«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Заповеди блаженств. Часть 6

5 августа 2020 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Мы продолжаем огласительные беседы. Наша прошлая встреча была посвящена пятой заповеди блаженств: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. В этой заповеди Господь призывает нас творить добрые дела, не проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи: алчущих, жаждущих, больных, находящихся в темнице, мимо людей, которые печалятся, теряют интерес к жизни.

Наше доброе дело может спасти человека от смерти, дать ему надежду на то, что все у него исправится. Мы можем помолиться за человека, и Господь даст ему возможность продолжать жизненный путь, заботясь о спасении своей души.

Сегодня мы будем говорить о шестой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Господь создал человека с чистым сердцем, из которого исходило все самое доброе. Человек видел Бога, общался с Ним. Господь назидал, подсказывал, как и что делать.

После грехопадения человек перестал видеть Бога (даже святые, которые общались с Господом). Не возможеши видети Лица Моего: не бо узрит человек Лице Мое, и жив будет, – сказал Господь Моисею. Но от одной беседы с Богом Моисей воссиял таким светом, что единоплеменники не могли на него смотреть: лучи исходили от его главы и ослепляли людей. Он постоянно покрывал свою голову платом.

Господь дает заповеди не только для того, чтобы мы пришли к вечности, но и для того, чтобы наша жизнь была счастливой. Человек счастлив тогда, когда его не мучает совесть. Святые отцы говорят, что в этой жизни можно иметь все: дом, машину, красивую жену, замечательных детей – но это не принесет счастья, если не будет спокойна совесть.

Монахи – люди, которые работают над собой, очищая свои сердца, борются с помышлениями, достигают духовной высоты, – светлы не только сердцем, но и ликом. При общении с ними получаешь удивительное утешение.

Господь говорит: …идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. Сердце – корень всех дел человеческих. Из него исходят помышления, из помышлений – желания, из желаний – дела. Нужно работать над собой, чтобы помышления, а значит, и дела были добрыми.

Низшая степень чистосердечия – сердечная простота. Простосердечный человек ничего не делает напоказ, для похвалы. Он стремится творить добрые дела по чистоте сердечной, ради Господа. Когда такого человека спрашивают: «Почему ты делаешь добрые дела? Понимаешь, что не нужно ни за кого просить? Пусть люди сами выкарабкиваются, решают свои проблемы. Почему ты самое лучшее отдаешь близким?», – он отвечает: «Я по-другому жить не могу».

Высшей степени чистоты сердца достигают угодники Божии. Они при жизни на земле общаются с Господом, Богородицей, святыми. Чистота сердца лежит в области памятования о Боге. Человек живет верою и любовию к Богу. Добиться этого непросто: необходимо постоянно бороться со страстями, потому что они уводят от Господа.

Что нужно делать для того, чтобы достигнуть чистоты сердечной? Трудиться и помнить о Господе, обязательно творить Иисусову молитву. Духовная чистота достигается огромнейшим трудом. На этом пути всегда стоит враг рода человеческого, который искушает. Он не знает о наших помышлениях, но по движениям может понять все, что мы хотим в данную минуту, предлагая нам различные соблазны.

Только духовный человек может противостоять дьяволу, творя Иисусову молитву. Сам Господь сказал: …именем Моим бесы ижденут. И еще: …без Мене не можете творити ничесоже. Старцы, монашествующие и боголюбивые миряне всегда ходят с четочками, постоянно творя Иисусову молитву. Они просят, чтобы Господь помогал, не оставлял их.

…сердце сокрушенно… Бог не уничижит. Без молитвы невозможно ничего достигнуть, победить зло. Она возвышает, одухотворяет человека. Когда человек молится, благодать Божия помогает ему бороться со страстями, которые его одолевают.

Другое средство очищения сердца есть «постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей». Всяцем хранением блюди твое сердце, – говорится в Притчах. Соломон говорил о том, что мы должны следить за путями своего сердца. Нужно стремиться к воздержанию, бороться, противостоять злу.

Мы не отсекаем массу соблазнов в жизни. Если «не пойдем на совет нечестивых» (см. Пс. 1, 1), как говорит псалмопевец Давид, тогда будет легче победить страсти, а значит, сохранить свое сердце в чистоте.

Есть еще средства, которые нам дал Господь для того, чтобы сделать наше сердце чистым. «…несть бо человека, иже поживет и не согрешит». Только Бог без греха. Грех лежит на сердце тяжелым грузом, поэтому обязательно нужно приступать к таинству Покаяния, чтобы мы могли очиститься.

Таинство Покаяния называют баней, омывающей нашу совесть. Происходит очищение нашего сердца, примирение с Богом. Человек начинает жизнь в обновленном состоянии. Мы не должны пренебрегать таинствами, которые дал нам Господь. Наше спасение начинается с крещения и миропомазания. Затем мы поддерживаем состояние чистоты посредством таинства Покаяния. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Евхаристия – еще одно спасительное таинство, которое укрепляет и поддерживает в чистоте наше сердце. Это центр литургической, духовной жизни. …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Через таинство Евхаристии происходит сильнейшее очищение, потому что Господь проникает во все наши клетки, составы. Об этом мы читаем в благодарственных молитвах: «…да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления».

Почему мы должны стремиться к сердечной чистоте? Потому что во Святом Крещении дали Богу обеты исполнять Его заповеди, уподобляться Ему. Господь призывает: …будьте святы, ибо Я… свят. …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Наше земное счастье зависит от того, есть ли у нас сердечная чистота. Когда человека мучает совесть, он весь во грехах, страсти разделяют его семью, он враждует с теми, кто некогда был дорог его сердцу, он погибает.

Когда человек отсекает от себя страсти, у него чистые помыслы, то ему ничего не мешает. Даже если приходит какая-то скорбь, Господь дает ему возможность легко ее перенести. Сердечная чистота не только духовно возвышает человека, но и делает его совершенно счастливым: он не видит никаких трудностей.

У каждого свой крест. Сердечная чистота помогает в несении жизненного креста. Своими кротостью и смирением Господь показывает нам пример чистоты и святости. Он призывает нас научиться кротости и смирению, и тогда «обрящем покой душам нашим» (см. Мф. 11, 29).

Высоту духовной жизни показал нам Иоанн Креститель. Царица Небесная, «честнейшая Херувим и славнейшая… Серафим», показала такую чистоту сердечную, что стала Матерью Бога нашего.

Мы имеем особую поддержку: таинства Церкви, молитвы, чтение Слова Божьего. Все это может привести нас к духовной высоте, и мы сможем исполнить шестую заповедь блаженств.

Кто еще из святых показал высоту духовной жизни? Преподобный Силуан «никогда не допускал в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога», то есть они не успевали появиться, как он побеждал их молитвой. Преподобный Исидор «в течение сорока лет своих подвигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу», то есть сразу отсекал их от себя.

Мы сразу начинаем заводиться. Наши страсти кипят, злые слова слетают с языка. Мы совершаем дурные поступки, наносим вред и себе, и своим близким. А преподобные умели не включаться в греховную жизнь, противостоять ей. Вот кто такие «чистые сердцем». Это святые, которые всю жизнь проводили в борьбе со грехом и побеждали его, потому что Господь помогал.

«Преподобный Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преподобного Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний и помышлений, и пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Преподобный Сисой даже спрашивал ученика своего: “Ел я, или не ел?” Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душой».

Святой Андрей, Христа ради юродивый, был при жизни восхищен в Царствие Небесное, где видел апостолов, мучеников, преподобных, ангелов, архангелов. Он имел такую чистоту сердца, что лицезрел духовный мир.

Один священник служил в Константинополе и славился как подвижник благочестия и хороший проповедник. Он был неженатый. К нему все относились с уважением. Однажды святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел, как над этим батюшкой нависло темное облако и его шею обвила змея, на которой было написано: «Бес сребролюбия». Это говорит о том, что все было хорошо в священнике, но сребролюбие мучило его.

«Святая мученица Иустина также может служить образцом чистоты... В Антиохии был волхв Киприан. Один юноша просил его расположить к нему… волхвованием Иустину, прекрасную христианку, которую он хотел взять себе в жены, а она и смотреть на него не хотела». Киприан послал бесов, которые помогали ему, чтобы они искусили Иустину и она стала расположенной к этому богатому юноше. Но бесы возвратились от Иустины и сказали: «От нее исходит свет, который поражает нас». Она обладала такой степенью духовной жизни, что никто не мог причинить ей никакого зла.

Многих подвижников благочестия мы встречаем и в своей жизни. Верующий человек имеет особую чистоту, которая проявляется на его лице. Такой человек притягивает к себе людей. Хочется, чтобы он поделился своей чистотой. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мирное сердце не раздирается страстями.

Заповедь, о которой мы говорили сегодня: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Увидеть Бога может только человек, который побеждает страсти, много работая над собой. Наши предки говорили: «Нет ничего тяжелее, чем Богу молиться да старых родителей кормить». Это тяжелый труд, за который имеют особую награду: чистые сердцем узрят Бога при жизни и в вечности будут славить Святую Троицу.

Следующая наша беседа будет посвящена седьмой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​