Канон. Автор-исполнитель Андрей Брат. Часть 1

19 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость программы – автор-исполнитель Андрей Брат. Андрей расскажет о своем детстве в многодетной семье священника, о творческом становлении и авторском тандеме со своим братом Михаилом, о своем служении в храме, об удивительных паломнических поездках и вере  как главном ориентире в жизни, а также исполнит несколько песен.

Автор-исполнитель Андрей Брат родился в 1984 году на полуострове Апшерон в городе Баку в многодетной семье православного священника. Был крещен схиархимандритом Гурием, который сам нарек ему имя Андрей. Андрей с детства занимался музыкой, самостоятельно научился играть на гитаре и ударных. В деревенском храме, где служил папа, Андрей вместе с братьями пел на клиросе, так возник вокальный квартет «Братья». С 2005 года Андрей живет в Москве, высшее образование получил в Московском государственном педагогическом университете по специальности: педагог социально-культурной деятельности. В настоящее время Андрей занимается сольным творчеством.

– Андрей, давайте знакомиться. У Вас очень необычная фамилия – Брат. Это настоящая фамилия или творческий псевдоним?

– Это сценическое имя.

– Откуда оно возникло? Почему Брат?

– У меня четыре родных брата, и мы составляли квартет, песни сочинял старший. Сейчас мы вместе не поем, я решил наше творчество продолжать сольно.

– Были «Братья», теперь Брат?

– Да, я так решил.

– Федор Михайлович Достоевский писал: «Знайте, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома». Каким было Ваше детство?

– Замечательное было детство, дружное, я даже не представляю, как люди живут, у которых по одному ребенку. Наверное, мне было бы очень скучно.

– Вас четыре брата?

– Пять братьев и одна сестра.

– Отличная компания. Ваш отец, насколько я знаю, священнослужитель. Как его жизненный пример отразился на Вас?

–  Он повлиял на нас своей мудростью.

– Вы сами хотели когда-нибудь стать священнослужителем по примеру отца?

–  С детства хотели, конечно, но, я думаю, еще рано – все впереди. С детства с братьями вчетвером пели на клиросе, так получилось, что у нас у четверых братьев разница в два года, а пятый брат помладше, поэтому мы вчетвером были вместе и занимались творчеством.

– Есть какие-то особенности воспитания в многодетной семье священника?

– Ничего особенного. Я по жизни смотрю – все то же самое. Единственное, молитва утром и вечером, перед едой и после еды.

– А про маму что можете рассказать?

– Мама тоже из многодетной семьи, там 13 детей, она десятая. Все ее братья и сестры тоже многодетные, у нас в семье получается уже более 60 внуков (я 30-й внук) и более 100 правнуков. Мы все знакомы, дружим, встречаемся.

– Если собрать всю семью?

– Все вместе не собирались, но собираемся большинством.

– Вы выросли в Баку?

– Я родился в Баку и уехал оттуда в пятилетнем возрасте, поскольку папа был священник, его переводили на приходы. Первый его приход был в Баку, он сначала был водителем у владыки Антония (Завгороднего), был иподиаконом, потом стал диаконом и дослужился до протодиакона.

– Андрей, Вы сейчас рассказали о маме, я знаю, что у Вас есть песня про маму.

– Песню про маму написал старший брат Михаил, и я эту песню посвящаю нашей маме, всем мамам на этой планете.

(Звучит песня «Мама»)

– Замечательная песня. Я обратил внимание, что у Вас обращение к маме на «вы». Это было осознанное решение?

– Осознанное, эта традиция идет от поколения бабушек-дедушек: старшее поколение на «вы» до сих пор. Может быть, в некоторых семьях что-то поменялось, но у большинства нет.

– Удивительно.

– Да. Мамин дедушка – священномученик, он замучен за Христа, звали его монах Антоний. Я думаю, что оттуда пошло все это.

– Наверное, имея в роду такого святого покровителя, какой-то особый отпечаток накладывается на всю семью? Есть такой момент?

– Я думаю, есть. Я его очень почитаю, чувствую, даже нашел его фотографию, распечатал в качественном виде и повесил в золотую рамку. Чувствую, что он наблюдает за нами.

– Священномученик Антоний, моли Бога о нас! Андрей, а как в Вашу жизнь пришла профессиональная музыка? В детстве Вы пели с братьями на клиросе, а когда осознанно поняли, что это Ваш путь?

– Прямо с раннего детства.

– У Вас был музыкальный пример или только клиросное пение?

– Поскольку папа был протодиаконом, у него был очень хороший и мощный голос. Я думаю, от него нам все передалось, а с детства и по жизни мама нас научила петь, наставляла музыкально.

– А какая музыка звучала в доме?

– Разная: и классика, и духовная, и современная, когда росли. Мне кажется, в любом жанре есть интересная музыка.

– Вы потом учились в музыкальном училище как академический певец?

– Да, учился на академическом пении. Дело в том, что мы с братьями росли вместе и к музыкальному училищу пришли после основного образования. Я с детства хотел в музыку, я постоянно пел, приходили гости в дом, мама говорила: «Андрей, пой». Постепенно научился играть на гитаре, я даже сам соорудил барабанную установку из каких-то кастрюль – стучал.

– Тем более у Вас позволяет количество братьев – The Beatles на дому.

– Да, есть интересные семейные записи.

– Вы говорите, что в основном поете песни брата; наверное, братья как-то по-особому друг друга чувствуют, более тонко?

– Вчетвером мы чувствуем очень хорошо. Говорят, что очень тяжело попасть в унисон, но наш унисон, наверное, генетическое ощущение друг друга. У нас были концерты, мы как-то даже не репетируем, просто составляем список песен, выходим на сцену, поем, импровизируем; бывает, даже во время выступления меняем песни. 

– А вы как коллектив перестали активно выступать из-за пандемии?

– Как коллектив уже года три перестали выступать.

– В одном интервью Вы рассказывали удивительные истории, случавшиеся во время концертов. Можете рассказать истории, на которые Вы смотрите сейчас и понимаете, что это Промысл Божий?

– Мы из провинции, мечтали спеть в концертном зале «Россия», Кремлевском дворце… Нас посоветовали через знакомого  на один концерт, сейчас этого зала уже нет в парке «Зарядье», мы успели спеть в последние моменты, и после этого его снесли. Мы заходим, концерт должен начаться через 3–4 часа, режиссер уже обсуждает, кто  что будет делать, нас пропустили через кулису к режиссеру. Он спрашивает: «Вы кто такие?» Мы говорим: «Мы извиняемся, мы от того-то, можно мы споем на концерте?» – «Ребята, на этом концерте уже спеть нереально, потому что он уже вот-вот начинается». – «А у нас есть шанс?» – «Один из миллиона». – «Значит, у нас есть шанс. Можно мы покажем себя?» – «У нас времени уже нет, давайте быстренько на сцену; и одну песню». Мы вышли на сцену, нам на ум пришла песня а капелла «Выйду ночью в поле с конем». Поставили один микрофон, мы его окружили, спели эту песню, режиссер смотрит на нас: «Ребята, давайте прямо сейчас порепетируем, как вы будете выходить». Режиссер вписал нас в готовый сценарий карандашом, потому что сценарий концерта был утвержден тогдашним мэром Ю. Лужковым.

– Получается, что помимо авторской музыки Вы еще исполняете и классическую, и светскую. Вам лично в каком направлении самому интереснее развиваться?

– На первом месте у меня творчество братьев, очень люблю песни старшего брата Михаила и народные песни. У нас с братьями было еще такое направление (мы сами захотели этим заниматься), которое мы назвали «песенная археология». Это  интересная вещь. До революции были известные народные военные песни, во время революции стали брать дореволюционную музыку и вставлять коммунистические тексты. Мы стали раскапывать старинные тексты на эту музыку. Например, очень известная песня «Там вдали, за рекой», эта песня 1904 года про русско-японскую войну, называется «За рекой Ляохэ». Очень интересный текст.

– Удивительно. А как происходят эти «археологические» раскопки песен?

– Музеи, библиотеки, конечно же, Интернет, где сейчас легко все найти.

– А Вы могли бы что-нибудь исполнить, даже фрагмент, из тех песен?

(Звучит песня «За рекой Ляохэ»)

– Андрей, спасибо большое! Оказывается, это очень интересно, когда песня, которая у многих уже на слуху, имеет совсем другую историю. Мне кажется, многие песни именно дореволюционного периода имели духовный подтекст, и во многом из-за этого он искоренялся и писались другие тексты.

– Сто процентов!

– Что касается духовных текстов (Вы поете и светскую музыку, и духовную), как Вы считаете, может ли светская песня исполняться о Боге, в которой, например, не звучит слово «Господь»? Может ли она иметь высокодуховный смысл?

– Может, я думаю. Если автор песни это заложил, то да.

– А в вашем творчестве с братом есть какая-то православная миссия, на Ваш взгляд?

– У брата есть песни конкретно на духовную тему. Мне нравятся все его песни, я их лично исполняю.

(Звучит песня «Любовь»)

Ведущий Александр Крузе

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 сентября: 21:30
  • Суббота, 02 октября: 02:05
  • Суббота, 02 октября: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​