Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Антипин, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного исторического музея Южного Урала (до 2016 г. – Челябинского государственного краеведческого музея):
– История храма во имя святого благоверного князя Александра Невского началась в 1881 г. с часовни. В марте 1881 г. был убит император Александр II, и в этот момент появляется идея в Челябинске на западной окраине поставить часовню-памятник в память об этом трагическом событии. Часовню поставили, освятили ее во имя Александра Невского, а затем, спустя почти уже два десятилетия, в конце 1890-х гг., возникает идея построить новый храм.
Горожане обратились с предложением разработать проект храма к известному архитектору Александру Померанцеву, он согласился. В 1907 г. проект утвердили и приступили к строительству.
Н. Антипин:
– Померанцев работал в краснокирпичном русском стиле XV–XVI вв. – пузатые колонны, богатый декор (потом архитекторы насчитали на фасаде храма 54 вида кирпича). Но проект был реализован не весь, и по этому рисунку мы видим, что предполагалась мозаика по фасаду, а также две скульптуры (их тоже не успели сделать). Постепенно, может быть, это и сделали бы, но революция помешала.
На возведение храма активно жертвовали средства горожане, крупный вклад (5 000 рублей) внес император Николай II.
Н. Антипин:
– Торжество состоялось 4 декабря 1911 г. (в газете «Голос Приуралья» 6 декабря 1911 г. была опубликована небольшая заметка «Открытие храма»). Приехал епископ Дионисий из Оренбурга, было большое собрание: собралось все духовенство города, и состоялось освящение нового храма. Были и общественные деятели, и в газетах, не только в «Голосе Приуралья», это нашло освещение – настоящее торжество. К этому моменту уже были установлены 13 крестов, несколько колоколов установили, но не было иконостаса, не было росписи…
При советской власти в 1930 г. храм закрыли, здание использовали под различные нужды (типография, склад, планетарий), в начале 1980-х гг. отдали филармонии и разместили орган. В 2010 г. областные власти впервые заговорили о переносе музыкального инструмента, и через три года храм окончательно вернули верующим.
Протоиерей Борис Кривоногов, настоятель храма:
– Когда убрали орган, храм находился в аварийном состоянии. Были очень серьезные проблемы с подтоплением подвала – технические воды, грунтовые сезонные воды, был нарушен замок в гидроизоляции, внутри стоял огромный чиллер, установка для преобразования воздуха в кислородную смесь для определенной влажности для органа. В подвале стоял целый завод, который оказывал воздействие на несущую способность храма. Плюс большой проблемой было то, что в храме были трещины; и трещина в куполе постоянно увеличивалась: орган стоял на месте алтаря, и там была огромная подушка из бетона, которая давила на конструктив храма.
Отец Борис вместе с прихожанами шаг за шагом начал восстанавливать поруганный храм: документы, обследование состояния, «Главгосэкспертиза». Постепенно дошли до Министерства культуры России, принявшего решение реставрировать челябинскую церковь.
Протоиерей Борис:
– Министерство культуры Российской Федерации объявило тендер, который выиграла компания из Петербурга «Ренессанс-Реставрация». Ее работники сейчас заняты на храме. Я считаю, что это великая милость Божия для нашего города, поскольку к нам пришли реставраторы-профессионалы.
Реставратор:
– Год назад, придя на объект, мы увидели храм, покрытый несколькими слоями краски советского периода. При расчистке фасада увидели истинное положение дел: в каком состоянии кирпич находится и что с ним надо делать. В советское время храм перестраивался несчетное количество раз под различные нужды. В соответствии с ними были сделаны новые оконные и дверные проемы, подвалы, новые ярусы – и это прямым образом влияло на конструктив.
Реставраторы работают ювелирно, каждый кирпич подвергли ревизии; многие уже рассыпались, и их потребовалось заменить. Челябинский завод «Кемма» взялся поставить новый материал, для предприятия это стало определенным вызовом, ведь для храма нужен неформатный кирпич высокого класса: чтобы не отличался от дореволюционного.
Реставратор:
– Мы сейчас находимся на участке, где полностью перебрали наружную кирпичную кладку с фигурными элементами; она соприкасается со старой кирпичной кладкой.
Мастера заменили и весь материал, который соединял кирпичи: советский цемент мешал им дышать, и они постепенно приходили в негодность. В итоге все швы поменяли и сделали аккуратным валиком, как творили каменщики 100 лет назад.
Реставратор:
– В настоящее время ведем работы по установке линейного окрытия, которое у нас будет из меди – благородного материала, соответствующего той эпохе. Медь, с одной стороны, защита от непогоды и других внешних осадков, с другой стороны, она служит украшением – храм заиграет новыми красками: мы не будем закрывать эту архитектурную красоту краской. Мы увидим красивый отреставрированный кирпич, линейное окрытие, ведь и кровля у нас будет медная, позолоченные главки и кресты. В новом убранстве храм просто засияет; это будет место силы и притяжения не только для всего Урала, но, может быть, и для всей России.
На одном из участков обнаружили старую главку: праздничный декоративный элемент фасада большевики просто скинули и бросили.
Реставратор:
– Мы по этим главкам поняли и форму кирпичного основания главки, и как она была сделана, и какие виды кирпича применялись. Мы всё воссоздаем в прежнем виде. Спасибо, что не уничтожили до конца. И колокольня, и главки шатрового выполнения кирпичные, резные: это все было трудоемко для каменщика, но храм считался нарядным, был центральным местом, где проходили различные и богослужения, и праздники для всех горожан и гостей города.
Протоиерей Борис:
– Мы благодарим Господа Бога за то, что произошло; несмотря на все разрушения и повреждения конструктива, Господь дал нам именно тех специалистов, которые воссоздадут всё в еще лучшем варианте, ведь реставрация ведется по медицинскому принципу «не навреди». Мы нашли то, чего вообще не должны были найти по определению. Мне говорили: «В лучшем случае вы там найдете один парус в росписи; или полтора – это максимум, что там есть». А мы нашли 400 м² великолепной росписи.
Художник-реставратор:
– Идентифицировать историческую живопись было невозможно: все находилось под многочисленными подслойными закрасками. В некоторых местах (в частности, в алтаре) доходило до 8–9 слоев – у нас остались контрольные участки, где показано последовательное снятие слоя за слоем.
Один из первых участков найденной живописи – композиция «Бог Саваоф», ниже находилось распятие, но, к сожалению, в советское время было варварски уничтожено – остались одни ручки от распятия. Видимо, в алтарной части прорубалось окно, и часть кладки была разрушена, потом заменена на более позднюю кладку. Сейчас все перекладывалось, и эта композиция распятия будет восстанавливаться.
Сантиметр за сантиметром реставраторы отвоевывали у краски и лепнины старинные росписи.
Художник-реставратор:
– На покровных арках под лепниной скрывались лики святых в медальонах. К сожалению, остались штрабы от подготовки к монтажу лепнины: ее готовили варварским способом; монтировали – прорубали до самого кирпича, но какие-то лики нам удалось сохранить, и это большая находка, ведь изначально мы не подозревали, что под лепниной скрывается авторская живопись.
Радостное открытие поджидало питерцев в самой верхней точке центрального свода.
Художник-реставратор:
– Здесь располагалась огромная лепная люстра, обильно украшенная лучами лепнины, – это все делалось в советское время. Когда мы начали послойно счищать эту лепнину, заметили часть изображения Бога Отца… Мы еще не знали, что это за композиция, и пытались угадать расположение лика. Как раз я начал расчищать участок: это композиция «Святая Троица». Очень печально, что в центре, на изображении Святого Духа, было прорублено отверстие с крыши, и в советское время там располагалась лебедка, которая, может быть, опускала и поднимала более позднюю люстру.
Настоящим потрясением стала композиция «Радость праведных о Господе» (аналогичную работу Виктора Васнецова можно увидеть во Владимирском соборе Киева).
Художник-реставратор:
– Изначально Васнецовым она задумывалась как триптих и располагалась по кругу. Символизирует она вход праведников в ворота рая, то есть по центру над алтарем мы видим главенствующие силы: архангелов, которые впускают в ворота рая всех праведников, видим всех основных святых. Лик выполнен по всем законам монументального церковного искусства, он впечатляет как находящегося рядом с ним в полуметре, так и в десятках метров, так он и должен восприниматься. Что характерно, у Васнецова в оригинале эта композиция располагается в вертикальном барабане, а здесь она больше развернута на зрителя, то есть впечатление от нее будет гораздо сильнее: и заметить, и рассмотреть эту композицию будет гораздо проще, нежели в Киевском соборе.
Среди святых образы мучениц Варвары и Екатерины, Ольги и Владимира, Бориса и Глеба. Здесь же святитель Спиридон Тримифунтский, особо почитаемый в храме на Алом поле, куда его святые мощи трижды привозили из Московского Данилова монастыря.
Художник-реставратор:
– Когда перед нами целиком открылась большая композиция, никаких сомнений в ценности этой живописи уже ни у кого не возникало. Мы предполагаем, что в любом случае это были люди, имевшие академическое профессиональное образование, связанные с бригадой или коллективом Васнецова, будь то его ученики либо люди, которые могли воспользоваться его эскизами или картонами: даже если они и видели оригинал, по наитию перенести его сюда было невозможно; это я говорю как профессионал.
Все росписи будут бережно восстанавливать теми материалами, которые использовались при строительстве храма.
Художник-реставратор:
– Мне кажется, очень символично, что в храме Александра Невского реставрацией занимается компания из города на Неве. Как раз напротив алтаря на западной части композиции прямо в алтарь смотрит фигура главенствующего святого этого храма – Александра Невского.
Протоиерей Борис:
– Мы получим не просто замечательный храм, он будет укрепленный, будет лишен всех недостатков. Я надеюсь, когда будем открывать его, это будет праздник не только для города, но и для всей области.
Ведущая программы Наталья Драчева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!