар отправил живописца Ананию, ему было поручено написать портрет Иисуса Христа.

Анания пришел в Иерусалим, но из-за толп, окружавших Сына Божия, не смог подойти к Нему. Внезапно Христос Сам позвал художника и передал ему ответ для царя. В нем Он пообещал прислать ученика, чтобы исцелить правителя, а затем Он попросил принести воду и полотенце. Христос умылся, отер лицо, и на полотенце запечатлелся Его Божественный лик. Анания передал в Эдессу письмо и образ, правитель Абгар получил исцеление и святыни. С того времени, примерно с 32 года нашей эры, ассирийцы и приняли христианство.

Итак, на территории Армении ассирийцы жили с древности, но большинство переселилось сюда в XIX веке после русско-турецкой войны.

Надежда Константиновна Садоева, прихожанка храма:

– Ассирийцы помогали русским – кормили их, помогали во всем, а когда русские приехали, ассирийцев уже должны были поубивать персы. Тогда русские предложили принять православие.

Был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в Армению.

Надежда Константиновна Садоева:

– Мои предки приехали в Армению во время русско-персидской войны в 1828 году из Урмии. Когда приехали, приняли российское подданство и построили храм. 

В первой половине XIX века в Армении появился православный храм в честь святых Кирика и Иулитты.

Надежда Константиновна Садоева:

– Построили для себя церковь и с тех пор молились. Конечно, церковь была не такая, вот приход – это старая церковь, а пристройка на кирпиче была – ее заново возвели…

В 1881 году на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе в храме был проведен ремонт.

Надежда Константиновна Садоева:

– С тридцать седьмого года у нас уже не было ассирийского священника, его арестовали и убили. После жили без священника, но все равно молились.

В 1943 году православная паства Армении перешла под омофор Грузинского Патриархата, и некоторое время этот храм окормлялся пастырями из Грузии.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа:

– В 1943 году Синод под председательством патриарха Сергия принял решение о восстановлении общения между Русской Православной Церковью и Грузинской Православной Церковью и о том, что приходы на территории Армении пока могут управляться Грузинской Церковью за дальностью Русской Православной Церкви. На основании этого решения приезжали сюда грузинские батюшки – служили, освящали куличи на Пасху, совершали литургию, причащали.

Мы застали бабушек, которые помнили этих батюшек. Они были наездами, постоянного присутствия православных священников здесь не было до тех пор, пока по просьбе ассирийской общины сел Димитров и Верхний Двин жители не обратились к патриарху Московскому Пимену с просьбой предоставить им православного священника.

Тогда патриарх благословил монаха Троице-Сергиевой лавры, ученика третьего класса семинарии монаха Макария (Оганесяна) (впоследствии иеромонаха), рукоположить, так как тот был православным выходцем из Армении. Его рукоположили и прислали сюда. Тогда, в 1989 году, возобновились уже регулярные службы Русской Православной Церкви в Армении.

Так с небольшого селения Димитров началась еще одна страница в истории Русской Православной Церкви в Армении. Убранство в храме скромное, и это традиционно для ассирийских храмов. На многих иконах в этом храме есть надписи на ассирийском языке, а еще на ассирийском языке здесь звучит молитва «Отче наш».

Надежда Константиновна Садоева:

– Слава Богу, у нас односельчанин (наш родственник по матери) Якубов заказал эти иконы в Санкт-Петербурге. Мне кажется, иконы очень хорошие, красивые, и, конечно, их надписали по-нашему. Есть «Отче наш» на ассирийском языке. Во время Пасхи всегда священники отцы Андрей, Давид, Владимир, Арсений приезжают, ставят Библию по-ассирийски и службы ведут. Мы и ассирийцы, и русские.

Уже более 200 лет ассирийцы сохраняют здесь свою культуру, традиции и обычаи.

Надежда Константиновна Садоева:

– Это свое. Мы никогда свою веру не будем менять, это однозначно – если мы приняли православие, значит, приняли, отступать некуда.

Ассирийцы – третья по численности этническая община в Армении. Еще живя в Османской империи, армяне и ассирийцы находили общий язык, часто жили в одних и тех же селениях, помогали друг другу. Так что судьбы народов тесно переплетены, и, даже не будучи родственными по языку, отношения они поддерживают братские.

Надежда Константиновна Садоева:

– Нас в семье семеро детей, шестеро невесток и зятьев у нас армяне. Я работала в Ереване, не чувствовала никакой разницы – если бы она была, вместо меня поставили бы армянку.

Ассирийцы на земле Армении сохраняют свой язык: дети изучают это уникальное наречие в школах.

Надежда Константиновна Садоева:

– Когда наши приехали, школа была ассирийской, потом стали обучаться на русском, после войны прошлого века школу сделали армянской. У нас есть русские классы, там обучают ассирийскому языку, школа на государственном уровне это ввела.

В Армении издается и пресса на ассирийском языке. Вот, например, газета «Ассирийские новости»: статьи здесь есть и на русском языке. Но надо сказать, что ассирийский еще называют новоарамейским языком. А арамейский язык – это тот, на котором говорил Иисус Христос.

Святые мученики Кирик и Иулитта за свою веру во Христа претерпели ужасные страдания. Гонители веры истязали мать на глазах сына, а ребенок был убит на глазах его родительницы. Но Бог, за Которого они претерпели столь тяжкие муки, принял их в Свое Царство и воздал им за земные лишения. На протяжении многих веков мученикам молятся о семейном счастье и выздоровлении детей, в их честь воздвигают святые храмы, и один из этих храмов находится в селении Димитров.

Сейчас в мире, по разным подсчетам, проживает около 4–5 миллионов ассирийцев. Потомки древних завоевателей сейчас – гостеприимные люди с добрыми сердцами. Приезжайте в Димитров и сами во всем убедитесь.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать