– Мы продолжаем огласительные беседы. Прошлая наша передача была посвящена четвертой заповеди блаженств: Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся.
Сегодня будем говорить о пятой заповеди, которая звучит так: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Господь ставит акцент на добрые дела, которые мы должны постоянно совершать. Жизнь очень тяжелая. Мы видим много страждущих, несчастных людей, не имеющих возможности прокормиться, одеться. Кто-то не может получить бесплатное медицинское обслуживание, кто-то не имеет своего жилья.
Господь говорит, что творящие милость ближним будут помилованы. Милость бывает телесной и духовной. Так как человек состоит из тела и души, утешения требует и то и другое.
Как мы должны относиться к нашим близким? Какие добрые дела нужно творить? Об этом Сам Господь говорит в Священном Писании.
Первое дело – напитать алчущего. Мы можем поделиться не только тем, что имеем в избытке, но и тем, что есть на сегодняшний день, чтобы накормить голодного человека.
В Ветхом Завете мы читаем слова Бога: …раздробляй алчущым хлеб твой... Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай нищим. Ты даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке, чтобы и ты подавал другим».
Второе доброе дело – напоить жаждущего. Господь указывает: Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (то есть не лишится награды).
Нам кажется, вода есть везде: в магазинах, квартирах, домах. Но в южных странах она является огромной ценностью. Там жарко, поэтому нужно больше воды. Неслучайно человек, приезжающий из Европы, например, в Палестину, должен пить не менее трех литров в день, потому что происходит незаметное обезвоживание организма, из-за чего можно потерять сознание. В жарких странах даже стакан воды приносит утешение и спасает человека.
В монастырях на Афоне, в Греции, в святом граде Иерусалиме монахи, встречая паломников, всегда предлагают им воду или кофе со сладостями. Неизвестно, когда ел и пил паломник, но, чтобы он утолил жажду и напитал себя, подается небольшое угощение.
Господь говорит, что каждый должен позаботиться о другом человеке. Забота – это не просто улыбнуться, сказать хорошее слово, а накормить, напоить, согреть. В Священном Писании мы читаем: Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю...
Третье дело – одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой приличной одежде. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вот сильная стужа; нищий лежит… одетый в рубище, умирая с холода, скрежеща зубами, и видом и одеждою возбуждая сострадание; но ты, одетый тепло… проходишь мимо (не обращая на него внимания). Как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда находишься в несчастии?»
Если у человека нет одежды, то можно дать ему средства на ее приобретение. Городское население более состоятельное, так как имеет работу. Освящаешь дома богатых людей и видишь десятки пар обуви, 30-40 рубашек, блузок в шкафу. Целые комнаты выделяются под гардеробные, где хранится дорогая одежда.
Мы никого не осуждаем – только призываем к заботе о нуждающихся. Господь дает богатство, чтобы состоятельные, заботясь о бедных, имели возможность «искупить грехи свои» (см. Дан. 4, 24), как говорит Священное Писание.
Бывает, люди не знают, куда девать одежду, потому что человек, как воздушный шарик, то «сдуется», то «надуется». Огромное количество одежды просто висит в шкафах. Обязательно нужно поделиться. Некоторые спрашивают: «Куда отнести?» В городах не все храмы принимают одежду: население не настолько нуждается.
Можно сделать очень просто. Например, собрали одежду, обязательно постирали ее, погладили. Помните, как в 90-х годах приходила гуманитарная помощь из Германии? Немцы очень аккуратные. Они все гладили, стирали, отдавали в химчистку, а после красиво упаковывали – и отправляли в Россию. Кем-то ношенная одежда была как новая. Мы с удовольствием ее принимали, потому что не было средств для покупки вещей. Я тогда учился в семинарии и не мог приобрести пиджак и брюки.
Мы можем отправлять посылки с одеждой в деревенские храмы. В деревнях народ небогат, потому что там нет работы. Нет совхозов, колхозов. Можно собрать одежду, бытовые предметы, мобильные телефоны – все ненужное нам, но добротное, работающее – и отправить в храм. Батюшка распределит все среди бедных людей.
Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Хорошо, когда мы посещаем своих сродников, если, не приведи Господь, они попали в беду и их посадили. Но о многих мы вообще забываем. Мы должны творить добрые дела для тех, кто находится в местах лишения свободы.
Некоторые говорят: «Вот еще! Буду я помогать разбойникам, убийцам, нехорошим людям!» Но нам никто не давал права судить другого человека. Сам Господь не дает нам при жизни никакой оценки. Он будет судить нас только по окончании нашего земного пути. Бог творит благая всем: и тем, кто совершает хорошие поступки, и тем, кто делает что-то плохое. …иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя.
И мы не должны делить людей на плохих и хороших. Видя человека, находящегося в нужде, нужно ему обязательно помочь. Если мы не посетим темницу, то Господь нас не помилует в Царствии Небесном, когда явимся перед Ним на Страшном Суде.
Пятое дело – посетить больного, послужить ему и помочь выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. Наше посещение дает человеку возможность выздороветь, увидеть нашу любовь к нему. Если больному пособолезнуешь, поговоришь с ним, духовно поддержишь, то он воспрянет.
Если человек находится при смерти, необходимо помочь, чтобы он удостоился христианской кончины: поисповедовался, причастился. Надо рассказать ему о важности святых таинств, к которым он может приступить для того, чтобы прийти к Господу с очищенной душой, чистым сердцем и чтобы Он принял его в Свои вечные обители.
Шестое дело милосердия – принять странника в дом. Наше время очень сложное. Принять странника почти невозможно, потому что мы не знаем, с каким намерением пришел человек. Но знакомого мы должны приютить. Святые отцы говорили состоятельным людям, у которых были большие хоромы, чтобы они обязательно имели комнату для Христа. Христос путешествует по земле в виде странника. Поэтому тот, кто впускает его к себе, принимает в жилище Самого Господа.
Не каждый приютит даже родственников или знакомых. Все боятся, что их стеснят, они потеряют спокойствие, нарушится ритм жизни. Начинают открещиваться от близких людей. Это никуда не годится. Нужно обязательно стремиться принимать их ради Господа. Тогда будет легко на душе: вы почувствуете, что совершили доброе дело.
Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве. Сейчас мы не можем сделать это собственными руками, но можем выделить средства для помощи сродникам или знакомым, которые погребают своего близкого.
Коллективы организаций всегда собирают деньги, помогая коллегам достойно похоронить родственника, чтобы кроме горя от потери близкого не пришло несчастье нищеты и безденежья. Похороны в наше время – непростое дело: порой нужно отдать целое состояние, чтобы по-христиански проводить человека, особенно в больших городах.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что все добрые дела должны исходить от души. Не должно быть никакого лицемерия, чтобы не рождалась гордыня. – «Ради чего ты это делаешь?» – «Ради Господа». Не ради себя, похвалы или собственного возвышения. Не нужно ждать какого-то вознаграждения за то, что сделал.
Доброе дело надо творить от трудов своих праведных. Нехорошо, когда ты приобретаешь богатство, ущемляя одних, и отдаешь его другим. Такая жертва неугодна Богу.
Мы поговорили о добрых делах, которые можем совершать для тела. А что можно сделать для души?
«Первое дело милости духовной есть – увещанием “обратить грешника от заблуждения” (см. Иак. 5, 20)». Многие люди не знают, что совершают грех, или идут на какой-то грех по своему легкомыслию или недопониманию заповедей Божиих, или просто опускают руки и говорят: «Да ладно! Будь что будет!» В этом случае нужно обязательно увещевать ближнего, говорить с ним, убеждать его. Мы можем духовно спасти человека.
Многие скажут: «Это не наше дело – это дело пастырей Церкви». Но пастырь все может сделать публично, а мы – по дружбе: и уберечь человека от заблуждения, и научить его чему-то доброму.
Святой апостол Иаков говорит: Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов. То есть, спасая ближнего, мы спасаем сами себя, и Господь избавляет нас от многих грехов.
Мы можем не послушать священнослужителя, потому что он не имеет к нам никакого отношения; родителей или членов своей семьи, потому что считаем себя лучше них. Но есть друзья, которые нам очень доверяют. Когда мы предостерегаем их от неправильного пути, так как являемся для них авторитетом, они могут многому научиться.
Например, в 90-е годы кто-то спрашивал: «Петя, ты куда идешь сегодня?» – «В воскресную школу». – «Можно я с тобой? Мне делать нечего, а с тобой всегда интересно». Петя приходил со своим другом в воскресную школу – и тот становился верующим человеком, а потом приводил к вере и своих родителей.
По дружбе мы можем сделать очень многое – больше, чем пастыри Христовы, которые призваны публично увещевать, назидать, наставлять, благовествовать.
«Третье дело: подать ближнему добрый и благовременный совет». Не надо стесняться, думать: «Кто я такой? Что буду говорить?» Ты христианин. Христиане живут не своим умом, а Христовым. Значит, ты можешь что-то порекомендовать, даже остановить от греха.
В наше время многие приходят со словами: «Батюшка, простите, по моему совету подруга сделала аборт». Это дурно. Нужно было остановить: «Что ты, подруга моя дорогая?! Разве можно такое делать? Этот грех будет на всем твоем роде. И у тебя здоровья не будет, счастья. Ты будешь себя укорять, сожалеть. А ребенок вырастет. Господь тебе поможет за решимость, смелость, желание исполнить заповеди Божии». Такими добрыми советами мы спасаем людей.
«Четвертое дело духовного милосердия: молиться Богу о ближнем». Мы не всегда можем помочь близкому, хотя нам очень хочется: он порой бывает глух. Как говорят: «Одел глухую шапку». Ты говоришь одно, он тебе – другое. Ты ему открываешь глаза, а он их закрывает. Человек как будто невменяемый, не готов тебя слышать, слушать и что-то делать.
За него нужно помолиться, попросить Бога о помощи. Господь не оставит его. Там, где мы ничего не можем сделать, мы должны уступить место благодати Божией. Господь Сам все управит, задаст нужное направление.
«Пятое дело духовного милосердия: утешить печального». Нужно утешить того, кто немножко загрустил. Когда человек находится в таком состоянии, он ничего не хочет делать, у него опускаются руки, то есть он теряет всякий интерес к жизни. Если его не поддержать, дойдет до уныния, отчаяния, может быть, и до самого страшного греха.
Порой два-три добрых слова, сказанных нами, поднимают настроение, вызывают у человека желание трудиться, идти вперед. Сколько бесед ведут священнослужители! Огромное количество! Человек пришел с потухшим взглядом. Пять-семь минут разговора – и он воскрес, глаза загорелись. Он вновь вернулся к жизни.
«Шестое дело духовного милосердия: не мстить за зло… но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением, ради Христа». Апостол Петр говорит: …вси единомудрени будите, милостиви, братолюбцы, [милосердни,] благоутробни, мудролюбцы, смиреномудри: не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение: супротивное же, благословяще… яко на се звани бысте, да благословение наследите. То есть никого не осуждайте, никому не досаждайте, не воздавайте злом за зло, а уступайте, чтобы сохранить мир, не вывести человека из внутреннего доброго состояния.
«Седьмое дело духовного милосердия: от сердца прощать обиды». Очень важно прощать. И сами будем прощены. Об этом не раз говорил Господь.
Человек спасается добрым делами. Святой Григорий Богослов учит: «…ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение… ни за что (Бог – Прим. прот. Алексия) так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитница, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда».
Дорогие мои, не имея добродетельной жизни, всегда будем творить добрые дела! И тогда уподобимся тем милостивым, которые помилованы будут.
Следующая наша беседа будет посвящена шестой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят.
Записала Светлана Волкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
От преподобного Сергия до Покрова. Священник Константин Корепанов
Этот день в истории. 12 октября
День ангела. 12 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!