Кулинарное паломничество. Ленивые голубцы

4 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В дни Великого поста мне очень хотелось попасть в какой-нибудь монастырь. Долго не получалось, срывались переговоры, и наконец Господь нас привел в Смоленскую Зосимову пустынь на границе Московской и Владимирской областей. После суетной Москвы мы въехали в совершенно другое пространство и время. 

Смоленская Зосимова пустынь Александровской епархии – место уединенное. Про этот монастырь, возрождающийся с 1992 года, многие скажут, что он настоящий – затерянный в лесах и во времени. Еще совсем недавно, чтобы попасть в него, надо было преодолеть кордоны: монастырь находился в близком соседстве с воинской частью, но теперь она покинула эти святые места, которые еще в конце XVII века избрал для уединения и молитвы старец Зосима. К нему потянулись люди, и место его упокоения не осталось без молитв и народного почитания. Даже по кончине старца помощь, поддержка и утешение приходят по молитвам к нему. Десятины этой земли по доброй воле последующих владельцев и не без чудесных явлений были отданы под устройство монастыря. Уже в конце XIX века обитель по расположению и духу называли Северной Оптиной. Нам удалось встретиться с настоятелем Смоленской Зосимовой пустыни, игуменом Серафимом. Вот небольшой отрывок нашего разговора. 

Игумен Серафим (Семилетов), настоятель Смоленской Зосимовой пустыни: 

– В монастырь нужно приходить осознанно, зная зачем. Многие приезжают из-за каких-то жизненных проблем, монастырь старается им помочь и во многом, наверное, помогает, но такие люди имеют цель находиться здесь небольшой промежуток времени. Чтобы жить в монастыре постоянно, нужно сознавать, для чего ты сюда пришел. А приходят по любви к Богу, для служения Ему. Вместе с этим, конечно, необходимо послушание, осознанное подчинение воле священноначалия монастыря, которое не ломает волю послушника, а он слушается добровольно, с желанием. Тогда жизнь в монастыре будет протекать как в семье, где все чувствуют себя братьями (или сестрами – в женских обителях). Это, наверное, самое главное – понимание цели прихода в монастырь как изменения своего внутреннего человека. 

– Вы строгий настоятель? 

– Нет, не думаю. Вы знаете, у нас был преподобный Герман, его братия побаивалась. Мощи его находятся в нашем храме. Во-первых, он был строг к самому себе, а уже потом – к окружающим. Это, наверное, свойство характера. Я не могу назвать себя таким, я более мягкий. Думаю, если человек начинает мне как настоятелю сопротивляться, то в некоторых вопросах лучше уступить, не надо заставлять делать то, что он не хочет, потому что, знаете, есть такая пословица: невольник не богомольник. Преподобный Пахомий Великий говорил, что любое доброе дело должно быть не вынужденным, а добровольным, тогда оно имеет бо́льшую цену. 

История монастыря интересна, собрана в музее: многочисленные мемориальные вещи, раритеты, фолианты. Можно узнать, как сюда пришел преподобный Зосима, кто жертвовал на монастырь. Есть очень интересный экспонат – известное полотно Павла Дмитриевича Корина «Русь уходящая», на котором изображены многочисленные насельники пустыни. Когда-то паломничество в нее было значительным. Сейчас – безлюдность, тишина, хотя расположена она совсем недалеко от Москвы. Ну а мы отправляемся в трапезную, нас там ждет келарь отец Паисий, он уже двенадцать лет подвизается в обители, и сегодня мы готовим одно из блюд традиционного монастырского обеда. 

– Что обычно Великим постом едите? 

Монах Паисий (Отводчиков), келарь монастыря: 

– Естественно, вся пища постная, в основном овощи. Сегодня будут ленивые голубцы: рис с тушеной капустой. Сначала режем капусту. 

– Капуста своя? 

– К сожалению, у нас сейчас нет огорода: земля вокруг выкуплена. 

– А как Вы попали сюда, в пустынь? 

– Абсолютно случайно. Моей целью был монастырь по соседству, куда меня не приняли по неизвестным причинам. Мне рассказали про Зосимову пустынь. Первый человек, которого я встретил здесь, был отец игумен Серафим, который произвел на меня впечатление духовного человека. Он благословил мне здесь остаться, но я заболел и смог приехать только через неделю, как тогда думал, на время, а в итоге остался на двенадцать лет. 

Появление у нас этого комбайна можно назвать чудом. Старый был сломан, мы дали объявление на сайте монастыря, описали нашу проблему и просили людей помочь. Буквально через несколько дней нам позвонила одна матушка, раба Божия Ирина, из Краснодара. О нашей пустыни до того дня она вообще ничего не знала. А узнала очень просто: увидела сон, в котором ей приснился старец, сказал, что его зовут Алексей Зосимовский, и побеседовал с ней. Она проснулась, нашла номер телефона нашей пустыни, позвонила и сказала, что хочет нам помочь. На ее средства и был приобретен этот хороший французский промышленный комбайн, он работает уже третий или четвертый год, и с ним ничего не делается. 

Сейчас начинаем тушить капусту вместе с морковкой, после ставим рис. 

– Тут вода уже стоит? 

– Да, уже вскипела – засыпаем рис. 

– Сколько трапез в день в вашем строгом монастыре? 

– Две. Первая – утром в одиннадцать часов, вторая – по окончании богослужения, или в шесть вечера, или в половине девятого, в зависимости от вечернего богослужения. 

– Можете охарактеризовать этот монастырь? Какой он? 

– Тихий, спокойный, здесь очень мало людей, и это является безусловным плюсом. За братию городских монастырей иногда переживаешь и сочувствуешь ей, потому что там какой-то хаос творится: повсюду люди, все что-то хотят от тебя. Здесь летом только есть приход: москвичи приезжают, дачники, еще кто-то. Зимой, сами видите, – никого. Это благословение для нас. Тихо, спокойно, никто не мешает – более-менее монашеский образ жизни. 

Добавляем немного томатной пасты, буквально две столовые ложки, заливаем чуть-чуть водой, чтобы покрывала капусту, и перемешиваем. 

– А соль? 

– Соли добавляем минимум, потому что она не очень полезна, и настоятель благословил соль ставить на столы, кому надо – сам посолит. Рис подошел, сейчас мы его промоем с помощью дуршлага, отправим к капусте и будем ждать полной готовности. В итоге должно получиться стандартное для монастыря блюдо, сытное, что во время поста самое главное. Вот такие у нас ленивые голубцы. 

– Как у вас тут пост в уединении проходит? 

– В первую неделю мы никого не принимаем, чтобы не мешали братии, а в Страстную неделю люди уже подъезжают, чтобы встретить Пасху. В этом году в связи с пандемией мы никого не принимали, но сейчас, во время Великого поста, ворота монастыря откроются для паломников. 

– И для прихожан… 

– Прихожане были во время пандемии, но соблюдали правило: присутствовать в маске, кто может – в перчатках. Слава Богу, нас миновала вся эта эпидемия, из братии никто не заболел, из прихожан – буквально один-два человека, оказались ответственными людьми: просидели дома. Господь нас уберег, может быть, потому, что у нас много кто в возрасте с хроническими заболеваниями. Сейчас все прививаются. Надеемся, что нас эта болячка обойдет стороной. 

Ведущая программы Юлия Стихарева 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 23:30
  • Понедельник, 27 сентября: 02:45
  • Понедельник, 27 сентября: 09:30

Анонс ближайшего выпуска

На этой неделе будем консервировать помидоры под шубой. Рецепт простой и вкусный. Зимой эти банки открываются с особым удовольствием. В селе Страхово эти банки с засолками и закрутками принято дарить по-соседски. О жизни этого села, о храме, который взбежал на пригорок, о теплицах, труде и даже выращенных арбузах - в нашей программе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​