Мы продолжаем наше путешествие по Узбекистану. Сейчас мы приехали в город Наманган, но находимся не в центре города, а скорее в пригороде, в Махале. Здесь расположен храм Архистратига Божия Михаила. О нем наш сегодняшний рассказ.
Махаля – это узбекский квартал, а точнее – целая система взаимоотношений, которые существовали в Узбекистане на протяжении многих веков. В общем, Махаля – это и территориально-административная единица, и сообщество людей.
Священник Владимир Платонов, настоятель храма:
– Мы приехали в Наманган, второй по численности населения город в Республике Узбекистан после Ташкента, многонациональный. Православие здесь существует еще с конца XIX века. К православным верующим здесь гостеприимно относятся.
Сам город Наманган был основан в XVII веке. Это был ремесленный и торговый центр, купцы которого ездили в Китай и Бухару. В 1875 году город вошел в состав Российской империи, через два года появился православный приход, а в 1894 году был построен кирпичный храм. От храма было проложено несколько прямых улиц с домами русскоязычного населения. И вот по этим новым улицам совершались крестные ходы. Но после революции храм был разрушен, а настоятель, отец Владимир, отказавшийся примкнуть к инициированному новыми властями обновленческому расколу, был арестован и вскоре расстрелян.
Надежда Ивановна Дадажанова, староста храма:
– Община скиталась. Это уже третье место, где расположен храм. После войны здесь было очень много ссыльных, поэтому была острая необходимость построить еще один храм. После войны, в 50-е годы, было очень сложно, и храм построили как храм. Строили очень быстро, даже при помощи мусульман. Все работали хашаром (тадж. ҳашар; перс. < арабск. – «совместный труд, благотворительность»), и вот этот храм построили.
Священник Владимир Платонов:
– Вокруг у нас проживают узбеки, мусульмане. Храм здесь строился не типовой, методом хашара, так называемой общественной стройкой.
Так в 1952 году на окраине города появилась церковь.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Храм построен из глинобитных кирпичей без фундамента временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. И получилось, что уже семьдесят с лишним лет мы находимся на этом месте. Потому что кругом здесь раньше жили европейцы.
Так вокруг на узких улочках обустраивались местные жители, и когда в России православные храмы закрывали, в Узбекистане строили.
Священник Владимир Платонов:
– Здесь такой интересный момент, что основная власть находилась в Москве, а Средняя Азия, как мы знаем, была местом больших ссылок, особенно во времена репрессий. И здесь, видимо, какой-то обратный бумеранг сработал, что те ссыльные, кто здесь был, остались. Я думаю, что это Промысл Божий.
Но со временем город рос, стали появляться новые микрорайоны, люди переселялись туда, а храм остался в Махале.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Уже семьдесят лет храм находится здесь, он намоленный не одним поколением наших предков. И, несмотря на то что кочевали туда-сюда, наши люди сохранили уникальные иконы. Например, икона Николая Чудотворца была в иконостасе. Люди, когда ломали храм, эту икону сохранили, и уже потом, когда построили новый храм, ее сюда принесли. Очень много старинных икон, написанных в технике, которая сейчас утрачена. Люди сумели это сохранить. У нас новодела почти нет. Например, эта икона Иверской Божией Матери была подарена мусульманами (предки этой бабушки были русскими, ее бабушка вышла замуж за мусульманина, дети и внуки – все мусульмане), святыни не бросают – приносят нам. В прошлом году мы три таких старинных иконы заполучили.
Эта икона Серафима Саровского уникальная. Серебряный оклад вы видите, и по бокам ростовская финифть. Это уникальная икона, даже в соборе такой нет. Когда люди приходят, видно, что тепло идет, икона намоленная. Мы стараемся их сохранять, и поэтому люди их приносят нам.
Этот образ Божией Матери также старинный и также был принесен в эту церковь. Важно отметить, что икона Пресвятой Богородицы «Негасимая свеча» была вынесена из пожара. По краям даже видна небольшая темнота, но сами лики Царицы Небесной и Младенца Христа не пострадали.
Община прихода – жители города и окрестностей.
Священник Владимир Платонов:
– В основном это жители города Намангана, которые приезжают из разных районов, и есть люди, которые приезжают из областных городов. Мы сейчас с вами ехали от города Пап до Намангана и проезжали город Чуст, Туракурган, сам Пап. Там еще есть небольшие русскоязычные православные семьи, иногда, я уже говорил, это могут быть семьи смешанного типа, но они исповедуют православную веру. Там есть и европейские кладбища. На какие-то мероприятия, на большие праздники люди собираются, приезжают, здесь мы совершаем вместе общественные молитвы.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Приход прирастает, батюшка у нас уже здесь почти семь лет. Люди приходят, крестятся, венчаются, постоянно отпевания проходят. Я считаю, что наш православный приход, который остался последний, должен работать. У нас всегда двери открыты, мы работаем каждый день. Мы не знаем ни государственных праздников, ничего – по очереди здесь дежурим в любое время. У нас нет сторожа; когда ухожу, говорю женщинам-мусульманкам, которые тут сидят: «Оставляю на Бога и на вас». – «Ой, идите, мы посмотрим». Когда у них идут религиозные праздники, они нам плов дают, в Пасху детишки здесь бегают, яички, печенье мы им даем. А что нам делить-то на этом свете?!
Прихожане этого храма не раз ездили в паломнические поездки, видели красоту монастырей и храмов в России и других странах, но любовь к своей родине сильнее всего.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Меня тянет в Наманган, потому что уже приросла, корни здесь пустила. Таких очень много. Даже у тех наших прихожан, которые уехали в Россию, ностальгия (мы общаемся через социальные сети). Храм наш остается уютным, домашним. Даже когда к нам приходят из Россотрудничества или из российского посольства, им нравится. Сейчас еще только ранняя весна, а когда начинает все расцветать, здесь полнейшая идиллия.
Священник Владимир Платонов:
– Я патриот своей страны, как говорят: где родился, там и пригодился. Нас в семинарии все-таки учат тому, что нужны нам здесь свои пастыри, кадры. Я сейчас еще преподаю в семинарии, мы пытаемся до студентов донести то, что есть такое понятие, как послушание, которое превыше поста и молитвы, поэтому, если мы учимся в нашей Ташкентской православной духовной семинарии, мы должны стараться иметь такой настрой, чтобы служить здесь. Потому что много народу, много священников, здесь тоже с людьми работать надо. Сейчас у нас начнется соборование, увидите, что люди здесь есть, и они тоже жаждут духовного окормления.
Местные власти поддерживают приход.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Например, зима была в этом году очень холодная, у нас все замерзло, вода замерзла, вообще воды нигде нет, отопление порвало. А Крещение же – воды надо. Я звоню в Хокимият: «Срочно надо воды». И утром водовозку привезли, и вечером, и мы смогли набрать воду на Крещение и Махалю всю обеспечили. Недавно наши женщины с клироса участвовали в торжестве, посвященном празднику Навруз, в русских костюмах, пели русские песни и вообще произвели фурор. Женщины у нас уже пожилые, но участвовали, и это было очень приятно, и очень хорошо о нас отзывались.
Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский:
– Господь нас примирил Своим приветствием в мир, Своим рождением. Не потому, что мы покаялись, исправились и стали жить хорошо и любить Бога. Нет, человек не любил Бога и не жил по заповедям Божиим. Но Господь, несмотря на то что человек так себя ведет, пришел и примирил с Собою весь род человеческий.
Недавно в храме провели ремонт и красили стены здесь так же, как и строили эту церковь, – методом хашара, то есть сообща, помогая друг другу. Фасад храма также ремонтировали всем миром – каждый внес свою лепту. Приняли в этом участие даже футболисты. Дело в том, что два спортсмена из местной футбольной команды родом из Сербии, и они помогли ремонтировать эту церковь.
«Государство в одном квартале» – так иногда называют Махалю. И не случайно, ведь это целая система отношений, и она помогала и помогает людям жить в мире и согласии вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Священник Владимир Платонов:
– Мы имеем этот храм, слава Богу, с 1952 года. Храм открыт, функционирует, свободно мы молимся, и никто нам не препятствует, наоборот, бывают какие-то общие мероприятия, когда сюда приезжают и с Наманганского телевидения снимают наши праздники – Пасху, Рождество. У нас бывают рождественские елки. С соседями мы тоже находимся в дружественных отношениях. На престольный праздник 21 ноября, Архангела Михаила, они нам даже плов помогают готовить, мы здесь встречаем гостей с Ферганского благочиния, все молимся и живем здесь дружной большой семьей.
Надежда Ивановна Дадажанова:
– Мы живем в многонациональном государстве и друг друга должны всегда поддерживать. Я в последнее время болела (на почке операция была), и дорогого стоит, когда я пришла и женщины Махаля все вышли – меня обнимают, целуют: «Что с Вами случилось?» До слез прошибло. Так и живем. От добра добра не ищут, я думаю так.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Иверскому храму деревни Чандрово всего пять лет, но именно здесь можно погрузиться в мир Византии, Древней Руси и царской России. Настоятель храма сам создает церковные облачения разных периодов. А еще на приходе есть музей, где можно увидеть сувениры, которые до революции привозили паломники из Святой земли.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 октября 2024 года
Православный словарь. Обрезание Господне
Этот день в истории. 9 октября
День ангела. 9 октября
Церковный календарь 9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!