Мы приехали в город Бекабад. Он находится в Узбекистане практически на границе с Таджикистаном. Там, где встречаются территории двух стран, расположен храм Сретения Господня. Об этом месте наш сегодняшний рассказ.
Своим рождением город Бекабад обязан строительству железной дороги. В 1899 году здесь возник пристанционный поселок, а его название первоначально было другим – Хи́лково. Оно было дано по фамилии одного из руководителей строительства Михаила Хилкова. А недалеко от будущего Бекабада находилось село с очень церковным названием Сретенка.
Священник Александр Колотовкин, настоятель храма:
– История православия в этих местах относит нас к концу XIX века, когда сюда стали приходить переселенцы из России. В этих местах стояло военное формирование, которое охраняло южные границы Туркестанского края. Здесь, в предгорьях Тянь-Шаня, проходила естественная граница этих мест, и здесь, буквально в нескольких километрах от нынешнего города, стояло военное поселение, где был построен храм в честь Сретения Господня. Само селение было названо Сретенкой. В советское время храм был переоборудован в школу, и если сегодня мы это место посетим, то будет достаточно трудно даже его узнать, потому что здание храма было очень сильно перестроено, а в советское время здесь, в самом этом городе, храма не существовало.
В XX веке жизнь в Бекабаде постепенно набирала обороты. Сначала поселок из Хилково был переименован в Беговат, в связи с объединением с кишлаком Бекова, летом 1929 года здесь построили цементный завод «Бекабадцемент», но на этом промышленные темпы не остановились.
Священник Александр Колотовкин:
– Город Бекабад в 50-х годах XX века начинает активно обустраиваться – здесь строятся такие стратегические объекты, как Сырдарьинская ГЭС, рядом с этим источником энергии строится Узбекистанский металлургический комбинат (он выпускает черный металл), а также крупный завод по выработке цемента. По сути, они являются градообразующими предприятиями, и именно с 50-х годов город Бекабад приобретает тот вид, который мы, в принципе, видим и сейчас.
И вот еще с конца 40-х годов в Бекабад стал ездить священник. Рядом находился таджикский город Худжанд (в советское время Ленинабад), сейчас там действует православный храм Марии Магдалины, и он построен на месте молельного дома, куда в 40-е годы приезжал батюшка.
Священник Александр Колотовкин:
– Там находился храм, который действовал даже во время советской власти. И верующие, из этого города в том числе, ездили туда, там производились и крещение, и бракосочетание, и отпевание. А сюда время от времени приезжал священнослужитель, который посещал болящих, производил какие-то требы на дому.
И только в начале 90-х годов подняли вопрос о строительстве в Бекабаде своего храма.
Священник Александр Колотовкин:
– Начало бытования этого храма можно отнести к 1992 году. Тогда здание клуба было передано местной общине, началось его обустройство. В 1995 году была пристроена алтарная апсида, и храм зажил своей полноценной жизнью.
Потрудиться пришлось немало. Тот цветущий сад, что вы видите, дело рук прихожан.
Священник Александр Колотовкин:
– Храм обустраивался, обустраивалась прилегающая к нему территория, поскольку в 90-х годах возле храма территория была достаточно запущенная и верующим пришлось буквально ее заново обустраивать. Поэтому то, что вы видите на территории храма, – создано руками местных верующих людей.
Читая про Бекабад в Интернете, вы можете встретить указание на то, что в 1948 году здесь служил священник по фамилии Кошкин.
Священник Александр Колотовкин:
– Я тоже встречался с этой фамилией, однако в архивах местных храмов эта фамилия не встречается. Возможно, это был кто-то из ссыльных священников, потому что здесь, в Средней Азии, и в послевоенное время было большое количество ссыльных священнослужителей; возможно, это был как раз один из таких священников, который нелегально действовал здесь.
Иконы в этом храме, что называется, домашние. Это связано прежде всего с географическим положением прихода.
Священник Александр Колотовкин:
– Иконы есть старинные, но они в разном состоянии и чаще всего достаются нам после смерти верующих людей. Потому что бабушки хранят у себя семейные реликвии, и нередко бывает так, что либо после их смерти, либо когда семья переезжает в другое место, они сдают их сюда, в храм. Поскольку иконы старинные и при переселении в Россию их вывезти проблемно, то их приносят сюда, чтобы они были здесь. Эта коллекция (можно так сказать) собиралась на протяжении тридцати лет.
Икона преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского, – значимый образ и для Сретенского храма, и для всей Средней Азии.
Священник Александр Колотовкин:
– Его почитают как одного из среднеазиатских святых, как человека, который пережил опустошение Иссык-Кульского монастыря и впоследствии много лет подвизался здесь, в Средней Азии. Потому он достаточно широко почитается здесь, а после обретения его мощей практически во всех храмах нашей Среднеазиатской епархии находятся его святые мощи. Икона преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского, была дополнена частицей мощей, которая была привезена из Киргизии, и она является своеобразной святыней нашего храма. Почитанием пользуется икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, а также икона «Неупиваемая Чаша», потому что, к сожалению, проблема эта актуальна и здесь, многие люди приходят молиться о своих выпивающих родственниках.
Интересен и храмовый образ Сретения Господня.
Священник Александр Колотовкин:
– Эта икона была создана из нескольких частей. Предыдущий настоятель этого храма протоиерей Игорь Ходырев очень хорошо владел резьбой по дереву, и такой резной кивот сделал он своими собственными руками. Икона сама по себе неизвестно какого происхождения, тут данные невозможно установить, но, однако, она являет собой образец творчества поколений.
Бекабад находится в 115 километрах от Ташкента, а местное население – это около ста тысяч человек. И часть из них – это община Сретенской церкви.
Священник Александр Колотовкин:
– Большинство прихожан нашего храма – местные жители. Сюда же приезжают и жители Бекабадской области, порой достаточно из далеких мест, поскольку область большая и других храмов в окрестности нет. Нередко приезжают и паломники из Ташкента, бывают туристические группы, которые ездят по Узбекистану и порой заезжают даже сюда, в этот отдаленный уголок. Но большинство – это наши местные жители.
Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский:
– Если посмотреть на Святое Евангелие, то можно посчитать, что там более ста раз говорится о Воскресении Христовом. Когда мы слышим и читаем слова о Воскресении Христовом, о вечной жизни, тогда это Евангелие, учение Христово, имеет очень глубокий смысл.
Храм ведет свой Telegram-канал, устраивает концерты для прихожан, поздравляет именинников. Людей разных национальностей и из разных стран объединил во встрече с Господом Сретенский храм.
Священник Александр Колотовкин:
– Я уроженец Казахстана, там родился и вырос. В 2010 году я приехал учиться в Ташкентскую духовную семинарию, окончил ее, нашел супругу и остался здесь служить и преподавать в Ташкентской духовной семинарии. Приезжая сюда, особенно после Ташкента, сразу попадаешь в атмосферу постсоветского города (вы проезжали двухэтажные дома сталинской постройки с высокими потолками). Конечно, жизнь здесь идет своим чередом – больше спокойно, в провинциальном ритме. Соответственно, и люди здесь более спокойные, более умиротворенные, нежели в Ташкенте. Здесь гораздо тише, чем в Ташкенте, гораздо проще общаться с жителями. Бекабадский храм мне нравится тем, что он домашний, уютный, здесь очень легко и приятно молиться, особенно здорово здесь после вечерних служб, когда садится солнце, в садике поет соловей и тихая радость наполняет душу.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Побываем в гостях у Троицкого прихода Тольятти. Храм Живоначальной Троицы - это первое здание, которое построили в городе еще в XVIII веке. Тогда это место называлось Ставрополь на Волге, но в 1955 году населенный пункт затопили, ушел под воду и храм. Сейчас в Тольятти строят новую Троицкую церковь, а богослужения ведут в небольшом храме в честь апостола Иоанна Богослова.
У книжной полки. Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветник чудес
Этот день в истории. 12 февраля
День ангела. 12 февраля
Церковный календарь 12 февраля. Мученик Феофил Новый
Евангелие 12 февраля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!