Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Начинаем рассказ о деревянной скульптуре, которую можно увидеть на основной экспозиции.
Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат исторических наук:
– Мы находимся в зале деревянной скульптуры и рельефной иконы из собрания нашего музея. Надо сказать, что подобные произведения достаточно редко выставляются в музеях. Их всегда было не очень много, еще меньше сохранилось. Кроме того, это наименее изученный материал иконной коллекции. К сожалению, это происходит повсеместно. Почти не сохранилось каких-то документальных источников об изготовлении этих предметов. Те немногие научные сотрудники, которые занимаются изучением этого материала, по крупицам пытаются восстановить историю создания этих предметов.
Существует предубеждение среди посетителей музеев и людей, которые не занимаются этим видом искусства, что скульптурные изображения на Руси были запрещены, будто бы они неканоничны. На самом деле это не так. Еще в материалах VII Вселенского Собора 787 года, который установил принципы иконопочитания после длительного периода иконоборчества, приводится в качестве примера равнозначности скульптурных изображений чудотворная бронзовая скульптура Христа, которая, по Преданию, была поставлена кровоточивой женой, упоминаемой в Евангелии. Христос вылечил ее от внутреннего кровотечения. В благодарность Спасителю она поставила эту скульптуру по традициям того времени: было принято ставить скульптуры для увековечивания памяти или в благодарность. Она стояла на территории современного Израиля, в городе Кесария Филиппова, и считалась чудотворной на протяжении нескольких столетий. Эту скульптуру знал весь мир. Она упоминается в некоторых документах и в Западной Европе. Ее приводят в качестве примера почитания рельефных иконных предметов. Поэтому запрета никогда не существовало.
Техника изготовления скульптуры достаточно сложна. Мастеров было немного. Считается, что эта техника пришла из Византии, как иконопись и другие виды церковного искусства. Но самые ранние сохранившиеся памятники относятся к XIV веку. Это скульптура Николая Чудотворца в Третьяковской галерее и фигура воина в музеях Кремля.
Наиболее ранним экспонатом нашей выставки является икона Богоматери «Одигитрия», которую мы между собой называем «Клобуковской», так как она происходит из Николо-Клобуковского монастыря города Кашина. Исследователи до сих пор спорят, была она изготовлена ростовскими мастерами или тверскими. В датировке есть вариации от конца XV века до начала XVI века. Этот памятник, на удивление, очень хорошо сохранился. Вы видите прекрасно сохранившуюся живопись. Сам рельеф невысокий. Утрачена основа – иконная доска, на которую крепился этот рельеф по технологии того времени. Новая доска была изготовлена в реставрационных мастерских. Икона, вероятно, была вложена в Кашинский монастырь кем-то из князей. Она там очень почиталась. Существуют архивные документы, по которым известно, что в XVII веке эта икона была обложена доской с клеймами акафиста Божией Матери и находилась в иконостасе. Кроме того, сохранился серебряный позолоченный оклад этой иконы, который по стилистике можно датировать концом XVII – началом XVIII века. Видимо, позднее почитание этой иконы было каким-то образом забыто, и она оказалась в так называемой кладовке монастыря, на колокольне. Именно там ее обнаружил известный исследователь древнерусской скульптуры Николай Николаевич Померанцев уже после революции 1917 года. Он сразу понял, какую ценность представляет этот рельеф, и хотел передать его в один из музеев. Но каким-то образом эта икона затерялась. В 1961 году она оказалась на киностудии «Мосфильм» в качестве реквизита и уже оттуда поступила в наш музей, где была отреставрирована, а затем заняла достойное место в экспозиции.
В отличие от иконописи в скульптуре представлено сравнительно небольшое количество святых и сюжетов. Это связано с тем, что мастера копировали в том же материале и в той же технике чудотворные и наиболее почитаемые образа. Самое большое распространение в скульптуре получил образ святителя Николая Чудотворца в «Можайском» иконографическом типе. Интересно, что этот иконографический вариант впервые появляется именно в скульптуре. Эта скульптура относится к концу XIV века и находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. У меня есть ее фотография. Скульптура очень большая, примерно под два метра высотой. Как и в нашем памятнике, святитель представлен с мечом в правой руке и с градом – крепостью в левой руке. К сожалению, сохранилась только крепость. Сам град, который был внутри, утрачен. А на нашей скульптуре утрачен и меч, и град. Эти детали были накладные. К сожалению, чаще всего, они не сохраняются. Так же, как и ступни ног, которые изготавливались отдельно.
Подобные рельефные образа всегда помещались в киотах. Пример такого киота можно увидеть на фотографии. Это Архангельский музей художественной культуры Русского Севера. Здесь Вы видите образ святителя Николая Чудотворца Можайского. Здесь сохранились крепость и град, но не сохранился меч. Наш образ святителя Николая был вывезен экспедицией музея из Новгородской области. Хотя он датируется XVII веком, он очень архаичен. У него очень крупные руки, обобщенный объем. Он достаточно плоскостной, как и вся древнерусская скульптура, которая тяготеет к символическому иконному образу, а не к образу круглой скульптуры академического типа, к которой мы привыкли в наше время. Нимб у святителя Николая, видимо, тоже крепился в киоте (такие киоты называли храмцами, поскольку они повторяли форму храма, или островерхого, или с луковичным завершением).
Большое значение в скульптуре отводится живописи. Здесь складки одежды представлены не рельефом, а живописным изображением. Образ богато украшен, складки сделаны с использованием золота. Эта скульптура, несомненно, чрезвычайно почиталась. Интересен её оборот. К сожалению, сейчас мы его увидеть не можем. Этот оборот выдолблен, как лодка. Внутри он полый. Такая технология была характерна для скульптур XVI века, изготовленных в Московском государстве, и для части скульптур XVII столетия. Вероятно, это делалось для облегчения перенесения их в крестных ходах, а эти скульптуры, как правило, активно участвовали в них. Вот, можно увидеть пример такого крестного хода со скульптурой святителя Николая Чудотворца в «Можайском» образе из села Спирово Волоколамского района. Это так называемый «Никола Вешний», майское празднование перенесения мощей святителя Николая. Здесь четверо мужчин несут тяжелые носилки со скульптурой, которая, к тому же, одета в святительское облачение с митрой. Конструкция выдолбленного оборота способствовала лучшей сохранности скульптуры, которая за счет небольшой толщины древесины быстрее подстраивалась под изменения климата, температурно-влажностного режима (как мы теперь говорим в музеях). Понятно, что в храме менялись температура и влажность в зависимости от времени года и от количества верующих, приходивших на службу. Тонкая древесина была более пластичной, гибко реагировала на эти условия и не растрескивалась, как это случается, когда мастера делают скульптуру без понимания материала из большого круглого бревна. Там происходят большие растрескивания.
Ведущая Елена Чач
Записала Анна Купцова
Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Основная часть выпуска будет посвящена новомученикам Церкви Русской, чья жизнь оказалась связана с этим храмом. Рассказывают давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Свет невечерний. Благородная зависть
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Град креста. Рождественский пост. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Плод веры. Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!