По святым местам. Храм Вознесения Господня, с. Красносельское Челябинской обл. Часть 1

23 марта 2022 г.

Храм Вознесения Господня поселка Красносельского Челябинской епархии был построен в 19 веке, но возродился трудами благотворителей и монахини Ларисы (Аветисян) только в XXI веке. Сейчас в церкви пребывает почитаемый греческий образ Богородицы "Кассопитра", а также множество других святынь со всего православного мира.

Сегодня наш рассказ о селе Красносельское и храме в честь Вознесения Господня в Увельском районе Челябинской области.

Как сообщают краеведы, по одним данным, этот населенный пункт возник в 1832 году, по другим – чуть ранее, в 1809 году. В то время местечко это называлось Николаевка по имени графа Николая Мордвинова, который переселил сюда своих крестьян из Тамбовской губернии. Согласно другой версии, поселение называли по имени одного из первых жителей. Село было крупное, и в нем ежегодно в конце января проводились ярмарки.

Священник Вадим Бойко, клирик храма в честь Вознесения Господня:

– В Красносельском живется хорошо, спокойно. Село небольшое. Зимой здесь бывает «прохладно» – минус 25-30 градусов, снега немного, поэтому, как говорится, не приходится много его убирать. Место здесь красивое – и природа, и сам храм, и территория вокруг.

Храм в честь Вознесения Господня был освящен 5 февраля 1887 года. Удивительно, что в литературе о храме можно найти имя первого ребенка, который был в нем крещен. Девочку с редким для сегодняшнего дня именем Домна принесли сюда родители Петр и Ефросинья – это было 26 декабря 1886 года.

Тогда церковь внутри была расписана, а деревянный иконостас был золоченым. Сейчас почти ничего из прежнего убранства не сохранилось. Зато есть новые святыни, о которых дореволюционные прихожане, наверно, даже и не слышали. Хотя сам по себе образ Божией Матери «Кассопитра» древний и чудотворный, чтимый во всей Греции.

Монахиня Лариса (Аветисян), ответственная за строительные работы:

– Кассопитра – это деревня, как наше Красносельское. Удивительно, там настоятель храма – духовное чадо преподобного Паисия Святогорца. Когда я привезла этот образ, владыка еще благословил икону целителя Агапита и святой Параскевы.

Греция была под турецким игом, а когда начала освобождаться, люди стали возвращаться по домам, но в Константинополь они уже не могли попасть. Среди них была женщина с сыном, у которого не было глаз – именно турки вырвали ему глаза. Мать его на руках держала, ходила по храму, просила подаяние, чтобы выжить, – жилья нет, ничего нет.

Подходит она к монастырю, а наместник ей говорит, что возьмут только мальчика, потому что это мужской монастырь. А она спрашивает: «Что вы будете с ним делать, он же без глаз?» Наместник уступает, дает им каморку с условием, чтобы никто не знал, что в обители есть женщина.

Женщина увидела солнечный лучик, который освящал маленькую икону на стене, и стала беседовать с этим образом Богородицы: «Матерь Божия, как мне быть? Я в возрасте, скоро умру. Кому сын будет нужен без глаз?» И в этот момент с иконы сходит Божия Матерь, касается глаз мальчика, дает ему зрение... Женщина от страха начинает кричать. Наместник бежит: «Я же Вас просил!»  Она с трудом рассказывает, что произошло... У парня даже цвет глаз оказался другим: были голубые, а стали карие.  

Матушка Лариса живет здесь около восьми лет, занимается реставрацией храма. При ней были установлены купола, отреставрирована колокольня. Саму колокольню жители Красносельского построили еще в 1888 году – с тех пор кампаны созывали на молитву жителей села. Храм стал и духовным центром, и центром социальной помощи.

В самом конце XIX века в Российской империи случился страшный голод. Аномальная погода и неурожай привели к тому, что запасы у крестьян истощились. Тогда при храме была организована благотворительная столовая, где зимой ежедневно получали питание до 50 человек.

Традиции благотворительности и хлебосольства поддерживает и матушка Лариса. Нашу съемочную группу угостили вкуснейшими вареньями и компотами. Голодным вы отсюда точно не уедете, а если повезет, то еще и с собой дадут пару баночек консервированной груши или дыни. А сколько матушка потратила сил, чтобы не только закатать банки, но и вырастить плоды!

Монахиня Лариса (Аветисян):

– Я выхожу в огород в 4 часа утра. И благодарю Бога. И вижу плоды своего труда.

«Монашество – это награда после понесенных трудов на благо ближних» – так считала святая Елизавета Федоровна. Образ этой угодницы Божией и ее келейницы инокини Варвары занял особое место в храме села Красносельское.  

Монахиня Лариса (Аветисян):

– Я его из Иерусалима привезла. Матерь Божия меня благословила через матушку Марию Аль-Алаам, и я попросила, чтоб икону написали, где святая княгиня Елизавета держит на руках мой храм, а рядом с ней келейница – то есть основательница Марфо-Мариинской обители; молятся на реке Увельке. Потом я написала икону «Елизавета Федоровна и Мария Магдалина» и отвезла ее в Иерусалим.

Уникальность этого храма не только в иконах. Еще до революции тут был установлен самый большой в округе колокол весом в 500 пудов, изготовленный златоустовскими мастерами. Но события начала XX века заставили замолчать этот кампан.

Годы великих потрясений не обошли стороной и уральскую глубинку. Николаевку на волне революционного энтузиазма переименовали в село Красное, храм стал не нужен. В 1930 году он был закрыт. В здании держали скот, зерно и даже поставили киноустановку для демонстрации фильмов. А еще раньше, в 1918 году, самый большой из семи куполов был уничтожен.

Монахиня Лариса (Аветисян):

– Колокол был очень тяжелый. По всей округе был слышен звон колоколов – очень далеко. Большевики не могли увезти его и бросили в болото. Говорят, он до сих пор в болоте.

В 1992 году здесь была возобновлена религиозная жизнь, а в 1994 году после восстановительных работ в церкви начались регулярные богослужения. Храм тогда освятили заново. Однако позже стало понятно, что церкви нужна еще одна реконструкция – на этот раз уже капитальная. В 2010 году инициатором возрождения этого памятника культуры выступил депутат Государственной думы Олег Колесников.

Монахиня Лариса (Аветисян):  

– Живем здесь уже восьмой год. Планы большие, но я их никогда не выполню. Все, что у нас есть, вы видите своими глазами. Храм благословили как основание будущего монастыря, сказали: «Вы – строительница». Я взялась за это дело, но по болезни мне сейчас очень трудно его выполнять. Не могу сказать, как будет в дальнейшем.

Вы видите, что было сделано за последние восемь лет благодаря Колесникову Олегу Алексеевичу – он все время поддерживал и поддерживает нас. Но людей нет, я одна. А одна рука никогда не хлопает. Трудно мне.

Посмотрим, как Господь благословит. Может, кто-то другой придет и будет поднимать. Буду рада, потому что я очень слабая и духом, и телом. Стараюсь, конечно, но может Господь кому-то другому это благословит. Мне тяжело. Я прошу у всех людей прощения и молитвенной помощи.

Священник Вадим Бойко, клирик храма Вознесения Господня:

 – Благодаря Господу и неравнодушным людям, которые поддерживают наш храм и приход, у нас есть все, чтобы человек пришел, помолился, постоял на богослужении, заказал записку и привел своего ребенка в воскресную школу, чтобы тот получил духовное образование. С Божией помощью и с помощью прихожан этого храма мы будет развивать приход.

Во второй части программы мы покажем вам святой источник, расскажем о других святынях церкви. Также вы узнаете, как матушка Лариса (Аветисян), будучи прихожанкой Армянской Апостольской Церкви, стала православной монахиней.

Ведущая Надежда Калинина

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 мая: 23:45
  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать