Хранители памяти. Временная выставка «Святые жены» в Музее имени Андрея Рублева. Часть 2

3 октября 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной экспозиции «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Куратор выставки Надежда Викторовна Герасименко рассказывает о различных, в том числе чрезвычайно редких иконописных образах святых жен. Среди уникальных произведений можно увидеть и икону великомученика Евстафия Плакиды, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта, чью память Церковь чтит на этой неделе.

В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ с временной выставки «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Надежда Викторовна Герасименко, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Святые жены»:

– Святые великомученицы принадлежат к числу наиболее почитаемых святых жен. Их изображения встречаются как во фресковой живописи, так и в иконописи.

Одной из наиболее прославленных великомучениц была Варвара. Образ, который вы видите, происходит из Третьяковской галереи. На его обороте есть надпись, что этот образ был создан в 1774 году, в день рождения Варвары Дмитриевны Тюленьевой. К сожалению, нам неизвестно, кто это. Ее биография или какие-то сведения о ней не сохранились. Предполагается, что эта икона мерная, т.е. написанная в размер новорожденного младенца. Если в ранний период, в XVI–XVII веках, мерные иконы создавались только для великокняжеских детей и имели удлиненную, вытянутую форму, напоминающую размеры ребенка, то для XVIII века, к которому принадлежит этот образ, уже характерно написание икон обычной прямоугольной формы. Однако длина доски по-прежнему соответствует росту младенца.

Мы можем судить о живописи, которая была в то время популярна в дворянских семьях. Великомученица Варвара изображена на этой иконе в иконографии, характерной уже для XVIII века. В ее руках евхаристическая Чаша. По преданию, она почиталась как заступница от внезапной смерти. В текстах ее жития упомянуто, что она обратилась к Господу с молитвой, чтобы те, кто вспомнит ее имя перед смертью, удостоились отпущения грехов. Бояться самой смерти было не принято. Христиане боялись кончины без Причастия и отпущения грехов. Поэтому создалось предание, что те, кто не имеет возможности причаститься перед смертью, могут молиться святой Варваре.

Как великомученица с раннего времени была особо почитаема Евфимия Всехвальная. Ее образы очень редки в русской иконописи. На нашей выставке присутствуют два изображения. Одно принадлежит XVI веку, а другое в начале XIX века было создано в Выговском старообрядческом центре. Евфимия Всехвальная прославилась особо при событиях Четвертого Вселенского Собора, который проходил в Халкидоне, в церкви, где находилась ее гробница. Когда возникли острые споры о догматическом утверждении канона, спор между епископами решили таким образом: положили два варианта текста в гробницу. На следующий день гробницу вскрыли, и канонический текст оказался у святой Евфимии в руке. Поэтому ее образ часто помещают при изображениях Четвертого Вселенского Собора, которые есть, например, в Ферапонтовом монастыре.

Лик мучениц наиболее многочислен. Мученицы и их жития всегда были примером для верующих, образцом благочестивой жизни. А некоторые из житий читались как авантюрные романы. К таким произведениям принадлежит житие Евстафия Плакиды, его супруги Феопистии и их чад, Агапия и Феописта. На нашей выставке присутствует очень редкая икона конца XVIII – начала XIX века, созданная, вероятно, в одной из дворянских усадеб. Может быть, в одной из московских, потому что ее живопись очень высокого уровня. Вероятно, эта икона создана как молитва о семейном благополучии. Имя Феопистии к тому времени было редко употребляемо для наречения (особенно среди дворянского сословия). Эта икона объединяет не только святое семейство – Евстафия Плакиду, его супругу Феопистию и их чад, но и изображение Святой Троицы. Иконография Святой Троицы представлена в подробном варианте, где изображены не только три Ангела, но и Авраам с Саррой. Думаю, что в честь Троицы был освящен усадебный храм, или это было такое особое моление о семейном благополучии, здоровье детей. Житие Евстафия Плакиды и его семейства было очень известно в Византии, а также входило в круг чтения на Руси. Оно отличается необыкновенными приключениями, если так можно сказать о житии.

Лик преподобных жен тоже очень многочислен. На нашей выставке представлены как редкие имена, так и прославленные (как, например, Мария Египетская). Но я хотела бы обратить внимание на две иконы, происходящие из иконостаса Софийского придела собора Новодевичьего монастыря. Этот иконостас включал изображения многих святых жен. Он был заказан царевной Софьей в то время, когда она была регентом при своих малолетних братьях Петре и Иоанне. Она в то время еще не подозревала, что будет инокиней Новодевичьего монастыря, но этот монастырь был ею очень любим. Она вложила в него многие драгоценные предметы, сосуды и в 1685 году заказала целый иконостас. В него были включены изображения очень редких святых: как русских, так и византийских. На нашей выставке представлены преподобные Евпраксия и Сосипатра. Эти имена трудно найти на других иконах и даже в гравюрах. Сосипатра была дочерью императора, но по велению души решила принять монашество и попросила своего отца дать деньги на строительство монастыря в Константинополе. Там она подвизалась и потом стала игуменией.

В ранневизантийский период в Церкви существовал чин диаконис. Это были наиболее уважаемые вдовы и благочестивые девы, которые помогали священникам в храме. Этот чин впоследствии совершенно исчез, хотя в конце XIX – начале XX века существовали попытки его возрождения. Некоторые святые жены, почитаемые в чине преподобных, почитались и как диаконисы. Одна из них была Олимпиада. Это очень редкое иконописное изображение было создано знаменитым иконописцем конца XIX – начала XX века Михаилом Дикаревым. Оно изображает Олимпиаду вместе с Иоанном Предтечей. Вероятно, это была заказная икона, изображающая тезоименитых святых какой-то супружеской пары.

Одними из первых диаконис были святая Емилия и святая Макрина, мать и дочь. Это было целое семейство, которое дало христианству несколько святых. Сыновьями Емилии были святители Василий Великий и Петр. Ее дочь Макрина, как отмечается в житии Василия Великого, много сделала для воспитания своих младших братьев в благочестии. На одной из икон XIX века изображено, как преподобная Макрина благословляет иконой Богоматери своего брата Василия Великого. А рядом присутствует очень редкое изображение святой Емилии. Емилия представлена с книгой в руках. Этот иконографический вариант, вероятно, сложился в конце XIX века.

Среди русских святых жен, канонизированных до 1917 года, большинство принадлежали княжескому роду. Это и равноапостольная Ольга, и преподобные Евфросиния Московская и Евфросиния Полоцкая. Официальной канонизации русских святых жен обычно предшествовало местное почитание. Особая судьба связана с канонизацией Анны Кашинской. Анна была супругой князя Михаила Тверского (также канонизированного) и была похоронена в городе Кашин, где она жила у своего младшего сына, ставшего князем Кашинским после того, как он утратил тверской престол. После ее смерти о ее могиле забыли. Но в XVII веке у ее гробницы происходили исцеления и чудеса. Местные жители обращались с молениями к ней и к праведной Анне, которая была тезоименитой святой Анны Кашинской, и просили церковные власти о канонизации. Была собрана комиссия, и она признала Анну святой. На ее прославлении в городе Кашин присутствовали и члены царской фамилии. Но позже, в связи с событиями раскола, Анна Кашинская стала особо почитаться старообрядцами, и это вызвало некоторое недовольство официальной Церкви. Дело в том, что при канонизации, которая произошла в 1649 году, комиссией было отмечено, что когда вскрыли раку княгини, ее руки были сложены в крестном перстосложении. Старообрядцы настаивали на этой особенности как на том, что молиться надо именно двумя перстами, а не тремя. Поэтому официальная Церковь отменила общерусскую канонизацию Анны Кашинской, позволив только петь панихиды около ее могилы. Но ее слава и почитание не уменьшались, поэтому в конце XIX века вновь обратились в Синод с просьбой возобновить почитание и канонизацию. Это произошло в 1910 году в царствование императора Николая II. В городе Кашин были большие торжества в честь этого события, и именно к этому времени относится большое число иконописных образов святой Анны Кашинской, один из которых представлен на нашей выставке.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 15 апреля: 03:00
  • Вторник, 16 апреля: 13:15
  • Суббота, 20 апреля: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать