Мы продолжаем рассказ об изображениях Распятия Господа нашего Иисуса Христа и других образах, связанных со Страстями Христовыми, которые можно увидеть на памятниках русского церковного искусства XIV – начала XX века.
Рассказывает Светлана Александровна Кирьянова, заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки:
– Каждая большая выставка – это возможность представить работу реставрационной мастерской нашего музея, потому что на любой большой выставке есть предметы, которые делались специально для нее, были переданы в мастерскую для полного цикла реставрационных работ под конкретный выставочный проект. И здесь такие работы, безусловно, присутствуют. У нас есть возможность продемонстрировать даже некоторую преемственность выставочных проектов: перед этой выставкой музей показывал проект «Тверская Атлантида», посвященный экспедициям музея, предметам, вывезенным из Тверской области и составившим ядро коллекции.
На той выставке была экспонирована икона «Поцелуй Иуды», и для нашей выставки мы передали на реставрацию работу из этого же чина, но на очень редкий сюжет. Вообще это интересные памятники, их всего три в нашем собрании, они входили в один чин, но сохранились не полностью. И то, что мы видим сейчас (а это касается и иконы «Поцелуй Иуды», которая была на выставке «Тверская Атлантида», и данной работы), – это спиленная нижняя часть когда-то двухчастной иконы.
Дело в том, что в небольших храмах (а эти иконы происходят из небольшого храма в Лихославльском районе Тверской области) были не такие крупные иконостасы, и некоторые ряды могли объединять. И вот над этим праздничным рядом (это был праздничный ряд, не страстной) сверху был какой-то пророк. Пророческий ряд писался на одной доске с праздничным. Но удивительная история состоит в том, что для праздничного ряда в этом отдаленном от города храме авторы выбрали очень распространенный страстной цикл с чрезвычайно редкими сюжетами. Такого сюжета в нашем собрании больше нет. Это «Совлечение риз». Перед поруганием Христа с Него совлекли ризы, и часто эти сюжеты подписаны в стихотворной форме. Замечательно, что этот сюжет получилось подготовить и представить на экспозиции, показать некую преемственность. Возможно, если эта выставка будет иметь дальнейшие перспективы как выездной проект, который мы покажем уже в других городах нашей страны, то мы представим все три иконы из этого комплекса, которые к тому моменту будут сделаны.
Распятие Христово – уникальный сюжет; наверное, один из самых распространенных в христианском искусстве всех стран. И интересно было представить на выставке как эволюцию иконографии, так и Распятие в разных техниках. У нас есть белокаменный резной крест, есть резьба по кости, причем как элитного уровня (эти изделия находились в дворянских собраниях), так и более простые северные резные вещи.
У нас есть медное литье, есть масса вариантов в иконописи. Но интересно, что Распятие, изображение такого важного момента, появилось далеко не сразу, в катакомбах мы его не найдем. Более того, уже после официального торжества христианства еще долгое время Распятие не изображали. Если мы, например, говорим о V веке, то это отдельные, редкие случаи, и то некоторые из них нуждаются в дополнительном исследовании, точно ли мы можем их датировать. Есть двери базилики Санта-Сабина, резной образ на них считается одним из самых ранних, точно известных, достоверных изображений Распятия. Есть кодекс Евангелия Рабулы. Но это все единичные, редкие памятники, причем не относящиеся к иконописи. В иконописи этот сюжет появляется еще позже. С чем это связано? Это важный эпизод, ключевой момент.
Некоторые исследователи считают, что долгое время не могла уйти в прошлое память о том, что распятие – это ужасный, мучительный вид казни. Здесь надо упомянуть, что эта казнь была известна задолго до описываемых событий, применялась в Карфагене, Вавилоне, разных других местах. Например, при известном восстании Спартака всех его участников показательно распяли вдоль дороги. Эта казнь – мучительная, долгая и позорная. И, возможно, требовалось несколько столетий, чтобы память о распятии как о такой казни ушла, чтобы крест стал восприниматься как орудие спасения, как сбывшееся пророчество, как открытая дверь в рай.
Надо сказать, что византийские иконы, изображающие Распятие, отличаются от тех, что были созданы позже уже на русской почве. В частности, авторы там, как правило, предпочитают абстрактный золотой фон. А на русских иконах, даже самых древних, изображающих этот сюжет, появляется Иерусалимская стена, которая становится постоянным атрибутом иконографии этого сюжета.
Если мы обратимся к евангелистам, то обнаружим, что они немного по-разному описывают то, как это было. И в основу иконографии легло повествование Евангелия от Иоанна, потому что только Иоанн рассказывает, что он лично при этом событии присутствовал. Более того, присутствовал не только он, а еще и Мать Христа, Пресвятая Богородица. Они стоят при кресте, и Христос даже успевает поручить их друг другу – поручить Иоанну заботу о Своей Матери, а Богоматери, соответственно, считать Иоанна в дальнейшем Своим сыном. Это описывает только Иоанн, и именно этот вариант лег в основу классического варианта иконографии.
Есть древние иконы, состоящие только из трех фигур: распятого Христа и Богоматери с Иоанном. В дальнейшем получила распространение пятифигурная композиция или композиция с еще большим количеством людей, где к этим двум предстоящим добавляется еще некоторое количество персонажей, в частности, например, воин. Стоит упомянуть, что привычное нам имя Лонгин не упоминается в Новом Завете, это уже более поздняя традиция, там упомянут некий воин, а потом его идентифицировали. И иногда на иконах подписывается уже его имя. Еще это жены, которые также находились около креста: иногда одна, а иногда несколько. Это традиционный вариант иконографии.
Еще обязательный, очень важный с символической точки зрения атрибут – пещера под крестом, в которой изображается череп Адама. Адам похоронен на том месте, где впоследствии был распят Христос. То, с чего началась история, и триумфальный момент этой истории. Первородный грех искуплен здесь и сейчас. Поэтому для некоторых иконописцев было очень важно этот момент показать визуально: кровь из ран Христа проливается непосредственно на череп Адама, находящийся в пещере, под крестом.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Основная часть выпуска будет посвящена новомученикам Церкви Русской, чья жизнь оказалась связана с этим храмом. Рассказывают давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Тебе Воскресшего Бога нашего поем
Этот день в истории. 12 декабря
День ангела. 12 декабря
Церковный календарь 12 декабря. Священномученик Сергий Кочуров
Евангелие 12 декабря. Что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!