Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 8

23 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем рассказ из Ризницы Троице-Сергиевой лавры и в этом выпуске обратимся к предметам, связанным с Борисом Годуновым. Рассказывает заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв." Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина. 

– Мы продолжаем рассказ из филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника «Ризница», расположенного на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIVXVII вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника:

– Как ни странно, третий зал у нас является залом кульминационным – даже не Грозненский, а вот этот зал, в котором выставлены предметы рубежа XVI–XVII веков, поскольку здесь представлены вклады Бориса Годунова, единственного русского царя, не принадлежавшего двум нашим царским династиям. Он не был ни Рюриковичем, ни Романовым, но благодаря своему дяде, своим талантам, благодаря тому, что он выдал свою сестру Ирину за Федора Иоанновича, он стал сначала опекуном русского царя, а после его смерти был избран Земским собором на российский престол.

Борис Годунов недолго правил Русским государством – около восьми лет. Что было бы, если бы он правил дольше? Мы можем предполагать что угодно, но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения.

Борис Годунов все-таки был выходцем из костромских бояр, и родовой усыпальницей Годуновых был Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Возможно, здесь тоже была связь – почитание Троицы, почитание Троицкого монастыря. Но однозначно Борис Годунов именно в качестве царского монастыря, самого почитаемого, самого окормляемого им, выбрал не какой-то из московских монастырей, а именно Троице-Сергиев монастырь.

Там сложилась такая история: Дмитрий Иванович Годунов окормлял Ипатьевский монастырь, давал туда богатые вклады. Ирина Федоровна Годунова окормляла московские храмы и монастыри, в первую очередь, конечно, кремлевские – возможно, ей досталась Москва как вдове царя. А вот Борис Годунов окормлял Троице-Сергиев монастырь. Конечно, он делал это и в боярский период, но тогда он давал немного, а вот за время его царствования благодаря ему в Троицком соборе сложился уникальнейший драгоценный комплекс вокруг иконы Троицы письма Андрея Рублева.

Он снимает с этой иконы оклад, сделанный по заказу Ивана Грозного, и заказывает новый драгоценный оклад. С иконы пишут копию, на которую надевают грозненский оклад, а на подлинник – оклад Бориса Годунова. То, что мы с вами здесь видим, – это оклад, который создавался, конечно, на протяжении многих лет. От Бориса Годунова – золотые рамы,  свет с черневым орнаментом, роскошнейшие венцы с коронами. А цаты – от Михаила Федоровича, уже в 1626 году.

Федор Борисович прикладывает панагии, из которых сохранилась одна; она висит на изображении центрального Ангела. А риза, которая покрывает всю поверхность иконы, серебряная, позолоченная (все остальные части золотые), – это уже середина XVIII века, это уже сделано по заказу монастырских властей. Ведь в средние века никогда не закрывались изображения, тогда ценили сюжет, смысл. В Новое время стали ценить декорацию, материю. Поэтому драгоценный оклад в середине XVIII века закрыл всю икону «Троица».

Но годуновское здесь все-таки частично присутствует. Это роскошнейшие венцы, 250 драгоценных камней – самых разных, среди которых самые хорошие – изумруды, особенно изумруд в середине центрального венца. Он восьмигранный и является камеей – там находится рельефное изображение Троицы. То есть трех Ангелов, сидящих за столом. Считается, что эта камея резана итальянцем Асцентинием. Есть такое предположение. Эта камея того же времени, что и сам оклад. Точная дата привоза оклада неизвестна, но считается, что это около 1599 года. Изумруд колумбийского происхождения и очень хорошего качества.

На этом окладе есть еще одна камея, она XI века, из того самого комплекта, который представлен в первом зале. Я говорила, что одна из камей на халцедоне – зеленая – как раз с панагии, которую вложил Федор Борисович.

Также Борис Годунов к иконе «Троица» дает створы – мы видим рядом длинные иконочки. Получается, икона с деянием. Как у святого житие, так здесь – деяния Троицы. В обычные дни эти створы стояли в углу Троицкого собора, а по определенным праздникам их приставляли к киоту, и получался вот такой полиптих. То есть это было некое усиление значимости иконы «Троица», выделение ее в иконостасе Троицкого собора.

Кроме того, Борис Годунов к иконе «Троица» дает огромный серебряный подсвечник в виде цветущего дерева. Его тоже ставили перед иконой «Троица» письма Андрея Рублева. И еще Борис Годунов дает к иконе «Троица» жемчужную пелену с драгоценными накладными пластиночками, на которых надпись о вкладе, а на дробницах святые изображены. И в ней сто драгоценных камней.

И там уникальнейшее возглавие креста, которое, считается, происходит из копей царицы Клеопатры, из Северной Африки. Потрясающий изумруд травянистого, зеленого цвета. Он прозрачный, насыщенный по цвету, достаточно большого размера, этот изумруд –  один из лучших в нашей коллекции. Вот если Иван Грозный – это сапфиры, то Борис Годунов – изумруды. Есть, конечно, рубины, аметисты, другие полудрагоценные камни.

Также Борис Годунов дает сюда золотой литургический прибор – тоже редкость. Их существует три, два хранятся в Оружейной палате – там вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Ипатьевский монастырь, вклад Ирины Годуновой в московский собор; и у нас вклад Бориса Годунова в Троице-Сергиев монастырь. Еще Борис Годунов дает вот эту митру. Также с ним связаны эти покров и покровец, одна из лампад.

В этой части зала рассказ о том, что произошло после царствования Бориса Годунова. То есть при своей жизни он дал очень много монастырю, а монастырь ему дал очень много после его смерти, поскольку, как известно, Борис Годунов и члены его семьи похоронены здесь. Это было перезахоронение, поскольку сначала Бориса Годунова как царя, естественно, похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля, затем перезахоронили на Варсонофьевском кладбище, а в 1610 году по инициативе Василия Шуйского останки всех членов семьи Годуновых за исключением Ксении, которая была еще жива, были перезахоронены в Троицком монастыре рядом с Успенским собором.

Вот здесь у нас выставлены дробницы, которые происходят как раз с надгробных покровов, возложенных на гробницы Ксении, Марии Григорьевны и самого Бориса Годунова. До наших дней еще сохранился покров Федора Борисовича.

И последний зал у нас посвящен XVII веку. Там выставлен самый драгоценный священнический головной убор. Это митра, которая вложена сюда, в Троице-Сергиев монастырь, в 1626 году в память о князе Федоре Ивановиче Мстиславском. В ней совершал праздничные богослужения архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Здесь великолепные по качеству исполнения золотые накладные дробницы с изображением святых. Очень большое количество жемчуга, где-то около 10 тысяч жемчужин, и огромное количество драгоценных камней, среди которых выделяется шпинель с арабской надписью, алмазный крест и алмазная вставка – также камни чистейшие, очень хорошего качества.

Вообще XVII век чем отличается? Уже всего много, но все как-то уже менее значимо. Потому что идет размытие – увеличение количества вкладчиков, но уменьшение их значимости. Если в предыдущих залах мы говорим о князьях, о царях и так далее, то в XVII веке это уже именитые люди Строгановы, разные бояре, дворяне, Яновы, Грамотины, дьяки. То есть это фамилии, которые мало кому что-то говорят. Эти вещи не хуже, разумеется, но это вещи своего времени.

– Дорогие телезрители! Мы завершили серию выпусков передачи «Хранители памяти»  из «Ризницы», филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника, который находится на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Всего вам доброго! До новых встреч!

Ведущая  Елена Чач

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать