Плод веры. Писатель, главный редактор православной газеты «Благовест» Антон Жоголев. Продолжение

1 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Почему в Самаре есть памятник Бабе Яге, но нет памятника жертвам голода в Поволжье? Зачем читать православные газеты, если вся информация есть в интернете? Рассказывает писатель, главный редактор православной газеты «Благовест» Антон Жоголев.

Сегодня мы продолжаем разговор с Антоном Жоголевым, писателем, главным редактором православной газеты «Благовест».

– В прошлой программе Вы интересно и вдохновенно рассказывали о том, как в начале 1990-х годов создавали газету «Благовест». Чем живет сейчас газета, о чем пишет, что интересует читателей, какова обратная связь?

– Есть «газеты-личности» (это не самый плохой вариант). Был у меня замечательный коллега Александр Раков (сейчас покойный), который и был газетой «Православный Санкт-Петербург» для многих читателей. Газета и сейчас живет, но его личность затмевала все: настолько он был ярок и интересен (хотя там есть и другие достойные авторы). Какое-то время был соблазн, что и я превращусь в такого же редактора-газету и стану «Благовестом». В каком-то смысле так и есть, потому что я ее создал и посвятил ей всю жизнь. Тем не менее в ней звучат разные голоса: у нас полифония.

Я работаю с людьми, которыми каждый день восторгаюсь. Например, много лет со мной работает Ольга Ивановна Ларькина – прекрасный журналист, замечательный писатель. Двадцать пять лет она несет (и с большим достоинством) крест газетной журналистики. Конечно, другим удержаться на таком уровне тяжело − сотрудники уходят, меняются, потому что планку мы взяли очень высокую. Чудом пришли на помощь другие люди. Например, последние три или четыре года ни один выпуск журнала «Лампада» и газеты «Благовест» не обходится без прекрасных статей, рассказов, очерков писателя Владимира Николаевича Крупина. На мой взгляд, это лучший современный православный писатель. Так и есть, потому что он стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии (это о чем-то говорит). Владимир Николаевич всей душой полюбил «Благовест». Он не получает у нас никакого гонорара (иногда даже сам нам его посылает). Он полюбил газету; говорит, что ее читатели – это его родня. Все, что выходит из-под его пера, он в первую очередь отсылает нам (иногда еще в другие издания). Он всегда очень внимателен к нам, всегда благодарит за публикации (хотя у него такой послужной список, что это мы должны радоваться, что у нас такой автор).

Этот случай уникальный, изумительный, но не единственный. Двадцать лет с нашей газетой сотрудничал другой большой православный писатель Николай Михайлович Коняев из Санкт-Петербурга. Замечательный писатель! К сожалению, два года назад он отошел ко Господу, похоронен в Александро-Невской лавре на Никольском кладбище, где хоронят самых известных и достойных людей. Для нас это большая потеря, потому что Николай Михайлович был одним из тех, кто придавал газете особый духовный колорит.

У нас есть и неименитые авторы, мало кому известные, кроме наших читателей. Это матушка Марина Захарчук из Белгородской области, супруга священника Луки из достаточно глухого села Новенького. Она присылает нам прекрасные статьи и стала родной для наших читателей, ее публикаций ждут. Она, как и я, училась в Питере на факультете журналистики. У нее тяжелая судьба: она претерпела за веру. Ее выгнали с последнего курса, потому что она вышла замуж за семинариста, будущего священника.

Среди корреспондентов, о которых мало кто знает за пределами нашей редакции, но которых полюбили читатели, – Елена Юдакова из Тамбова, руководитель воскресной школы при местном Петропавловском храме. Пишет прекрасно, светло, радостно. Затем  Виктория Белькова из Иркутской области. Прекрасно пишет Юлия Молчанова, учитель русского языка в мало кому известном селе Волгоградской области. Это настоящие духовные родники! Они сейчас поддерживают редакцию. Трудно сказать, что бы мы без них делали. Обратите внимание на географию: вся Россия собралась, чтобы помогать «Благовесту», а мы скорбим, что дела наши плохи. Все очень хорошо, нам только денег не хватает.

Как Господь нес Крест? Крестоношение не обходится без помощников. Я не сравниваю с собой, просто хочу сказать, что сейчас это общее дело. Это не газета Жоголева или Ларькиной (хотя мы не снимаем с себя ответственности), это коллективное большое дело, соборное делание. В нем участвуют молитвой наши читатели, а их молитва живая, подлинная. Люди относятся к нам не как к чужим журналистам. Многие выписывают газету с 1991 года. Сменились поколения: бабушки отошли в Царство Небесное, их дочери читают газету. Это уже часть семейного предания. Для них мы не абстракция: они к нам относятся с душой, шлют свои рубрики, потому что хотят, чтобы газета была. Многие не представляют, как без нее жить. Например, в тяжелые ковидные времена (к сожалению, и нашу редакцию эта беда не миновала) мы в январе поздно вышли из отпуска по болезни. Были звонки, люди интересовались, не случилось ли чего с газетой. Мы их успокоили: номер вышел, все на месте, слава Богу, живы-здоровы и продолжают свое служение.

– О чем Вы чаще всего пишете, какие темы популярны?

– Газета – дело живое. Мы пишем о том, что имеет отношение к духовной жизни. Раньше у нас была любимая тема – старцы. В каждом номере мы радовали читателей поездками к  подвижникам, которых знает вся страна, это: схиигумен Иероним; московский старец, узник ГУЛАГа отец Михаил Труханов (великий человек, любил нашу газету, давал интервью, благословлял нас); блаженная схимонахиня Мария, очень известная схимница, юродивая. Я могу назвать еще очень много имен. Ездил к старцу архимандриту Кириллу (Павлову). Всех не перечислишь. Теперь у нас этого меньше, потому что изменилась ситуация: читателю уже надо другое. Сейчас мы рассказываем о жизни, учимся сами и учим других жить по-православному на своем примере (порой неудачном). Мы живем в тяжелом, электронном мире, в котором воинствующий секуляризм никуда не делся; отстаиваем свою веру и себя. Мне кажется, для наших читателей, которые живут примерно в тех же условиях, что и мы, это полезно.

– В одной из своих статей Вы написали: «Газетная журналистика переживает серьезный кризис: падают тиражи, интерес к печатному слову». Все так плохо?

– Я не скажу, что плохо, но ситуация очень серьезная. Газеты – это то, что связывает поколения. Казалось бы, какая разница? Ехал в московском метро десять лет назад – люди читали пусть не очень хорошую и качественную, но прессу. Еду сейчас – никто уже газет не читает. По дороге на вокзал в Самаре мне показали киоск, который был недавно «Роспечатью», а сейчас это «Шаурма». Эта реальность меня как журналиста-газетчика (у меня в дипломе так написано; и по жизни я такой) очень расстраивает.

Почему нужна газета? Почему ее нельзя заменить? Потому, что газетный формат нельзя стопроцентно перевести в виртуальную реальность – не получится. Газета – это что-то другое. Она передает новые оттенки и качества в изложении информации, в расположении материала. Даже осязание газеты имеет смысл: это более глубокое прочтение. У нас прекрасный сайт, мы его очень любим, занимаемся им, понимаем, что за ним в каком-то смысле будущее, но отношение к нашим статьям у интернетного читателя и газетного разное. В Интернете моментальный диалог: нажал на кнопку и лайк поставил, а духовный диалог, духовное общение труднее. Оно там тоже возможно, но все-таки это немного не то.

Представьте газету журнального XIX века (как сейчас «Благовест»). В принципе газета почти не изменилась. Когда я учился на факультете журналистики, ходил в Санкт-Петербурге в Публичную библиотеку, листал газету «Московские ведомости» середины XIX века. Не могу сказать, что «Благовест» точно такой же, но в принципе это та культура, которая измеряется уже столетиями. Если она вдруг уйдет (мы всё будем делать, чтобы она не ушла, но не все от нас зависит), то вместе с ней уйдет нечто. Великая мудрость Господа состоит в том, что мир живет в разных временных измерениях. В Москве жизнь идет в одном ритме, в Самаре – в другом, в глубинке – иначе.

Нельзя все перевести в гаджеты. До сих пор кому-то нужна печатная продукция. В Москве, наверное, с этим сложнее, потому что цифровизация взяла высокую планку. А где-то люди еще хотят неспешного общения: чтобы в почтовый ящик живой человек-почтальон положил газету, а они ее взяли, выбрали минутку и почитали (может быть, еще и вслух своим домашним).

Это большое дело. Мне бы хотелось, чтобы газетная журналистика жила. Живет же театр вместе с кинематографом одновременно: они как-то разделили сферы влияния и не мешают друг другу, а даже помогают. Надеюсь, так будет и здесь. Время покажет, прав я или нет.

– Вы издаете много книг, особенно самарских авторов. Чем может гордиться Самарская земля? Хоть Вы и не любите слово «гордиться», но о ком из самарских писателей Вы хотели бы рассказать?

Мои святыни в Москве – это святитель Алексий и Владимирская икона Божией Матери. Мой профессиональный интерес – это православный магазин на Пятницкой, потому что я имею отношение к православному слову. Я вчера там был и обратил внимание, что людей стало меньше, к сожалению (может быть, это была случайность; дай Бог, чтобы люди интересовались духовной литературой). Магазин прекрасный. Я нашел там на полке книгу «Цветок Сиона» − записки паломника на Святой Земле. Ее написал мой близкий друг, протоиерей Сергий Гусельников. Наверное, я его выделю из большого числа наших самарских писателей. Он был в 1993 году заместителем редактора газеты «Благовест». Но судьба у него сложилась по-другому: он стал священником. Так же, как и многие те, которые вышли из «Благовеста» и стали прекрасными пастырями: отец Игорь Макаров (он в здравии, до сих пор служит), отец Георгий (Китов) (отошел ко Господу) и отец Сергий, духовный писатель, член Союза писателей России (мы вместе с ним вступали в Союз писателей). Он издал несколько настоящих, подлинно духовных книг. Он и после смерти продолжает служить людям, миссионерствовать.

К сожалению, наш «Благовест» тяжело перенес эту потерю. Отец Сергий скончался в прошлом году на Натальин день от последствий ковида. Прекрасный священник, настоятель самого крупного в Поволжье Кирилло-Мефодиевского храма в центре Самары, недалеко от Волги. Это человек, которого знал весь город, потому что у него было неравнодушное сердце: он не мог не реагировать на грех и пытался всячески с ним бороться – словом, делом, молитвой. Его провожала вся Самара, это было печальное событие. Отец Сергий был большим духовным писателем. Его книгу о Святой Земле я рекомендую прочитать всем.

– Какие книги, которые Вы издавали, пользовались наибольшей популярностью?

– Мне удалось в 2001 году издать книгу «Самарский батюшка протоиерей Иоанн Букоткин». Ее до сих пор время от времени переиздают, ее можно увидеть на полках магазинов. Был у нас в Самаре такой священник: очень маленького роста, с громким голосом.  Великий молитвенник, тихий подвижник, который нигде себя не афишировал, но его знали все: вся Самара знала о силе его молитв. Он был духовником епархии, «Благовеста» и моим. Я застал его на излете лет: застал его старческую, человеческую, священническую мудрость; успел получить от него благодать и мир. Я помню его советы. Он говорил мне: «Антоний, держи язык мягче». Он не всегда меня хвалил, бывало разное. Я ему благодарен в первую очередь за его молитвы. Мы издали о нем, мне кажется, очень хорошую книгу, потому что про отца Иоанна плохо написать трудно.

– Какие книги с более общеизвестными сюжетами выходили в издательстве?

– Так как наше братство носит имя святителя Алексия, то перед нашим небесным покровителем святым Алексием, митрополитом Московским, у нас есть долг. Одна из главных целей братства – популяризация его духовного наследия, его связи с нашей Самарской землей, чтобы каждый самарец знал, кто его охраняет на небе и предстоит за наш город пред Господом.

Мы издали всеобъемлющую книгу о святителе Алексии, митрополите Московском, собрали очень много материалов (один самарский краевед это замечательно сделал). Книгу издали с большой любовью, на высоком полиграфическом уровне. Когда мы ее показали настоятелю Елоховского собора (к сожалению, он один из первых умер от ковида), он сказал, что книга очень достойная, и попросил, чтобы мы передали ее Елоховскому собору, где лежат мощи святителя Алексия. «Там эта книга и должна находиться» – так высоко он ее оценил.

Были, конечно, и другие издания, но я останавливаюсь на этом, потому что для нас святитель Алексий наиболее значимый святой, благодаря которому наш город живет в относительно духовном благополучии; его молитвы нас охраняют. Недавно произошло важное событие: впервые частичка мощей святителя Алексия прибыла на Самарскую землю. Теперь она с нами в храме Георгия Победоносца. Это особый храм, который         находится в самом центре города; храм-памятник.

– Я знаю, что Вы издавали книгу, посвященную стоянию Зои?

– Тема стояния Зои охватывает целый период моей жизни (и вообще целый период жизни страны). Первый раз я прикоснулся к этому в 1989 году, когда был светским журналистом (это была моя первая статья на духовную тему). Как я об этом узнал? Мне об этом рассказывали отец, мама (хотя не были непосредственными свидетелями или участниками этого чуда); об этом знают все коренные самарцы. Я заинтересовался, решил разобраться, что же там такое было.

Когда я постигал это чудо, менялась моя жизнь. Сначала я об этом писал в светской молодежной газете, потом в «Благовесте». Тему не прекращают поднимать до сих пор. Тридцать лет мы находим какие-то новые свидетельства, штрихи. Это настолько великое чудо! И людям оно интересно. До сих пор немало белых пятен, мы знаем не все. И я, как журналист, не слагаю с себя ответственности за это.

Известно, что Зоя Карнаухова в 1956 году в январе на Новый год взяла икону Николая Угодника для того, чтобы с ней потанцевать. И была наказана – окаменела. Это факт, который нельзя отрицать. Я сам нашел много свидетелей, которые видели это лично. Многие передают сейчас это как предание, но отрицать это невозможно (либо отрицают по злому умыслу). Много непонятного и неоткрытого еще: например, дальнейшая судьба Зои до сих пор остается таинственной для нас.

Мы издали книгу, я не раз выступал с этой темой на телевизионных передачах, мы создали по материалам «Благовеста» хороший документальный фильм (режиссер В. Осипов). Фильм не устарел, его можно найти в Интернете. Уверен, что еще будут публикации, находки, свидетельства, потому что чудо безмерно (как и наша православная жизнь).

– В этом году исполняется 100 лет трагическим событиям Поволжья − голоду, который свирепствовал в 30-е годы. Вы занимались этой темой. Что это было? Сейчас новое поколение об этом ничего не знает.

– Интересный год у нас сейчас − год юбилеев: начало Великой Отечественной войны, 170-летие нашей епархии, 30-летие возвращения нашему городу его исторического имени Самара.

Столетие поволжского голода – событие огромное, но, судя по всему, оно пройдет тихо. А ведь событие колоссальное по тем страшным последствиям, которые перенес наш народ. Самара была в эпицентре голода, пережила этот кошмар, массовую гибель людей. Голодом было охвачено несколько губерний, около двух миллионов людей подвергались угрозе голодной смерти. Было все, вплоть до людоедства. И в Самаре нет ни одного памятного знака, посвященного этому событию! Мне кажется, что это неправильно. Как журналист я заглянул в архивы, и не все, что я там увидел можно передать словами. Как сказала моя сотрудница, заместитель редактора Ольга Ивановна: «Если мы это все напечатаем, люди не смогут спокойно спать. Давайте пожалеем наших бабушек». Интернет-аудиторию мы тоже жалеем, конечно, но там больше молодых людей с крепкими нервами, и им это надо знать.

Это событие требует работы настоящего историка, профессионала. Я все-таки журналист и не могу передать читателю во всем объеме эту трагедию. Тут должна вестись серьезная работа. Конечно, надо поставить какой-то памятник. Недавно поставили памятник Бабе-Яге. На него нашли деньги, а на памятник сотням тысяч пострадавших людей – нет. Пока совсем не ушла память, пока живут еще семейные предания об этом голоде, нашему поколению надо это сделать. Например, моя бабушка Таисия Ивановна. Она жила в эпицентре этих событий, ее кормила АРА (американская компания, которая оказывала реальную помощь голодающим). За моим прадедом ходили толпами − его хотели съесть. Страшное было время! Если мы это все забудем, будет неправильно. Конечно, не «Благовест» этим должен заниматься, должна быть государственная политика в Самарской области. Будем надеяться и по мере своих сил способствовать тому, чтобы это состоялось. Достойный памятник трагедии необходим.

– В завершение нашей программы, чтобы мы закончили на позитивной ноте, расскажите о самых ярких впечатлениях от встреч с теми людьми, с которыми Вам приходилось общаться профессионально.

– Одна из радостей нашей профессии – общение с православными людьми. Мне приходилось брать интервью у людей, которые находятся на высокой духовной ступени, стяжали дух мирен. Общаясь с такими людьми, невольно чуть-чуть проникаешься этим же духом.

Относительно недавно я брал интервью у замечательного доброго пастыря игумена Петра (Луканова), к сожалению, скончавшегося от ковида. Он создал под Самарой Покровский мужской монастырь в селе Чубовка. Было ему всего 50 лет. Душа его горела до Божьего дела. Будучи молодым человеком, отец Петр создал не один монастырь: Чубовский, а потом еще Чагринский (есть у нас святой подвижник Александр Чагринский, мощи которого просияли на Самарской земле). Теперь эти монастыри живут уже без него, у них свой путь.

За полгода до смерти мы с ним встретились. У него был юбилей, и я всю его жизнь записал на диктофон, опубликовал материал в двух номерах. Люди восхитились его светлой и радостной душой, им как настоящим и сильным человеком. Хоть он был молодой, не из старческого поколения, но такие подвижники до сих пор еще есть. Когда Господь приводит к таким людям, понимаешь, что ты выбрал хорошую профессию.    

Ведущий Александр Гатилин

Записали Людмила Кедысь и Ирина Обухова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать