Хранители памяти. Деревянные произведения на экспозиции в Музее имени Андрея Рублева. Часть 4

5 декабря 2023 г.

Мы завершаем рассказ о деревянных резных и скульптурных памятниках церковного искусства, которые представлены на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. В этом выпуске заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея, кандидат исторических наук Елена Владимировна Давыдова расскажет о резных царских вратах, скульптурах преподобного Нила Столобенского и других произведениях.

Мы продолжаем рассказ о деревянных скульптурных произведениях, которые можно увидеть на основной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат исторических наук:

– В XVI–XVII веках получают распространение Царские врата, украшенные растительным ковровым узором. Дело в том, что Царские врата олицетворяли идею вхождения в рай, поэтому растительные элементы были очень популярны в их украшении. К сожалению, врата дошли до нас не в первозданном виде. Изначально они были позолоченные. Сейчас позолота сохранилась только в углублениях рельефа. Фон был покрыт красно-синей краской. То есть врата выглядели очень нарядно.

Вы видите Царские врата второй половины XVIII века – характерный памятник культуры барокко, очень нарядный и красивый. Они почти полностью позолочены… Как известно, со временем менялись стили и некоторые грани понимания и символики церковного искусства. Здесь золото олицетворяет Божественный свет и радость соединения со Христом.

На этих вратах вы видите скульптурные изображения евангелистов. Надо сказать, что во второй половине XVIII века были очень популярны рельефные Царские врата. В иконостасах, как правило, было обилие ангелов, херувимов и некоторых других фигур символико-догматического характера.

Помимо изображений евангелистов, которые, как известно, несли благую весть, поэтому занимали основное место на Царских вратах, очень часто изображалась сцена Благовещения, связанная с воплощением Христа, а также Тайная Вечеря, моление о чаше и некоторые другие сюжеты, как правило, имеющие отношение к литургии. Эти врата происходят из деревянного храма Юрьев-Польского района. В свое время они были перевезены на территорию города, отреставрированы. Они были созданы в XVII веке.

Казалось бы, деревянный храм где-то во Владимирской области. Тем не менее он обладал очень богатой коллекцией. Помимо этих врат еще были вывезены оттуда иконы, они занимают достойное место в нашем собрании. Это было в 60-е и в начале 70-х годов, когда храм стоял открытый всем ветрам. И если бы сотрудники музея не вывезли эти экспонаты, они бы просто погибли.

Эти врата свидетельствуют о достатке местных жителей и их благочестии, потому что стоили такие изделия очень дорого. Понятно, что резная работа считалась более дорогой, чем живописная, и здесь есть золочение, тоже очень дорогая техника. Тем не менее местные жители находили средства и желание украшать свои храмы.

Перед вами еще один фрагмент Царских врат (к сожалению, сохранился только их фрагмент, он был приобретен уже в 90-е годы по закупке от частного лица). Здесь вы видите двух евангелистов. Это нижняя часть Царских врат, что заметно по профилированному нижнему краю. На второй створке изображались еще два евангелиста, а в верхней части Царских врат, видимо, была рельефная сцена Благовещения.

Представляет интерес и фигура первосвященника – пророка Аарона. Она тоже связана с Царскими вратами, поскольку находилась возле них на столбиках. Аарон и Моисей в XVIII веке часто устанавливались в верхней части Царских врат как ветхозаветные прообразы Спасителя. Большой интерес посетителей всегда вызывает голова Иоанна Предтечи. Она сделана столь натуралистично, что некоторые, входя в наш зал, даже пугаются в полумраке: им кажется, что это настоящая отрубленная голова.

Такие скульптурные образы получили распространение в России в XVIII и в XIX веках. Интересно, что если во второй половине XIX века скульптуры уже, как правило, не изготавливались (была другая мода – возвращение к корням, к раннему византийскому наследию), то образы главы Иоанна Предтечи создавались постоянно, даже в начале XX века. И для облегчения труда мастера использовали уже не резьбу по дереву, а часто гипсовую отливку.

Иоанн Предтеча очень почитался на Руси. Существует достаточно много праздников, посвященных ему. И три из них посвящены именно главе Иоанна Предтечи (усекновению и двум обретениям его главы). Самый распространенный образ в скульптуре – это именно глава Иоанна Предтечи на блюде. Как мы знаем из Евангелия, в таком виде палач подал ее Саломии, дочери Иродиады, которая плясала на пиру у Ирода и попросила в награду главу Иоанна Предтечи.

Известно, что крестоносцы во время Четвертого крестового похода перевезли главу Иоанна Предтечи из Константинополя во французский город Амьен. Она находится там до сих пор, с 1206 года. Это череп без нижней челюсти, окованный золотыми листами и находящийся на золотом блюде. Видимо, эти мощи Иоанна Предтечи и послужили образцом для изготовления в резьбе, в объемном материале его скульптурных голов. Изначально они распространялись в Западной Европе, а затем проникли и в Россию.

В XIX веке скульптура почти не изготавливалась. Интересное исключение сложилось в Осташковском уезде вокруг Нило-Столобенской пустыни. Это небольшие фигурки преподобного Нила Столобенского. Известен ряд довольно больших храмовых фигур, но в основном это небольшие статуэтки, предназначенные для паломников Нило-Столобенской пустыни.

Здесь образ святого очень условный и восходит к его житию, из которого известно, что преподобный Нил никогда не ложился, а усмирял свою плоть тем, что отдыхал, опираясь подмышками на вбитые в стену пещеры, где он жил, костылики. В таком виде он и скончался. Есть предположение, что, возможно, в таком виде были обретены его мощи в 1667 году (это был XVII век, расцвет скульптурных изображений). Возможно, была и его скульптура того времени.

До нас дошла более поздняя скульптура конца XVIII века, она сейчас находится в музее Нило-Столобенской пустыни. Преподобный Нил Столобенский изображен примерно в таком же виде, но чуть более реалистично. А эти фигурки – копии, как я предполагаю, скульптуры середины XIX века, которая, видимо, была создана в это время в качестве замещения той самой чудотворной скульптуры.

Эти фигурки получили большое распространение. Как правило, все паломники хотели увезти на память именно образ преподобного Нила в том самом объемном виде, как и чудотворная скульптура. Интересно, что до сих пор в селениях у людей встречаются в киотах и три, и четыре фигурки преподобного Нила, рядом стоящие, по количеству паломничеств, совершенных в Нило-Столобенскую пустынь.

Наш небольшой зал древнерусской скульптуры, конечно, представляет не все этапы развития этого вида искусства, есть большие лакуны. Но поскольку скульптуры вообще мало собирали, еще меньше их выставляют в музеях, то приглашаю всех прийти и посмотреть воочию, что же это такое на самом деле.

Ведущая Елена Чач

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать