Хранители памяти. Временная выставка «Святые жены» в Музее имени Андрея Рублева. Часть 4

17 октября 2023 г.

Мы продолжаем рассказ с временной экспозиции «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ее куратор - заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублёва, кандидат искусствоведения Надежда Викторовна Герасименко - продолжает рассказ об экспонатах выставки. Особое внимание в этом выпуске будет уделено традиции имянаречения и ее изменениях в течение истории.

Надежда Викторовна Герасименко, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Святые жены»:

– Экспонируемые на выставке произведения не только рассказывают о святых женах, почитаемых Русской Православной Церковью, но и позволяют прикоснуться к традициям имянаречения на Руси. Большинство сохранившихся икон святых жен представляют наиболее чтимых святых. Это прежде всего великомученицы, равноапостольные. Но были также и изображения, которые включали множество святых. Одно из редчайших произведений, которое мы видим на выставке, – это икона очень длинного размера, происходящая, вероятно, из иконостаса и полностью представляющая один из его рядов. На этой иконе присутствуют изображения только святых жен, а в центре мы видим Богоматерь с Младенцем. Возможно, изображение было заказано и выполнено в старообрядческом монастыре и представляло тезоименитых святых всех насельниц этого монастыря.

Если говорить об именах, в древний период на Руси наибольшим распространением среди населения пользовались такие имена, как Феодора, Евфросиния, Феодулия, Параскева, Марина, Евфимия, но впоследствии традиции имянаречения меняются. Большое влияние на распространение тех или иных имен оказывала великокняжеская или царская семья. Нередко те имена святых, которыми нарекали царских детей, были распространены и в высшем сословии, а позже – в купеческом и других сословиях. Особое влияние на традиции имянаречения оказала деятельность первых царей из рода Романовых. Алексей Михайлович давал имена своим детям в соответствии с традицией имянаречения. Давалось имя святого, в день которого родился младенец или, чаще всего, в день его крещения, а оно совершалось обычно в течение первых восьми дней.

С воцарением Алексея Михайловича и его супруги Марии, происходящей из боярского рода Милославских, большое распространение получают изображения их тезоименитых святых: Алексия, человека Божия, и Марии Египетской. Так случилось и с изображениями святых, тезоименитых их дочерям: Татианы, Евдокии, Ирины и Ксении.

Икона, происходящая из Троице-Сергиевой лавры и предоставленная на выставку Сергиево-Посадским музеем-заповедником, по истории была вложена Алексеем Михайловичем на поминовение его отца и, вероятно, его дочерей. На ней изображен тезоименитый святой царя Михаила Феодоровича Романова – преподобный Михаил Малеин, а также святые жены: праведная Анна, мученицы Ирина и Татиана.

Нередко своих тезоименитых святых изображали именитые боярские роды. Наибольшее число таких изображений связано с родом Строгановых. Одна из икон, предоставленная на выставку Третьяковской галереей, изображает святых рода Строгановых: Григория, Никиту, а также святых жен, тезоименитых супруге и матери Никиты Григорьевича, Евпраксию и Мавру.

С XVII века получает распространение имя Наталья, которое носила вторая жена Алексея Михайловича Наталья Нарышкина, мать Петра I.

На выставке присутствует изображение святой Наталии с Алексием, человеком Божиим. Хотя мы не можем сказать, что эта икона как-то связана с царской четой, тем не менее она изображает их тезоименитых покровителей. Возможно, она была заказана в их честь как особое почитание святых царской семьи. Мученица Наталия пострадала вместе со своим супругом Адрианом. Нередко на иконах и фресках она изображается вместе с ним. На иконе XVIII века, принадлежавшей иконописцу Михаилу Фунтусову, особенно много работавшему на графов Шереметевых, изображена Наталья вместе со своим супругом Адрианом и мученицей Параскевой. Это изображение можно истолковать следующим образом (конечно, это предположение, но, на мой взгляд, оно достаточно обоснованное). День памяти Адриана и Наталии приходится по старому стилю на 26 августа. Это еще и день празднования Владимирской иконы Божией Матери. На этой иконе, которая очень близка по размерам мерному образу, создававшемуся в честь и в размер новорожденного младенца, изображены Наталия, Адриан, Богоматерь «Владимирская». Можно предположить, что этот младенец родился 26 августа по старому стилю. В центре изображена Параскева, что может указывать на то, что новорожденная получила имя Параскева. Возможно, эта икона была связана с семейством Шереметевых, потому что иконописец, создавший эту икону, Михаил Фунтусов, очень много работал на графскую семью.

С XVIII века, помимо имени Наталия, в русскую жизнь входит целый ряд различных имен. Введение новых имен, в том числе женских, не обошлось без личности Петра I. До начала XVIII века в русском обществе практически не называли именем Елисавета, но это имя было популярно в Западной Европе, в том числе в императорских и царских семьях. Петр I назвал свою вторую дочь именем Елисавета. С этого времени оно стало одним из излюбленнейших в дворянских семьях. На выставке присутствует очень редкая житийная икона праведной Елисаветы.

Еще одну дочь, которая умерла во младенчестве, император называет именем Маргарита. У имени Маргарита необычная судьба среди других русских имен. Маргарита – это та же святая, что и Марина Антиохийская. Великомученица Марина Антиохийская была очень популярна и чтима как в Византии, так и в Древней Руси. Но с XVII века изображения Марин практически не встречаются. Зато с того времени, как Петр вводит в традицию имянаречения западноевропейское имя Маргарита, под которым эта святая была известна в Европе, в русском обществе оно получает распространение, и появляются девочки с именем Маргарита. Их тезоименитой святой является Марина Антиохийская, но в иконописи иногда встречается изображение этой святой под именем Маргарита.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 02 марта: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем серию выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Николаевича Овчинникова». О выставке рассказывают ее кураторы - заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Елена Михайловна Саенкова и заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Александр Анатольевич Горматюк, а также один из организаторов - основатель Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова Светлана Львовна Абрамова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать