Хранители памяти. Выставка «Эллинские мудрецы»

16 мая 2023 г.

В этом выпуске - рассказ о выставке "Эллинские мудрецы", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. О выставке рассказывает ее куратор, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Алексей Леонидович Гульманов.

Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева на временной выставке «Эллинские мудрецы». Об этой выставке рассказывает ее куратор, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Алексей Леонидович Гульманов.

– Тема изображения античных персонажей, в том числе философов, в христианском искусстве необычная, поэтому надо рассказать ее предысторию. Дело в том, что уже в античности философов, поэтов, писателей, других мудрых людей окружали религиозным почитанием, им ставили статуи, даже создавались святилища мудрецов. Конечно, такого отношения к ним не могло быть в христианстве. Помимо полемики с язычеством в христианстве все же прослеживается интерес к античному философскому наследию, даже был святой мученик Иустин, называемый Философом, потому что действительно при жизни он был профессиональным философом. И, обратившись в христианство, он стал проповедовать свою веру, создал в Риме школу, распространявшую христианство, вел полемику с другими оппонентами-философами, но в конце концов принял мученическую кончину.

И достаточно редкая и необычная икона этого святого также представлена на выставке. Этот образ создан поздно, во второй половине XIX века, но, видимо, по заказу частного лица из образованного сословия, потому что здесь очень индивидуальное решение. Икона написана маслом в живописной манере, святой представлен в историческом облике, в плаще философа, как он ходил при жизни, и на фоне пейзажа, в котором присутствует какой-то еще другой философ в черной одежде (может, его наставник, обративший его в христианство, а может, наоборот, его оппонент, с которым он полемизировал).

Но основной темой выставки стали изображения языческих мудрецов, появившиеся в христианских храмах. По письменным свидетельствам, изображения греческих философов в византийских церквах были уже в XIXII веках, а изображения XIIIXIV столетий сохранились и на Западе, и на Востоке христианского мира. В основном античные мудрецы включались в родословное древо Христа – древо Иессеево, где изображались праотцы, ветхозаветные библейские пророки, после них – античные мудрецы, которым тоже предписывались слова, возвещающие о Христе.

В западной традиции это был римский поэт Вергилий, Четвертая эклога которого действительно считалась пророчеством о рождении Христа, цитата из нее входила в состав проповеди на Рождество Христово, и равноапостольный император Константин Великий в свое время цитировал Вергилия в своем обращении к христианам, к отцам христианской Церкви.

А на Востоке, в византийском искусстве, изображались греческие философы. В особенности эта иконография распространилась в XVI веке, в том числе, например, в росписях церквей Молдавского княжества, сейчас эти монастыри находятся в основном на территории современной Румынии. И в середине XVI века, во времена Ивана Грозного, в Московском Кремле, в царском домовом Благовещенском соборе, тоже появляются эти изображения. Они располагались при входе в храм, то есть в росписи галереи собора, и на входных дверях храма. Но позже, в конце XVII века, возникает новый обычай помещать такие фигуры античных персонажей в иконостасе, но под иконами, в так называемом подместном ряду, то есть в цоколе иконостаса, на уровне ног. Иногда этот ряд еще называли тумбовым, это роспись тумб иконостаса, его основания. И такие изображения появляются впервые в одной из домовых церквей Кремлевского дворца – в Распятской церкви, а потом, тоже по высокопоставленному знатному заказу – в церкви Живоначальной Троицы в Останкине.

И далее, видимо, на протяжении конца XVII – начала XVIII века, могли создаваться такие иконостасы, а потом этот обычай сошел на нет. К сожалению, очень много таких памятников погибло. Помимо изображений в сохранившихся церквях, в Москве было еще кое-что, и, по письменным свидетельствам, такие иконостасы находились в монастырях Великого Новгорода и храмах Пскова. Видимо, они были распространены в достаточно образованной среде.

Но в свое время в Тверской области, в Удомельском районе, в Сельце Карельском, в скромной деревянной сельской церкви, сотрудниками Музея им. Андрея Рублева были найдены такие изображения эллинских мудрецов (по-древнерусски их называли «еллинскими мудрецами»). Было найдено изображение римского поэта Вергилия, на нем он подписан на польский манер – Вердяуш, и это второе изображение Вергилия в древнерусском искусстве, есть изображение в Благовещенском соборе Московского Кремля, и вот второе – в Сельце Карельском.

И было найдено еще одно изображение, еще более удивительное, с утратами, но тем не менее совершенно уникальное, подписанное именем Дий. Исследователь этих образов и их первооткрыватель Валерий Николаевич Сергеев определил, что так по-церковнославянски называли Зевса. Но как же в числе мудрецов мог оказаться языческий бог? Как он вообще мог оказаться в убранстве христианского храма? И оказалось, что в средневековой книжности, в том числе и древнерусской, было распространено представление о том, что античные Олимпийские боги на самом деле были древними героями, то есть все-таки людьми, позднее обожествленными. И, видимо, в таком качестве они тоже попадали в число мудрецов.

Совсем недавно, в прошлом году, был найден третий образ из этого же храма, из этого же ансамбля – афинский мудрец Солон, правитель Солон. Мы не знаем, сколько всего в этом сельском храме находилось изображений мудрецов, потому что церковь многократно перестраивалась, позже возник новый каменный храм, который сейчас стоит в селе, и от иконостаса сохранились лишь отдельные образы, часть из которых поступила к нам благодаря исследовательской экспедиции Музея им. Андрея Рублева, а часть находится в других музейных и частных собраниях.

Совсем недавно тверским краеведом Денисом Ивлевым были открыты описи Сельца Карельского, за что я ему очень благодарен как куратор этой выставки, и обнаружилось, что в этом храме первоначально было изображено, по крайней мере, шесть мудрецов, может, даже еще больше, их число может быть достаточно значительным.

Эти изображения были созданы в начале XVIII века, в свое время в храме еще сохранялась храмозданная надпись, которую Сергеев датировал, по упоминанию в ней исторических лиц, 1719–1720 годами. В это время церковь перестраивалась, были написаны новые иконы. Видимо, к этому петровскому времени следует отнести дошедшие до нас образы эллинских мудрецов. И действительно, по стилю они повторяют в провинциальной, несколько упрощенной манере столичное живоподобие конца XVII века, и при этом воспроизводят резные, позолоченные столичные картуши, обрамления (здесь они написаны краской, темперой, представлена такая имитация столичного убранства икон).

Исторически Сельцо Карельское (часть Тверской губернии) относилось к Великому Новгороду, и лишь позже оно было присоединено к Твери, само Сельцо принадлежало Новгородскому Мало-Кирилловому монастырю. Это как раз объясняет, что, видимо, из Великого Новгорода такая новая редкая иконография могла попасть в сельский храм.

Вместе все три образа, с новым открытым изображением Солона, впервые представлены на выставке, мы можем их увидеть, можем их сравнить. Они написаны двумя разными художниками, современниками. Дий и Солон – одним мастером, Вергилий – другим, они немного по-разному пишут, хотя в целом, в особенности в написании ликов, их манера похожа.

Они, конечно, в какой-то степени уподобляются пророкам, одеты как пророки, в хитон и гиматий; конечно, у них нет нимбов, нет слова «святой». Такая дистанция между святыми пророками и эллинскими мудрецами осознавалась.

Сами тексты пророчеств входили в особый сборник, который с XVI века существовал на Руси, «Пророчества еллинских мудрецов». В основном, конечно, это вымышленные изречения, защищающие христианскую веру. Тут важно подчеркнуть, что в средневековье на Руси в какой-то степени знали подлинную античность, в Византии – тем более. Но между текстами в памятниках изобразительного искусства и реальным знанием об античности не было связи, то есть настоящих античных авторов могли читать, но при этом в иконографии мы видим вымышленные изречения.

Оказалось, что изречение Солона составлено из пророчества о пришествии царя, то есть Христа, которое предписывалось Сивилле, античной прорицательнице, а также частью взято из библейской Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

У Вергилия изречение о рождении свыше, с небес – парафраз из его Четвертой эклоги, цитата из которой с XVII века была известна на Руси благодаря переводу Николая Спафария. И здесь мы видим не буквальную цитату из Вергилия, а некую отсылку к ней. Отверзаются небеса, и он как бы видит Господа, Который готовится, хочет сойти с небес на землю, на это намекает данная фраза, как в свое время определил Сергеев.

Он же определил, что у Дия (Зевса) начало фразы, которая частично утрачена, но все-таки читается, отсылает к Книге Деяний святых апостолов, а именно к тому эпизоду, где апостолов Павла и Варнаву приняли за богов Гермеса и Зевса. И как раз в церковнославянском тексте Зевс называется Дием, а Павел учит жителей Листры о том, что есть истинный Бог, сотворивший небо и землю и все, что в них. Из этой фразы и взято изречение Дия.

При подготовке выставки оказалось, что продолжение этого изречения о том, что Бог все творение строит в щедротах, то есть щедро управляет всем Своим творением, взято из Третьей книги Маккавейской, ветхозаветной книги Библии, и в Маккавейских книгах Зевс тоже упоминается, но только во второй книге. Видимо, произошло некоторое смешение разных эпизодов из этих книг, и получается, что были взяты те эпизоды, где в Священном Писании упоминается нечестивое имя языческого бога в контексте борьбы с язычеством и проповедью истинного богопочитания, истинного Бога. И Дий как мудрец об этом истинном Боге свидетельствует. Такая получается интересная закономерность.

Так что тема эта очень интересная, о ней писали и отечественные исследователи, достаточно много исследований и западноевропейских, и греческих на эту тему, и, конечно, она нуждается в дальнейшем исследовании. В том числе и этот замечательный небольшой ансамбль Сельца Карельского, который является своего рода осколком интересной традиции, дошедшей даже до русской глубинки. Так что мы рады представить эту выставку и ждем на ней всех до 4 июня. Выставка проходит в Малом зале и работает бесплатно.

Мы завершили рассказ о выставке «Эллинские мудрецы», работающей в Музее им. Андрея Рублева.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать