Председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Романович Легойда в гостях у «СОЮЗА».
27 ноября на телеканале «СОЮЗ» побывал председатель синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Романович Легойда и в рамках передачи «Есть что сказать» в прямом эфире ответил Светлане Ладиной на наиболее актуальные вопросы, волнующие наших телезрителей.
- Владимир Романович, здравствуйте!
- Здравствуйте! И да здравствуют информационные технологии, которые позволяют нам общаться!
- Присоединяюсь и позволю себе начать с несколько провокационного вопроса… Владимир Романович! Вас в ряде СМИ уже привычно называют Вас министром информации РПЦ. А Вы сами ощущаете себя министром, и вообще, каково это – отвечать за информационную политику Церкви?
- Я не оперирую понятием «ощущение», я воспринимаю то призвание, которое я пытаюсь трактовать, как служение Церкви. Что касается ответственности, Вы знаете, как мне кажется, любой христианин, человек, пытающийся жить по-христиански, несёт очень высокую ответственность, потому что ты сразу становишься человеком, о котором могут сказать: «Ну, вот! Он – последователь Христа, посмотрите, как он живёт и что он делает!».
В этом смысле, никакой информационной политики Церкви, если сравнивать с информационными политиками каких-то корпораций, государств и так далее, нет. Есть служение церковное, которое должно отображаться, в том числе, и в медийном пространстве. Здесь высока ответственность каждого человека, но и, естественно, нас – профильного отдела – в том числе.
- Владимир Романович! Вот мы, христиане, во всём ищем золотую середину. Как поступить, например? И очень трудно бывает её найти. Точно так же трудно её найти, рассказывая о Церкви, если ты работаешь в средствах массовой информации, пусть и церковных. Ты никогда не знаешь, кто тебя сейчас смотрит. Я говорю касательно телеканала. Это может быть доктор богословия, это может быть старенькая бабушка, которая всю жизнь провела в церкви, это могут быть люди, которые ещё стоят на Её пороге…То есть, самые разные люди, у них самый разный уровень воцерковленности…И, вот, речь такая очень усреднённая (нечто среднее арифметическое) может потерять и соль, и смысл…Что делать?
- Ну, Вы знаете, я думаю, что проблема языка, безусловно, важна, и она стоит остро – проблема верного языка для аудитории. Но с другой стороны, если говорить о телевизионном формате, то телевидение – это обмен неким эмоциональным посылом, точнее, даже не обмен, а сам посыл. Поэтому, мне кажется, что, не зная особо деталей о своей аудитории, Вы можете долго гадать о языке и не попасть, всё равно. А вот чего не должно быть – это какой бы то ни было неискренности. Поэтому, я думаю: самое главное – это искренность и некая мотивировка, убеждённость. И это покроет все возможные шероховатости.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что медийная направленность на аудиторию – это очень важная вещь. Если Вы понимаете, что Вас смотрят, грубо говоря, сомневающиеся старшеклассники, то, конечно, Вы должны думать, о чём с ними говорить. Но это больше вопрос темы и подачи, и не всегда этот язык выражается только в подборе слов.
- Вопрос из той же серии. Телевидение – это всё-таки движущаяся картинка, динамично меняющаяся раз в 5 секунд. Кадры должны сменяться – нас к этому приучили; хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный. А православие в своих богослужениях, молитвах, таких неспешных, вдумчивых беседах довольно статично. Опять-таки дилемма золотой середины!
- Мы же говорим не том, что православный телеканал существует для того, чтобы 24 часа в сутки транслировать богослужения. Всё-таки богослужение, с одной стороны, может проходить в любом месте, а с другой стороны, архитектура храмов, их убранство – всё это создано с определённой целью: для того, чтобы человек молился всеми своими чувствами, и разумом, и душою, и зрением, и слухом, и даже обонянием. Поэтому, когда мы говорим о богослужении в телетрансляции, мы понимаем, что это либо новостная часть, либо это помощь тем, кто не в состоянии прийти в храм. Но православный телеканал существует не для того, чтобы транслировать богослужения.
Вообще, Вы знаете, мне кажется, самое главное сегодня, если мы говорим про православные СМИ, да и шире – про проповеди церковные (и храмовую, и не храмовую, которая не менее важна сегодня, так как далеко не все приходят в храм) – здесь важно понимать, что когда мы говорим о Христе, о Евангелие, о Церкви, о вере, надо, чтобы человек – тот самый зритель – понимал, а как всё ЭТО связано с его жизнью, как всё ЭТО относится к тому, что ему нужно ходить на работу, на учёбу, воспитывал детей или слушаться родителей. Вот, как христианство связано с его повседневной жизнью? Не только с нашей великой историей, не только с нашими величайшими или грустными историческими событиями, а как оно связано с повседневной жизнью человека: с его выбором: нравственным, общественным, может быть, даже общественно-политическим. Вот это то, что должно транслироваться в наших СМИ.
- Всё это верно, но я говорила об общем настрое православного зрителя, который всё-таки хочет какого-то неспешного разговора, а не мелькания. А когда такое мелькание отсутствует, вроде бы тоже что-то не то.
- Вы знаете, а я не вижу здесь большой проблемы. Есть, скажем, такая позиция, что успешный медиапроект (не тот, что связан с современной музыкой или чем-то подобным), одним из возможных типов медиа – телевидение, радио – это темп, который чуть ниже, чем жизненный темп, чтобы зритель или слушатель находил себе отдых от той повседневной беготни, в которую он включён на бытовом уровне. Поэтому я даже с точки зрения сугубо профессиональной не вижу здесь проблемы, если наш темп кажется чуть замедленным. Другое дело, что есть какие-то профессиональные каноны, но они ведь быстро меняются…Мы живём, с профессиональной точки зрения, с общекультурной точки зрения, в эпоху ненормативного развития культуры (я сейчас не про нравственные вещи, а, в большей степени, эстетические и профессионально-эстетические моменты), когда нет каких-то правил, которые должны жёстко-жёстко соблюдаться. Когда это касается этики, это плохо и недопустимо, когда же это касается выбора ну того же темпа картинки, это нам на руку. Мы вполне можем создавать профессиональный продукт, который по темпоритму будет медленнее, чем жизнь, и это будет благоприятно для зрителя.
- Владимир Романович! Хочу, пользуясь случаем, сказать…
- Да, кстати, это не значит, что зритель должен умирать от скуки, глядя на картинку!
- Да, конечно. Не так, что свечи-купола, купола и свечи! Владимир Романович, пользуясь случаем, хочу сказать Вам искреннее спасибо за журнал «Фома», который я очень-очень люблю! И есть у Вас ощущение, что сейчас православных СМИ стало не просто много, а очень много (хотя некоторые исчезли, очень жалко мне «Нескучный Сад», например, тот, что ушёл), и конкуренция между православными СМИ – это проблема сегодня?
- Нет. К сожалению, я не чувствую какой-то конкуренции православных СМИ. Есть некоторое оживление в православном интернете, есть несколько проектов весьма успешных (если успех мерить величиной аудитории)…
- Некорректно будет попросить Вас назвать их?
- Я думаю, они общеизвестны. Это сайты с высокой посещаемостью, неофициальные, естественно, потому что, понятно, что официальные сайты ограничены по аудитории… Знаете, я сказал бы, что к сожалению конкуренции нет…Тот же «Нескучный Сад», слава Богу, всё-таки не исчез полностью, он полностью перешёл в интернет-формат, что тоже, как сейчас принято говорить, в тренде и тенденция. Хотя могу сказать как редактор «Фомы», что нам стало сложнее, потому что мы всегда остро чувствовали хорошую такую, положительную, замечательную конкуренцию с «Нескучным Садом», и нас это всегда стимулировало к более внимательному отношению к своей работе. Сейчас чуть-чуть расслабились.
- Владимир Романович! Теперь, если говорить о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ… Порой безответственности журналистов просто поражаешься, даже не профессионально, а чисто человечески. Можно оболгать человека, можно навесить на него ярлыки, не обладая вообще никакой информацией, только строя догадки, но, тем не менее, испортить ему жизнь всерьёз и надолго. Что с этим делать? Ведь Церковь, мне кажется, очень старается наладить добрые рабочие конструктивные взаимоотношения со светскими массмедиа… Но, всё равно, в какие-то моменты, простите меня, как с цепи срываются…Вы ощущаете это на себе в первую очередь, Вы там, как раз, на границе…
- Очень важную Вы подняли проблему. Я бы здесь выделил всё-таки два момента:
- Ну да, как правила дорожного движения «написаны кровью», так и эти документы – это плод каких-то испытаний, пройденных Церковью… Владимир Романович! Что бы Вы хотели сказать зрителям телеканала «СОЮЗ»?
- Я очень рад, что у телеканала «СОЮЗ» много зрителей и широчайшая география Вашего вещания. Я получаю много отзывов о том, что люди смотрят, что людям это помогает… Поэтому я хотел бы и зрителям, и команде вашей неформально пожелать творческих успехов. Я понимаю, какой это тяжёлый труд! Я понимаю, какие это так называемые «расстрельные должности», труд которых всегда можно критиковать. Не обращайте большого внимания на злую критику и слушайте конструктивную. Живите тем, чем живёт Ваш зритель! Ну, а вы, зрители, помните, как непросто делать ту картинку, которую вы видите!
- Владимир Романович! Огромное спасибо! От всей команды приглашаю Вас и от имени зрителей бывать у нас чаще, хотя бы вот так, на видеосвязи. Спасибо, что выбрали для нас время в своем плотном графике. Надеюсь, это будет ещё не раз!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!