Хранители памяти. Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». Часть 1

23 мая 2023 г.

Мы начинаем серию выпусков с временной выставки "Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания", открывшейся в Государственной Третьяковской галерее. Здесь представлено более семидесяти произведений, многие из которых ранее никогда не экспонировались.

Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на временной выставке «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания».

Рассказывает Татьяна Львовна Карпова, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе:

– Все эти произведения находятся в частной коллекции Александра Валерьевича Шарова, он их собирал в течение достаточно длительного времени, многие памятники были привезены коллекционером из Европы, приобретены на различных европейских аукционах, некоторые из них проделали большой, сложный путь, они уезжали из России, потом возвращались в Россию благодаря коллекционеру, реставрировались лучшими отечественными реставраторами. И возникла идея и у нашего Отдела древнерусского искусства, и у самого коллекционера Александра Валерьевича показать на нашей выставке именно житийные иконы.

Азарт коллекционера был так велик, что приобретались, привозились всё новые памятники и включались в состав этой выставки до последнего момента, так что это был  горячий и очень увлеченный процесс как со стороны коллекционера, так и со стороны моих коллег.

Рассказывает Елена Михайловна Саенкова, заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания»:

– Я кратко охарактеризую наши задачи и тот интерес, который возник у нас при подготовке этой выставки. А именно – введение в научный оборот большого количества прекрасно сохранившихся произведений. Эти произведения повествуют нам о житиях как почитаемых святых, икон которых много в собрании каждого музея (как, например, икон святителя Николая), так и редких святых, образов которых мы не найдем ни в одной музейной коллекции. И, собственно говоря, воссоздание истории житийной иконы – это очень важный процесс для осмысления и понимания культуры древнерусского государства, потому что слово и образ всегда были неразрывны, так говорится в Евангелии. И так потом будет совершаться взаимодействие агиографов, тех, кто составлял жития святых, и иконописцев, которые изображали и давали возможность молящимся, смотрящим на иконы, узнавать и постигать трудности как жизненного пути, так и духовного восхождения святых. А рассматривая и размышляя над житиями всех представленных здесь святых, мы так или иначе понимаем, насколько непрост в любое время был жизненный путь каждого человека. Это и горячие молитвы, молитвы не только о себе, но и о близких, это просьбы об исцелении, когда, казалось бы, уже никакие врачебные средства не могли помочь. Это и дерзновенное, как, например, у Илии Пророка, стремление избавить страну и свой народ от нечисти и вернуть его к истинному Богу.

И каждое такое произведение, с одной стороны, дает возможность пополнить наши знания и наши представления о жизни изображенных святых, а с другой стороны – насладиться красотой образа, потому что, естественно, каждый иконописец, воплощая тот или иной житийный сюжет, оставался прежде всего художником. Ему важно было правильно изобразить фигуру, правильно сочетать те или иные приемы написания архитектуры, найти те замечательные соотношения различных нюансов цвета для того, чтобы мы почувствовали, насладились и восхитились его умением создавать плавные, переливающиеся и наполненные светом красочные изображения.

Также мы очень хотели проследить историю житийной иконы в контексте так называемой большой истории искусства, потому что мы достаточно хорошо осведомлены в художественных процессах русского искусства XIV, XV, XVI и, может, XVII веков, тогда как XVIII век остается для нас еще некоей областью, которая только начинает приоткрываться для наших зрителей благодаря и выставкам, и исследованиям, что сейчас активно ведутся. И о том, что это замечательная и очень красивая страница истории русского искусства, более знакомая нам по светской живописи, дают представление образы, например, святого Димитрия Солунского, изображения чудес и сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери, и каждый зритель может это почувствовать и понять, рассматривая представленные на выставке иконы XVIII века.

И, естественно, это произведения XIX столетия, которые часто принято считать народными иконами, но по своей выразительности, уровню мастерства, живой передаче веры они не уступают произведениям столичных иконописцев.

К числу удач не только Александра Валерьевича, не только его собрания, но и всей истории искусства, безусловно, принадлежит экспонирование двух удивительных памятников, возможность знакомства с ними ученых и посетителей. Прежде всего – это икона Божией Матери Владимирская, написанная мастерами Оружейной палаты в конце XVII века, в тонкости и виртуозности работы этих мастеров можно убедиться, внимательно рассматривая это произведение. И, естественно, это Богородица Купятицкая со сказанием, аналогов которой мы сейчас не найдем.

За два дня до окончания монтажа прибыла маленькая иконка Почаевской Божией Матери с деяниями, что тоже является большой удачей. Ее чудесная миниатюрная живопись свидетельствует о том, что в мастерских Почаевской лавры работали замечательные иконописцы.

Таким образом, мы попытались, с одной стороны, дополнить знания историков искусства о духовной культуре русского государства начиная с XIV и вплоть до начала XX века, с другой стороны – сами узнать тот замечательный и редкий материал, который позволит нам наиболее полноценно исследовать прежде всего иконы, находящиеся в собрании Третьяковской галереи.

И мы очень хотим, чтобы наша радостная пасхальная выставка дала возможность насладиться красотой русского искусства всем нашим посетителям.

Рассказывает Александр Валерьевич Шаров, коллекционер:

– Я позволю себе несколько слов сказать о том, какие идеи и смыслы мы с коллегами вкладывали в эту выставку. Самое главное то, что глобально эта выставка – о культурном суверенитете. Сейчас очень много говорится о необходимости финансового, технологического и других видов суверенитета, но культурный суверенитет не менее важен в жизни любой страны.

Древнерусская живопись, бесспорно, принадлежит к выдающимся достижениям мировой художественной культуры, и я думаю, что в работе над культурным суверенитетом эта тема может стать одной из опорных точек.

Внутри этой большой темы мы попытались сформировать посылы для каждого сегмента целевой аудитории, чтобы выставка наша была подобна научному исследованию с актуальной и обоснованной целью и сформулированными для достижения этой цели задачами.

Для научной аудитории должны быть интересны те памятники, которые впервые вводятся в научный оборот на этой выставке, их немало, и, по мнению специалистов, они действительно представляют серьезный интерес. Думаю, что они будут включены в источниковую базу истории русского искусства.

Для коллег-коллекционеров заложен посыл о необходимости перехода к каким-то более сложным темам в своих коллекциях, не просто показывать спектр памятников, включенных в то или иное частное собрание, а ставить перед собой серьезные, почти научные задачи. Это под силу очень многим, будем ждать, как коллеги нас поддержат.

И наконец, самое главное – это наши зрители, все те люди, которые посещают музеи. В первую очередь мы обращаемся к ним. Хочется дать людям не просто зрелище, а тему для размышлений. Сейчас очень много говорится о том, что изменился человек, что новое поколение – это поколение визуалов и внимание современного человека дольше 15-20 секунд не может задерживаться на той или иной сцене. Так вот, в данном случае иконография памятников, представленных на выставке, такова, что она, так скажем, адаптируется под современного зрителя, внимание человека может постепенно переключаться с одной сцены – на другую. И, может быть, человека что-то в одном из образов привлечет, заставит задуматься и заинтересоваться более глубоко этой проблематикой.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать