«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Заповеди блаженств. Часть 8

19 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем огласительные беседы. Прошлая наша встреча была посвящена седьмой заповеди блаженств: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. Мы говорили о том, что Господь желает, чтобы люди пребывали всегда и со всеми в мире. Он Сам примирил человека с Богом, землю с небом.

Сегодня будем беседовать о восьмой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Все Священное Писание говорит нам о противостоянии добра и зла, правды и неправды.

Правда Божия открывает человеку Царствие Небесное, которое является главной целью нашей жизни. С первых страниц Библии мы видим неправду, причинившую много зла. Авель пострадал от своего брата Каина, фараон противостоял Моисею, Давид получил немало неприятностей от царя Саула и своего сына Авессалома, пророк Илия – от Иезавели, святой Креститель Иоанн был обезглавлен по приказу царя Ирода.

Самому Господу нашему Иисусу Христу противостояли книжники, фарисеи и другие представители еврейского народа. Они стали виновниками Его смерти.

Святые апостолы пострадали от евреев и язычников, которым проповедовали слово Божие. Мученики, исповедники, новомученики Российские – от неправды, которая пыталась воцариться на земле.

Господь призывает нас к противостоянию злу и утверждению правды Божией. За это кому-то придется пострадать, но ему в награду будет дано Царствие Небесное. Господь предупреждает: И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. …мир весь во зле лежит. Бог сказал: Не любите мира, ни того, что в мире. И еще: …в мире скорбни будете...

Скорби будут посещать каждого человека, утверждающего своим благочестием правду Божию на земле. Господь говорит, что не нужно этого смущаться, потому что, во-первых, Он никогда никого не оставит в вечности; во-вторых, будет всегда поддерживать. Если человек гоним, но живет по правде Божией, то у него в душе воцаряются мир и покой: его не мучает совесть.

Если человек владеет богатством, нажитым неправедным трудом, он терзаем своей совестью: «Ты не живешь по правде Божией».

Священное Писание говорит: …аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Кто хочет благочестно жить, идти за Христом, никогда не должен искать счастья в этом мире. Счастье может быть только от общения с Богом и утверждения Его правды.

В Священном Писании мы читаем о тех, кто живет согласно этому миру: Горе, егда добре рекут вам вси человецы: по сим бо творяху лжепророком отцы их. То есть горе вам, если все вам потакают. Так поступали с лжепророками. Их хвалили, им кланялись, а они творили неправду Божию.

Святой апостол Павел говорит, что он радовался в своих страданиях. Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна... Многие мученики, исповедники пострадали за Христа, но пребывали в необыкновенной духовной радости, вдохновляя на подвиг других людей.

Никто из апостолов, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью. Кого-то распяли на кресте, кого-то обезглавили, сбросили с высокого здания. Казалось, сейчас с ними расправятся – и правда Божия не восторжествует на земле. Но люди, увидев их подвиг, чудеса, услышав от них Божественное Слово, пошли за ними.

Позже появился сонм мучеников, от которых хотели избавиться, чтобы они не утверждали слово Божие. Их напоказ предавали страшным мучениям, запугивая народ. Но, вопреки этому, восставало еще большее количество христиан, желающих проповедовать и исповедовать Христа. Они с радостью шли на мученичество. Их имена многим людям в наше время освещают путь, ведущий в Царствие Небесное.

Апостол Павел учит: Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас. …пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими благодетелствовани будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют... Когда человек проходит через страдания, начинает сиять, как солнце, озаряя путь в Царствие Небесное.

Все ищут правду Божию, но она не всегда утверждается через мучения. Это происходит через терпение, особые примеры. Сегодня многие борются с коррупцией, со злоумышленниками, с обманом, но не достигают никаких результатов, потому что в этом нет истины. Если человек начинает говорить о правде Божией бескорыстно, то она утверждается.

Необходимо искреннее и твердое убеждение неразрывно с самою жизнью соответствовать правде, о которой мы говорим. Ты желаешь исправить других – начни исправление самого себя. Если мы против коррупции, то сами не должны быть коррупционерами. Если мы хотим, чтобы на земле утвердилась правда Божия, то должны быть примером.

В житии благоверного князя Димитрия Донского говорится, что он был совестью народа. Народ обличался его святой жизнью.

Господь учит, что истинная ревность должна быть беспристрастна. Мы без пристрастия должны относиться к окружающим. Если ты не имеешь каких-то недостатков, не нужно говорить, что они есть в обществе. Ты должен заглянуть в себя: «У меня есть другие недостатки».

Например, человек, имеющий огромное богатство, не должен говорить бедному о терпении. Нужно не только говорить о терпении, но и помогать. В этом будет заключаться правда Божия.

Святой апостол Павел говорит: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. …сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Господь обращает на это особое внимание: …не судите на лица, но праведный суд судите. То есть нужно судить по правде Божией, а не по тем, как говорят в современной жизни, понятиям, которые мы имеем из опыта.

Каждый из нас должен помнить о своих недостатках. Вот источник благочестивой ревности о правде. Когда ты помнишь о своих недостатках, не судишь другого человека, не указываешь на изъяны, а являешься его помощником в исправлении жизни.

Если хочешь помочь, посмотри на жертвенную любовь Господа. Он никого не разорил, не убил, не распял, не предал, а пришел и Сам в Самом Себе исправил человеческую природу. Он жертвенно пострадал за человека. Правда Божия заключается в жертвенной любви к пребывающему в немощи.

Чтобы утверждать правду Божию, необходимо иметь терпение. В жизни бывают трудные периоды, во время которых человек проходит через испытания, стрессы. Где же взять терпение? Святые отцы говорят посмотреть на Образ нашего Божественного Спасителя. Сколько Он претерпел в жизни! Он был гоним. В конце концов, Его предали на крестное страдание. Господь молча и терпеливо принимал поругания, поношения, избиение и крестную смерть, только молился: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят.

Каждый из нас должен взирать на Образ Божественного Спасителя и научаться от Него терпению. Учиться нужно и у святых апостолов, мучеников и исповедников. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: …инии же избиени быша, не приемше избавления… друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех [и] в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин [весь] мир... Они до конца все претерпели и нам показывают пример такого служения.

Все скорби века сего временные, как и наша жизнь. Святой апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (то есть тем, кто стремится утвердить правду Божию и получает за это немалое поругание на земле).

Об этом свидетельствуют и святые отцы. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел себя в чертогах царских пред Царем царей, Который дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни». Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «Такова пища Моим служителем, претерпевшим все до конца».

…претерпевый же до конца, той спасен будет. Как бы ни было тяжело, мы должны до конца нести свой крест. Сколько угодников Божиих, которые претерпели до конца свой жизненный путь и удостоились Царствия Небесного! Мы их почитаем, любим, общаемся с ними.

Иоанн Златоуст много претерпел за правду Божию. Он не позволял себе ничего лишнего. Святой обличал тех, кто искал компромисс между христианством и жизнью этого мира. Он говорил, что так жить нельзя. Если ты идешь за Христом, иди до конца, никогда не позволяя себе того, что ты не должен делать. Особенно если ты человек, за которым идет очень много людей. Ты должен стараться преодолевать трудности, не делать себе послаблений.

Сильные века сего восстали на святого: как он, какой-то служитель Церкви, мог обличать их?! Они же великие, занимают высокие посты, владеют миром! Ближние тоже стали уговаривать святителя: «Зачем тебе все это? Остановись ради нас». – «Нет. Как говорил, так и буду говорить. Вы думаете, что меня могут убить, причинить мне зло? Я ничего не боюсь, ничего не ищу в этой жизни. Я не боюсь смерти, но не пренебрегаю жизнью, помню слова святого апостола Павла: …имею желание разрешиться и быть со Христом».

Святитель Иоанн Златоуст не испугался гонений, притеснений. Его сослали в Армению. Три месяца он шел в оковах без отдыха под палящим солнцем, дождем. Ему не разрешали менять одежду. Святого почти не кормили. Но, будучи в таких условиях, он никогда не роптал. Он дошел до пределов Армении и со словами «слава Богу за все!» предал свой дух Господу. Святитель утверждал правду Божию и знал, что Господь никогда его не оставит.

Сегодня мы прославляем святителя Иоанна Златоуста. Когда нам бывает очень тяжело, не хватает сил, терпения, говорим: «Слава Богу за все!» Мы укрепляемся этими словами и молитвами святого Иоанна Златоуста.

Преподобный Иоанн Дамаскин, занимая высокое положение в обществе (он был министром в халифате), выступал против иконоборцев. Они оклеветали его, в результате чего ему отрубили правую руку. Преподобный, упав на колени, стал просить о помощи Матерь Божию. После задремал и, проснувшись, увидел, что рука цела. Остался только шрам. В благодарность он воспел Богородицу: появилась икона «Троеручица».

В восьмой заповеди блаженств Господь просит, чтобы мы не мирились с неправдой, не принимали злобу, которая всегда борется с правдой Божией. Если человек переносит скорби безропотно, Господь может совершить любое чудо. Все в руках Божиих. Тяжело в этой жизни, но есть мир и радость в душе о Духе Святом. Господь никогда Своих не оставляет. : Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное.

Следующая наша встреча будет посвящена девятой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех...

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​