Хранители памяти. Древнерусская каменная Смоленская икона Божией Матери XV века

25 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск программы будет посвящен единственной дошедшей до нас древнерусской каменной иконе XV века - находившейся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре почитаемой Смоленской иконе Божией Матери. Уникальное произведение средневекового искусства в XX веке обрело вид, близкий к изначальному, благодаря кропотливому труду реставраторов. Святыня представлена в основной экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника. 

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Я стою возле каменного образа Божьей Матери, созданного в XV веке. Он находится на экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Об этой иконе – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Татьяна Юрьевна Токарева, заведующая Отделом истории и культуры Сергиево-Посадского края XIVXIX вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника:

– Каменная икона Богоматери «Одигитрия» – уникальный предмет. Нам известен только один такой образ XV века. В 1920 году, когда был создан наш музей-заповедник, которому в этом году исполнилось 100 лет, икона поступила в собрание музея. Знаменитый исследователь древнерусского искусства Юрий Александрович Олсуфьев снял оклад с этой иконы и увидел, что икона была записана толстым слоем масляной краски. Он тогда выдвинул предположение, что лик Христа стерт.

Когда впоследствии икону захотели поместить в экспозицию музея, увидели, что лика Христа нет вообще – это деревянная раскрашенная втулка. Тогда икону в 1949 году отправили в Москву в Центральные реставрационные мастерские имени Игоря Грабаря. Там должны были решить, что же делать с изображением Младенца Христа, как восстановить Его облик. Решить это было практически невозможно – прямых аналогов русской каменной иконы XV века обнаружить не удалось. И эта икона находилась в Москве больше 25 лет: нужно было воссоздать облик Младенца Христа по аналогии с произведениями русского искусства XV века.

Поэтому на нашей экспозиции мы поместили изображение иконы до реставрации. И, конечно же, мы видим, как воссоздан лик Христа к настоящему моменту. В 1976 году лик был вырезан по аналогии с древнерусской живописью, так как каменных аналогов не сохранилось.

По преданию, эта икона украшала первую монастырскую трапезную, построенную в середине XV века Василием Дмитриевичем Ермолиным. Считается, что он же выполнил скульптуру Георгия Змееборца для Спасской башни Московского Кремля, ныне сохранившуюся. Василий Дмитриевич Ермолин – предстатель, подрядчик устроительства первой монастырской трапезной палаты.

Каменная икона украшала фасад этого здания. С ней связывают одно из древних чудес. В 1730 году троицкому псаломщику Кузьме Матвееву, у которого «руки имелись пригнутые к спине и иссохли», явилась во сне Богоматерь. А жил этот псаломщик в больничных палатах, которые стояли как раз напротив трапезной. На следующий день, когда он проснулся, руки у него «стали быть здравы», как сказано в документе.

Чтобы убедиться в том, что это действительно чудесное исцеление, его повезли в Москву, в Измайловский дворец к императрице Анне Иоанновне, которая вызвала лучших докторов для освидетельствования Кузьмы Матвеева. Врачи подтвердили исцеление. Икона прославилась. Была возведена церковь Смоленской иконы Божьей Матери.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери освятили в 1753 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Это единственная в монастыре церковь, имеющая в плане форму круга, прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, вписанный в древний ансамбль монастыря.

До 1920 года каменная икона размещалась в этом храме в местном ряду иконостаса слева от царских врат. В 1920 году ее изъяли и передали в музей. Впоследствии был утрачен церковный иконостас. В середине ХХ века вместо него был установлен другой – близкий ему по времени и стилю создания.

На восточной стене церкви можно увидеть почитаемую копию чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке к образу «Одигитрии» делали различные подарки. До наших дней дошел драгоценный оклад, подаренный графом Петром Борисовичем Шереметевым в 1754 году. Это роскошное произведение русских серебряников середины XVIII века.

Татьяна Юрьевна Токарева:

– Оклад серебряный чеканный, позолоченный. Его украшают короны Богоматери и Младенца Христа. В этих коронах 62 рубина и 100 с лишним алмазов. Риза для этой иконы была сделана по распоряжению Натальи Напольской, жены монастырского слуги. Монастырские слуги в XVIII веке – это в основном приказные служители, люди, в ведении которых находилось управление теми или иными видами хозяйственных работ в Лавре.

Интересна история оклада. В 1922 году большую серебряную доску, в которую была врезана эта икона, изъяли в Гохран. Она не вернулась. В те годы происходило очень много изъятий церковного серебра. Позднее, в 1937 году, произошло второе изъятие в Гохран церковных ценностей из музея. Но они были переданы туда уже на временное хранение, а после Второй мировой войны вернулись в Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Оклад этот никогда не выставлялся. Мы разместили его на этой экспозиции в 2017 году, с тем чтобы впервые в истории показать памятник в комплексе – и икону, и предназначенный для нее серебряный оклад.

– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в залы постоянной экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника. А сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго! До новых встреч!

Ведущая  Елена Чач

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать