Мы продолжаем рассказ о деревянных скульптурных произведениях, которые можно увидеть на основной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат исторических наук:
– В XVI–XVII веках получают распространение Царские врата, украшенные растительным ковровым узором. Дело в том, что Царские врата олицетворяли идею вхождения в рай, поэтому растительные элементы были очень популярны в их украшении. К сожалению, врата дошли до нас не в первозданном виде. Изначально они были позолоченные. Сейчас позолота сохранилась только в углублениях рельефа. Фон был покрыт красно-синей краской. То есть врата выглядели очень нарядно.
Вы видите Царские врата второй половины XVIII века – характерный памятник культуры барокко, очень нарядный и красивый. Они почти полностью позолочены… Как известно, со временем менялись стили и некоторые грани понимания и символики церковного искусства. Здесь золото олицетворяет Божественный свет и радость соединения со Христом.
На этих вратах вы видите скульптурные изображения евангелистов. Надо сказать, что во второй половине XVIII века были очень популярны рельефные Царские врата. В иконостасах, как правило, было обилие ангелов, херувимов и некоторых других фигур символико-догматического характера.
Помимо изображений евангелистов, которые, как известно, несли благую весть, поэтому занимали основное место на Царских вратах, очень часто изображалась сцена Благовещения, связанная с воплощением Христа, а также Тайная Вечеря, моление о чаше и некоторые другие сюжеты, как правило, имеющие отношение к литургии. Эти врата происходят из деревянного храма Юрьев-Польского района. В свое время они были перевезены на территорию города, отреставрированы. Они были созданы в XVII веке.
Казалось бы, деревянный храм где-то во Владимирской области. Тем не менее он обладал очень богатой коллекцией. Помимо этих врат еще были вывезены оттуда иконы, они занимают достойное место в нашем собрании. Это было в 60-е и в начале 70-х годов, когда храм стоял открытый всем ветрам. И если бы сотрудники музея не вывезли эти экспонаты, они бы просто погибли.
Эти врата свидетельствуют о достатке местных жителей и их благочестии, потому что стоили такие изделия очень дорого. Понятно, что резная работа считалась более дорогой, чем живописная, и здесь есть золочение, тоже очень дорогая техника. Тем не менее местные жители находили средства и желание украшать свои храмы.
Перед вами еще один фрагмент Царских врат (к сожалению, сохранился только их фрагмент, он был приобретен уже в 90-е годы по закупке от частного лица). Здесь вы видите двух евангелистов. Это нижняя часть Царских врат, что заметно по профилированному нижнему краю. На второй створке изображались еще два евангелиста, а в верхней части Царских врат, видимо, была рельефная сцена Благовещения.
Представляет интерес и фигура первосвященника – пророка Аарона. Она тоже связана с Царскими вратами, поскольку находилась возле них на столбиках. Аарон и Моисей в XVIII веке часто устанавливались в верхней части Царских врат как ветхозаветные прообразы Спасителя. Большой интерес посетителей всегда вызывает голова Иоанна Предтечи. Она сделана столь натуралистично, что некоторые, входя в наш зал, даже пугаются в полумраке: им кажется, что это настоящая отрубленная голова.
Такие скульптурные образы получили распространение в России в XVIII и в XIX веках. Интересно, что если во второй половине XIX века скульптуры уже, как правило, не изготавливались (была другая мода – возвращение к корням, к раннему византийскому наследию), то образы главы Иоанна Предтечи создавались постоянно, даже в начале XX века. И для облегчения труда мастера использовали уже не резьбу по дереву, а часто гипсовую отливку.
Иоанн Предтеча очень почитался на Руси. Существует достаточно много праздников, посвященных ему. И три из них посвящены именно главе Иоанна Предтечи (усекновению и двум обретениям его главы). Самый распространенный образ в скульптуре – это именно глава Иоанна Предтечи на блюде. Как мы знаем из Евангелия, в таком виде палач подал ее Саломии, дочери Иродиады, которая плясала на пиру у Ирода и попросила в награду главу Иоанна Предтечи.
Известно, что крестоносцы во время Четвертого крестового похода перевезли главу Иоанна Предтечи из Константинополя во французский город Амьен. Она находится там до сих пор, с 1206 года. Это череп без нижней челюсти, окованный золотыми листами и находящийся на золотом блюде. Видимо, эти мощи Иоанна Предтечи и послужили образцом для изготовления в резьбе, в объемном материале его скульптурных голов. Изначально они распространялись в Западной Европе, а затем проникли и в Россию.
В XIX веке скульптура почти не изготавливалась. Интересное исключение сложилось в Осташковском уезде вокруг Нило-Столобенской пустыни. Это небольшие фигурки преподобного Нила Столобенского. Известен ряд довольно больших храмовых фигур, но в основном это небольшие статуэтки, предназначенные для паломников Нило-Столобенской пустыни.
Здесь образ святого очень условный и восходит к его житию, из которого известно, что преподобный Нил никогда не ложился, а усмирял свою плоть тем, что отдыхал, опираясь подмышками на вбитые в стену пещеры, где он жил, костылики. В таком виде он и скончался. Есть предположение, что, возможно, в таком виде были обретены его мощи в 1667 году (это был XVII век, расцвет скульптурных изображений). Возможно, была и его скульптура того времени.
До нас дошла более поздняя скульптура конца XVIII века, она сейчас находится в музее Нило-Столобенской пустыни. Преподобный Нил Столобенский изображен примерно в таком же виде, но чуть более реалистично. А эти фигурки – копии, как я предполагаю, скульптуры середины XIX века, которая, видимо, была создана в это время в качестве замещения той самой чудотворной скульптуры.
Эти фигурки получили большое распространение. Как правило, все паломники хотели увезти на память именно образ преподобного Нила в том самом объемном виде, как и чудотворная скульптура. Интересно, что до сих пор в селениях у людей встречаются в киотах и три, и четыре фигурки преподобного Нила, рядом стоящие, по количеству паломничеств, совершенных в Нило-Столобенскую пустынь.
Наш небольшой зал древнерусской скульптуры, конечно, представляет не все этапы развития этого вида искусства, есть большие лакуны. Но поскольку скульптуры вообще мало собирали, еще меньше их выставляют в музеях, то приглашаю всех прийти и посмотреть воочию, что же это такое на самом деле.
Ведущая Елена Чач
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Этот день в истории. 14 октября
День ангела. 14 октября
Церковный календарь 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы
Евангелие 14 октября. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!