Хранители памяти. Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». Часть 6

27 июня 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О представленных на экспозиции уникальных произведениях рассказывают куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова и хранитель музейных предметов Отдела древнерусского искусства Анастасия Вячеславовна Лихенко.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», работающей в Государственной Третьяковской галерее.

Рассказывает куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова:

– У нас тут везде чудеса, и одно из таких явных чудес – появление на нашей экспозиции образа «Собор архангелов с деяниями архангелов», потому что такая икона впервые вводится в научный оборот. Мы знаем об изображении деяний архангелов (в частности, Архангела Михаила), которые были описаны дьяконом Константинопольской Церкви еще в X веке и были неким литературным источником, но в основном подобные сюжеты изображались в храмах, посвященных Архангелу Михаилу или архангелам.

Есть древний образ Архангела Михаила, который хранится в Архангельском соборе Московского Кремля, но именно «Собор с деяниями» является большой редкостью. Может быть, подобная икона хранится где-то еще – либо в частном собрании, либо в каком-нибудь храме, но исследователям древнерусского искусства, особенно Позднего Средневековья, такой образ попадается впервые, и мы видим в среднике изображения архангелов, а вокруг – эпизоды, которые заимствованы из разных источников. Это и тексты Книги Бытия о явлении Трех Ангелов Аврааму, это и евангельское повествование, которое мы все прекрасно знаем и которое нам рассказывает о том, как ангел сходил и возмущал воду в купели Вифезда (Овчей) и сообщал ей целебную силу. Этот сюжет здесь тоже присутствует.

Редкое изображение, как архангел переносит в ров со львами пророка Аввакума, который готовил брашно себе, и это брашно стало пищей для находящегося в львином рву пророка Даниила. Поэтому иконографическая программа сплеталась виртуозно, очень деликатно и тонко, из разных источников, где так или иначе прославлялись деяния Архангела Михаила или других архангелов и ангельских сил.

Еще одним местным чудом стало собрание в пространстве одного выставочного зала трех икон на сюжет «Достойно есть». Как правило, появление такого образа – это всегда большое событие и для коллекционеров, и для историков искусства, потому что византийская традиция иллюстрирования Богородичных гимнов (прежде всего это акафисты) стала популярна на Руси приблизительно с середины XVI века. Это были большеформатные, крупные иконы, предназначавшиеся, как правило, для храмового пространства. На них, в нескольких клеймах, по частям, мастер пытался изобразить песнопения. Поэтика образа должна была соответствовать поэтике молитвы. И в данном случае мы видим четыре иконы.

Икона «О Тебе радуется» – это все-таки уже укоренившийся в русской иконографии сюжет, который, по мнению отечественных искусствоведов, возможно, был разработан художником Дионисием. А другие произведения, иллюстрирующие текст «Достойно есть», как правило, сохранялись в иконостасах храмов, и такие небольшие иконы являются большой редкостью, есть случаи, когда они являлись средником в складне, их заказывали специально для домашней молитвы, келейной молитвы. Но мы можем проследить некую эволюцию в иконографии от XVI до XIX века, поскольку самые ранние иконы датированы серединой XVI века, а есть иконы XVII и XIX веков. С одной стороны, здесь есть некие эволюционные элементы стиля, а с другой стороны – устойчивая иконографическая схема, когда четыре изображения четко соответствуют четырем строкам песнопения.

Тема чуда, естественно, наиболее полноценно раскрывается в сказаниях о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. У нас на выставке находится Владимирская икона Богородицы, несколько Тихвинских икон Богородицы, уникальный небольшой образок Богоматери Почаевской с чудесами и деяниями; и редкий пример изображения, которое стало популярно в русской традиции с середины XVII века, – это «Живоносный Источник со сказанием». «Живоносный Источник», конечно, упоминался в месяцесловах, но изображения его в русской практике появляются с эпохи Симона Ушакова. Было это обусловлено тем, что события обретения чудотворного источника и устроения храма над ним были связаны с византийскими императорами. И эти деяния византийских императоров воспринимались русскими царями как некий образец для подражания.

При Алексее Михайловиче почитаются образы, ранее неизвестные в русской духовной традиции: иконы Богоматери «Кипрская», «Киккская», «Живоносный Источник». Они, как мы уже отметили, восходили к византийской истории и непосредственно к событиям жизни и деяний византийских императоров.

Мы знаем, что праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы, у нее переходящее празднество, и история нас уводит достаточно далеко, во времена императора Льва, который, еще не будучи византийским императором, а будучи обычным военным, как-то встретил в окрестностях Константинополя слепца, попросившего принести ему воды и объяснившего, где находится источник, который был известен жителям Константинополя.

Будущий император Лев не только напоил этого слепца, но и помазал ему очи водой, после чего слепец прозрел, и тогда было явлено чудо, свидетельствующее о том, что источник особый, благодатный, и к нему стали стекаться люди разных сословий. В сказании повествуется о многочисленных исцелениях представителей царского дома, а также монахов, священников, нищих, больных. И эта тема исцеления продолжается и в клеймах сказания, где подробно подписывается каждое чудо, вплоть до имен тех людей, которые получили исцеление, поскольку фиксация чудес велась достаточно подробно.

Монастырь «Живоносный Источник» (по-турецки он называется Balıklı, а по-гречески –   Zoodochou Pigis) сохранился до наших дней. Он действующий, находится недалеко от исторических стен Феодосии, и с древних времен наши граждане, совершая паломнические поездки, могли его посетить, о чем они, как правило, оставляли рассказы в описаниях своих паломнических «хожений».

Рассказывает хранитель музейных предметов Отдела древнерусского искусства Анастасия Вячеславовна Лихенко:

– Перед нами уникальная икона, аналогов которой, известных как широкому кругу любителей древнерусского искусства, так и специалистам-искусствоведам, не существует. Дело в том, что эта икона была написана мастерами Оружейной палаты, то есть царских московских мастерских, в последней четверти XVII века, когда характерные особенности живописи Оружейной палаты уже были не некоторым новшеством, которое предлагали Симон Ушаков и его ученики в своей живописи, а вполне закрепившимся, обычным явлением, вполне состоявшимся.

Помимо художественных особенностей здесь очень интересна сама композиция, сама иконография. Дело в том, что эта икона уникальна именно по своему сюжету, она основывается на двух довольно знаменитых текстах, которые практически никогда (или вообще никогда) не встречались вместе, сопоставляясь в едином контексте. Речь идет, во-первых, об Огласительном слове Иоанна Златоуста, которое традиционно звучит во время пасхальной заутрени: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. …Вси насладитеся пира веры». Воспроизведение в красках этого текста мы видим в верхней части иконы, где представлен Христос в окружении ангелов, а справа и слева от Него – палаты с пирующими за столами святыми, которые наслаждаются этим самым «пиром веры». Так дословно воспроизводится этот текст.

В нижней части воспроизводится, судя по всему, текст 11-й главы Послания апостола Павла к Евреям. В этом тексте апостол Павел перечисляет очень скрупулезно и подробно всех ветхозаветных праведников от Авраама и Сарры, которые были удостоены Господом высочайшей награды – вечной жизни.

Далее, когда он перечислил такие прецеденты из Ветхого Завета, он переходит к своему времени и перечисляет тех праведников, которым по их заслугам в земной жизни, по их аскезе, по их самым разным страданиям и мучениям опять же воздастся в жизни будущего века. Он приводит очень подробный список, всех их перечисляет, и всех их, буквально с подписанными цитатами, можно наблюдать и тут.

У нас представлен Иоанн Предтеча, который так и подписан – «В пустынях», то есть он олицетворяет тех подвижников, которые скитались в пустынях, утверждались в своей вере таким образом, так испытывалась их вера.

«В вертепах», «В горах» – в данном случае это Илия Пророк, который является отсылкой к ветхозаветной части текста апостола Павла. «В узилищах» – очень интересное изображение, на котором представлены не святые с нимбами, а простые, земные люди, некие праведники, которые, судя по всему, будучи невинно осужденными (возможно, как раз за то, что исповедовали христианство), были заточены и терпели невзгоды.

«В пропастях земных» – тоже очень трогательная сцена, где изображены три молодых человека, в страхе прижимающие руки к лицу, закрывающие себе глаза рукавами.

В целом, рассматривая такую дословную иллюстрацию, с большим количеством надписей, этих двух, казалось бы, очень разных текстов, можно сказать, что получается живописный рассказ, нацеленный абсолютно точно на просвещенную аудиторию, которая сразу могла бы вызвать у себя в памяти эти тексты и проассоциировать их друг с другом в своей молитве перед иконой. Таким образом, речь идет о страданиях и мучениях, за которые христиане будут удостоены высочайшей награды – того самого «пира веры», о чем сказано в знаменитом Пасхальном слове Иоанна Златоуста.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 06 мая: 03:00
  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать