Хлеб жизни. О надежде. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы

14 сентября 2022 г.

Гость программы – епископ Ейский и Тимашевский Павел.

– Мы продолжаем говорить на тему христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Прошлая программа была посвящена вере, а сегодняшняя – надежде. Они тесно связаны друг с другом. Если вера – это уверенность в невидимом, то надежда –это уверенность в ожидаемом? Что дает христианину надежда и на что она опирается?

– Эти добродетели перечислены в Священном Писании именно в таком порядке. И даже есть традиция, которая до сих пор сохраняется, когда в семье одна за другой рождаются дочери, их называют Вера, Надежда, Любовь.

Надежда базируется на вере. Сначала человек просто верит в Бога, но этого мало. Вера должна реализовываться, а для этого человек должен на Него надеяться. Эта надежда дальше выстраивает всю жизнь человека. Он надеется, что Господь его спасет, и поэтому он предпринимает столько усилий, чтобы идти Ему навстречу. Если идут, например, два альпиниста или разведчика, они должны доверять друг другу и надеяться, что в случае чего друг не бросит и выручит.

Но нельзя надеяться на свои собственные силы, даже на людей, друзей,  начальников, на власть имущих, потому что это всегда будет в ущерб надежде на Бога, это будет недостатком в духовной жизни.

– Святой Исаак Сирин пишет: «Человек не может стяжать надежды на Бога, если прежде в большой мере не исполнял воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего имеем мы упование на Бога». Что это значит?

– Человек должен предпринимать усилия и надеяться, что Господь придет на помощь и спасет его. Это реализация нашей веры. Нужно делать то, что должны, а уповать на Бога. И не только в деле глобального жизненного спасения, а в любом мероприятии, увлечении. Мы должны пойти к врачам и исполнить их предписание, но надежду возлагать на Божью помощь. Если предстоят труды, мы должны от себя потрудиться, но надеяться на Бога. Есть много поговорок в русском языке об этом, например: «Боже-то поможи, да и сам на печи не лежи». Нужно прилагать свои усилия. Это дает основание верить в Божью помощь.

– Святой подчеркивает, что человек не может обрести надежды на Бога, если в своей мере не исполнил волю Его.

– У нас от Бога есть силы: телесная, душевная, интеллектуальная. Это наша мера. Все их вместе мы должны использовать для исполнения воли Божией, то есть Его заповедей. И только тогда мы можем надеяться на Бога.

– Воля Божья – это Его заповеди. То есть мы должны им следовать и тогда сможем обрести надежду на Бога?

– Да.

– Исаак Сирин пишет: «Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели в христианском подвиге». Поясните, пожалуйста.

– Кроме того, что мы должны потрудиться, надо еще потерпеть скорби. Это необходимо. Господь сказал: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.  Мы должны исполнять заповеди. Это наши труды. Но этого недостаточно, нужно еще претерпеть злострадания, то есть какие-то скорби. В этом тоже выказывается наше доверие Богу: что Он не попустит больше меры, что Он даст силы преодолеть искушение. В преодолении и терпении скорбей очень сильно проявляется наша надежда на Бога.

– Но в этом терпении страданий надежда может и потеряться. А потеряв ее, человек испытывает нетерпение, отчаяние, малодушие. Или бывает, что человек вообще перестает чего-либо бояться, становится самонадеянным, приобретает дерзкое упование: «Начну, не соразмерив свои силы, какое-то дело, Господь все равно Сам все управит». Появляется излишняя самонадеянность и склонность к риску. Как нам не уклониться от доброго пути в ту или другую сторону?

– Нужно жить в послушании. Мы говорим не о том, когда приказали садить саженцы капусты корнем вверх. У каждого христианина должен быть свой духовник, которому нужно задавать вопросы и придерживаться его советов. Так человек проявляет смирение, не надеется на свой разум. Сейчас крайне мало духоносных старцев, поэтому нужно быть осторожнее. И как говорил Нил Сорский, полученный ответ всегда можно сверить со Священным Писанием. Действуем осторожно, если есть какие-то смущения, то нужно со смирением о чем-то переспросить духовника.

Если кто-то обратится к батюшке: «Я бы хотел уйти в отшельничество», то для него будет очевидно, что это не мера этого человека, и тот скажет: «Нет, сначала прочитай двенадцать томов житий святых». Он будет давать ему послушания по силам, и тогда не будет надрыва. А еще духовник помолится за этого человека и испросит Божией помощи, чтобы тот все делал со смирением.

– А если человек начинает сомневаться: «А действительно ли эти скорби – Божья воля?» А духовника, допустим, у него нет. И начинаются духовные метания. Как ему снова обрести надежду?

– Старец Паисий Святогорец приводит греческую пословицу: надо искать проблему там, где протекает. Если человек плывет на корабле или лодке и где-то случилась пробоина, то не нужно в это время чинить паруса, нужно устранять первоисточник проблемы. Когда человек начинает терять веру, у него наступает какое-то охлаждение, то надо задуматься, что в нашей жизни происходит не так с нашей стороны: может, мы где-то ослабили молитву, стали реже ходить в храм, забросили чтение Священного Писания, перестали исповедоваться и прочее. Нужно найти причину охлаждения. Сложно представить такое состояние, когда совсем нет духовных людей вокруг. Как говорит один современный подвижник: если нет профессоров, можно учиться у простых учителей. Нужно пойти к простому священнику и попросить совета.

– Для человека, который постоянно ходит в храм, очевидно, что такие люди есть. Но некоторые редко приходят в храм и вроде бы обращаются к Богу, но где-то теряются. А возможно они стесняются подойти к священнику и что-то спросить. Или находятся в такой ситуации, из которой, кажется, нет выхода.

– Храмы и священники сейчас доступны. Нужно посоветоваться с человеком, который служит Богу и имеет некий опыт. Сейчас есть и телекоммуникации, можно связаться и по Интернету.  

Исаак Сирин говорит о свидетельстве совести. Может ли она выступать советчиком?

– Она нам для этого и дана, чтобы помогать определяться, где Божья воля, а где нет, где добро, где зло. Но сама совесть тоже пострадала во время грехопадения. Она нам досталась в испорченном состоянии, поэтому ее нужно очищать исповедью, молитвой, беседами, чтением и сверкой со Священным Писанием.

– Человек, который уповает на Бога, всегда благодушен. Как же в повседневной жизни, когда все идет не так, как нам хотелось бы, практиковаться в сохранении упования на Бога каждый день?

– В утренних молитвах мы просим Бога благословить сегодняшний день, привести наши усилия к хорошему результату, исправить наши отклонения от Его воли. Каждый день проходит в заботах. И в течение дня у каждого человека есть какая-то деятельность, в процессе которой нужно взращивать в себе надежду на Бога. Для этого перед началом доброго дела надо помолиться. Хотя бы пропеть молитву «Царю Небесный», в ней уже есть прошение: «Господи, Ты – сокровище всех благ, вселись в нас, помилуй нас». То есть перед началом дел нужно возложить надежду на Бога. В процессе труда возникают какие-то трудности или успехи, и нужно снова сказать: «Господи, помоги нам». Завершение дел может быть удачным или неудачным. В случае удачи нужно поблагодарить Бога и попросить принять наши труды и развить их к благому. В случае неудачи нужно попросить у Него прощения, помолиться, возложить надежду на то, что Он все исправит и приведет к лучшему. Это ежедневное стремление человека жить перед Богом и надеяться на Него.

– Это добродетель, в которой можно упражняться.

– Это необходимо.

– Когда мы возносим молитву и просим Бога в чем-то нам помочь, то всегда нацелены на положительный результат. И если его не получаем, то в душе появляется разочарование. Откуда оно? Значит, мы все-таки не возложили на Бога надежду?

– В тот момент, когда мы планировали работу и мероприятие, нам казалось, что так и нужно сейчас поступить. Если мы не достигли желаемого, но искренне стремились и старались благочестиво молиться, нужно считать, что Божий Промысл гораздо мудрее, Господь Сам все управит. Это тоже возложение упования на Него. В молитвах мы возлагаем упование и на Божью Матерь, что Она покроет нас Своим покровом, омофором. Нам необходимо в каждой добродетели сторониться всего, что противоречит ей, и делать все, что ее взращивает и подкрепляет.

Ведущая Ирина Данило

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать