Хранители памяти. Деревянные резные и скульптурные произведения на экспозиции в Музее имени Андрея Рублёва. Часть 2

21 ноября 2023 г.

В новом выпуске о деревянных резных и скульптурных произведениях, которые представлены на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея, кандидат исторических наук Елена Владимировна Давыдова продолжит рассказ об изображениях святителя Николая, а также уделит особое внимание женским образам - скульптурам великомучениц Параскевы Пятницы и Екатерины.

Мы продолжаем рассказ о скульптурных произведениях, которые можно увидеть на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева.

Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат исторических наук:

– Наибольшее распространение в скульптуре получил образ святителя Николая в иконографическом типе «Можайский». Это иллюстрируют еще две скульптуры, которые находятся здесь в экспозиции. Одна из них – конца XVII века. Приобретена по закупке, и, со слов владельца, происходит с Русского Севера (возможно, из каргопольских земель). А вторая скульптура – XVIII век. К сожалению, атрибуты иконографии святителя Николая Можайского – меч и храм – утрачены. За исключением образа XVIII века, где сохранился храм. Средневековые скульптуры помещали в специальные киоты, которые назывались храмцами по их сходству с формой храма с островерхим или луковичным завершением. Как правило, они были со створками, которые могли закрываться и открываться во время богослужения или в моменты почитания скульптурных образов верующими. Во второй половине XVIII века и в XIX веке их переносили на иконные доски, что еще больше сближало эти образы с иконой. Левый образ святителя Николая – это уже не скульптура, а рельеф. Он изначально выполнен в виде рельефа на доске, но, несомненно, повторяет какую-то чтимую скульптуру.

У нас на экспозиции представлена скульптурная фигура Параскевы Пятницы. Эта святая наряду с Николаем Чудотворцем чрезвычайно почиталась, и ее образ получил большое распространение именно в такой резной форме. «Параскева» с греческого переводится как «пятница». Она почиталась в очень раннее время как персонификация страданий Христа и была связана с литургией. Известны древние иконы, где она изображается с отцами Церкви: Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом (как олицетворение Евхаристии – самой важной и значимой части литургии). Вероятно, существовали пары святителя Николая и Параскевы Пятницы, исполненные в таком типе древнерусской скульптуры, которые из столицы, из Москвы, передавались в храмы (в первую очередь – в соборы) городов новоприсоединенных земель. В древности такими новоприсоединенными пограничными городами были Калуга, Мценск и т.д. Данные образы руководство страны посылало в эти города, продвигая идеологию власти и централизованного государства. Интересно, что святитель Николай благодаря своему имени считался тезоименитым победе, поскольку «ника» в переводе с греческого – «победа». Возможно, как-то благодаря этому святитель был связан с персонификацией Спасителя – Христа. Поэтому здесь и победа, и Евхаристия, и покровительство Бога было связано с этими скульптурами. Это очень сложный богословский образ, который со временем постепенно стал забываться. В XVI веке к Николаю Чудотворцу в иконографическом типе «Можайский» в первую очередь обращались как к защитнику государства, хотя изначально, возможно, меч в его руке означал, согласно новозаветной интерпретации, слово Божие, которое острее обоюдоострого меча.

Скульптур Параскевы Пятницы довольно много, хотя сохранилось меньше, чем фигур Николая Чудотворца. Параскева считалась покровительницей женщин, семьи, детей, всякой женской работы, сельскохозяйственных работ. На этом основании, в том числе в XVIII веке, часто повторяли ее скульптурные образы: их хотели иметь в каждом населенном пункте. Кроме того, Параскева была покровительницей водных источников, поэтому ее изображения часто помещались в часовнях возле родников.

Интересно, что иконография Параскевы Пятницы, вероятно, стала прообразом для создания скульптурного образа святой Екатерины, который Вы можете видеть рядом с царскими вратами. К сожалению, у нее тоже не сохранились атрибуты. В одной руке у нее был крест, а в другой – свиток с исповеданием веры. Скульптур святой Екатерины гораздо меньше. Возможно, ее появление связано с тем, что в 1658 году у царя Алексея Михайловича родилась дочь, названная Екатериной, по легенде, благодаря явлению святой Екатерины царю в ночь рождения дочери. После этого почитание святой Екатерины значительно усилилось на Руси. Алексей Михайлович передал дары в Синайский монастырь, где, как известно, были мощи святой Екатерины. И появляется святая в скульптуре, т.к. XVII век – это время расцвета скульптурных образов, которые преимущественно изготавливались в Москве, в великокняжеских мастерских. Затем постепенно они перешли в другие города и веси, в частности в Новгород, на Русский Север. После Смуты появляется особенно много образов святителя Николая Можайского как защитника государства и некоторых других святых. Но, поскольку их было мало, они плохо сохранились. Плохой сохранности способствовало и то, что Петр I, повернув линию развития русской культуры и обращаясь к западноевропейскому наследию, запретил эти образа как недостойные, неумело сделанные. Но при этом он всячески продвигал скульптуру западноевропейского типа: прежде всего гипсовые статуи – круглую скульптуру, основанную на реалистических пропорциях. Старые деревянные изображения было запрещено выставлять, они убирались. Благодаря этому большинство их сохранилось на Русском Севере, куда начальство приезжало реже. Поэтому в советские времена возникло ошибочное мнение, что эти скульптуры делались преимущественно на Русском Севере. Однако большое количество их – московского происхождения, особенно ранних произведений.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать