Хлеб жизни. О любви. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы

19 сентября 2022 г.

− Вера, надежда, любовь − как стяжать эти христианские добродетели, сделать их частью своей жизни? Мы продолжаем разговор, начатый две программы назад. В прошлых выпусках мы говорили о вере и надежде, а тема нашей сегодняшней программы − любовь.

Апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. То есть в настоящей жизни для спасения нам необходимы три главные добродетели. При этом, по слову Макария Египетского, любовь есть наивысшая добродетель и источник всех добродетелей. О какой любви речь и всегда ли мы правильно понимаем, что такое любовь?

Епископ Ейский и Тимашевский Павел:

− Конечно, сам термин «любовь» многогранный. В последнее время – с пушкинских времен – он приобрел лирический оттенок, а не жертвенный и чистый. Сейчас это великое слово приобрело еще более пошлые оттенки. Апостол Павел говорит о том, что вера, надежда, любовь − три добродетели, но любовь больше. Потому что она будет в вечности. Когда мы встретимся с Богом, там нет необходимости в вере − веровать уже не нужно будет. Там не будет необходимости надеяться на Бога, что Он нас спасет. А любовь − это свойство Божие.

Сказано Иоанном Богословом: Бог есть любовь. Поэтому вечность − это объединяющая сила. В нашей земной реальности падшего мира любовь неразрывно связана с жертвенностью, состраданием. А на небе она уже не имеет страдательных оттенков, остается только любовь как взаимное общение, величайшая радость, совместное бытие с Богом и святыми.

− Можем ли мы здесь, на земле, хотя бы оттенок такой любви почувствовать?

− Не только можем, но и должны. Стяжать любовь необходимо для спасения. Если человек прожил пусть сто лет жизни, но любви не приобрел, то напрасно прошла вся его жизнь, в суете, а то и во грехе – человек никак не приспособится к жизни в вечности. Мы должны стяжать любовь.

Она, как и все добродетели, − Божий дар, она имеет свое начало, но не имеет конца. Есть своя последовательность в добродетелях: мы верим в Бога, мы надеемся на Него и любим Его, потому что видим очень много проявлений Божественной любви к нам. У нас возникает совершенно естественно ответное чувство любви к Богу.

− Главная заповедь гласит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. И вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. Вроде бы все понятно, но на практике оказывается, что наше желание исполнить эти заповеди все время натыкается на разные препятствия.

Мы хотим любить то, что нам приятно, но люди вокруг, особенно наши ближние, не всегда ведут себя так, как нам хотелось бы и как нам было бы приятно. Здесь у нас возникает сразу диссонанс: как любить? Миллион оправданий в пользу того, что любить невозможно. С чего нам начинать? Как же нам исполнить эту заповедь?                                          

− Заповедь гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. Выходит, что себя нужно любить. С другой стороны, есть порог себялюбия. Как здесь быть? Себя нужно любить, необходимо, как и других людей, любить во Христе, то есть любить, как любимое Божественное создание, как существо, искупленное Богом, Его Честною Кровью. Свою душу необходимо полюбить.

Когда мы себя правильно полюбим, то будем оберегаться от всего того, что нас портит, что нам мешает быть рядом с Богом, что повредит при переходе в вечность. Именно такой любовью нужно полюбить и ближних во Христе, в перспективе их спасения, в перспективе нашего общего бытия в Царстве Небесном.

Бывает, мы любим то, что нам приносит усладу. Тут бывает ошибка. Само чувство извращено: с момента грехопадения на земле человек порой любит чисто земные вещи, для которых нет места в Царстве Небесном,  более того, любит всякие страсти − то, что явно приносит вред здесь и, конечно, при переходе в вечность вредит человеку.

Святые говорят так: возлюбить Бога невозможно всем сердцем, если мы любим страсть, что-то вещественное. Если мы всем сердцем любим Бога, значит, ничего не остается для любви к чему-то земному, вещественному, тем более греховному. Если мы греховное любим, имеем страсти, то это ущерб любви к Богу. Если мы любим правильно ближнего, как самого себя, то есть желаем спасения всем людям, то здесь все становится на свои места.

Если мы видим, что человек в чем-то согрешает против нас, то мы скорбим, но не потому, что пострадали от этого человека, а потому, что вовлечением человека в грех дьявол губит его душу, отнимает ее от Бога, от Царства Небесного, душа будет вечно страдать. Наша любовь должна посодействовать тому, чтобы человек потихоньку исправлялся. Но опять же нельзя насильственно заставить человека жить добродетельно.

Мы возвращаемся к себе: надо быть примером для этого человека. А чтобы быть примером, надо бороться со страстями, с привязанностью ко всему внешнему. Любовь становится стержнем нашей жизни, и вокруг этой добродетели все остальные добродетели совершенно естественно совершаются.

Возлюби ближнего своего − как я уже говорил, это связано с состраданием к этому человеку, даже страданием от его неразумия. Господь заповедовал, что надо прощать, молиться за обидчика. Старец Паисий говорит, что самая лучшая молитва за человека, если он нас чем-то оскорбляет, все равно молитва Богу о спасении его души. Тогда у человека самая духовная, чистая молитва.

Но для того, чтобы легче было переносить такие страдания, нужно, как говорит старец Амвросий Оптинский, на все поступки, слова, события смотреть с точки зрения вечности. Отобрали у нас что-то − в вечности это никак не скажется на нас плохо, поэтому и обиды не должно быть. А у земного человека − обида, месть и прочие грехи.

− Иногда человек даже не может контролировать такие вещи. Обида возникает мгновенно и тут же. Человек не успел осознать, что он нагрешил. Что тогда делать?

− Мы с вами, по учению Иоанна Лествичника, должны быть все время в молитве, в душе все время должен быть мир Божий. Когда внезапно с нами что-то происходит, когда от других людей приключаются какие-то скорби, обиды, то мы должны духовно это воспринимать.

А если мы сразу вспыхиваем, гневаемся, раздражаемся, значит, в не очень духовном состоянии до этого находились. В этом плане наш ближний послужил орудием Промысла Божьего. Бог заботится о нашем спасении, о нашей чистоте, и чтобы начать бороться со страстями, мы должны увидеть себя.

− Как Вы уже сказали, Господь нам заповедал молиться за врагов. Иногда человеку трудно молиться не то что за врагов, а просто за человека, который его походя обидел, может быть, даже этого не заметил. Когда человек начинает молиться, ему в голову приходит такая мысль: «Я же лицемерю сейчас перед Богом. Зачем? Не получается у меня молиться за моего обидчика».

− Мы должны не только молиться за этого человека, а еще и совершать какие-то блага по отношению к нему. Тогда можно ответить словами святого Иоанна Златоустого, который говорил, что если нет у нас любви к людям, то будем понуждать себя творить дела любви, и Господь, видя наши немощные старания, вложит в наше сердце любовь.

Даже когда нет искреннего расположения к человеку, можно понудить себя молиться за него, добро сделать по отношению к нему: что-то подарить, в чем-то помочь, выручить человека, хотя искренние чувства мы пока в себе не находим. Не надо говорить, что это лицемерие − понудить себя. Господь вложит в наше сердце любовь. Потом у нас будет радость, и искренние чувства тоже появятся.

− То есть если не получается молиться искренно, нужно продолжать с чувством покаяния: «Господи, не получается у меня».

− Да, а потом на исповеди тоже покаяться: вот я пытался Божью заповедь исполнить, но у меня в сердце есть еще греховные мотивы.

− Любовь заложена в человека самим Творцом − это его естественная потребность. Естественно для человека любить самому и желать, чтобы его любили. Насколько правильно такое желание любви других людей?

− Что интересно, такой заповеди нет, чтобы нас любили. Конечно, есть заповедь: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Но бывает так, что человек ищет именно такое сообщество, где бы его любили, а сам при этом не желает трудиться над приобретением любви по отношению к другим людям, но требует, чтобы к нему хорошо все относились.

Есть заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Мы должны концентрироваться на том, чтобы возлюбить ближнего. Потом совершенно естественно возникнет обратная связь. Мы должны быть уверены, что Господь нас любит, но ненавидит наши грехи.

Человека мы должны полюбить. Взаимности искать не нужно. Если Господь пожелает, то к нам человек отнесется со взаимностью. Исполняй заповедь, остальное − упование на Бога. То есть не надо страдать, что нас кто-то не любит. Мы знаем, что Бог нас любит, что нужно исполнять заповеди, а полюбят нас люди или нет − у каждого человека остается свобода, мы не можем приказать.

− Чтобы приобрести такую любовь и мудрость в любви, нужно очищать свое сердце от страстей − это единственный способ и рецепт приобрести любовь. Так получается?

− Именно так. Невозможно любить Бога и ближнего, пока в нашем сердце есть страсть. Поэтому, когда человек занимается очищением от страстей, тем самым приобретает любовь и живет истинной жизнью, которой должен жить.

− Нужно ли расстраиваться о том, что нет пока такой любви? Мы понимаем: чтобы очистить свое сердце от страстей − на это может уйти вся жизнь или даже ее не хватит.

− Хороший вопрос. Думаю, что расстраиваться ни от чего не нужно. Некая печаль должна быть, только печаль спасительная. Мы, к сожалению, бывает, согрешаем. Нужно смиряться: на сегодня, что я смог, сделал. У меня не получилось, или где-то я поленился − покаяние принести, постараться соблюдать мир душевный. Смирение дает такой мир.

Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Когда человек расстраивается − это уже нехорошее состояние. Дьяволу выгодно, когда мы расстраиваемся, свою душу насилуем, тратим не на молитву к Богу, не на размышление о Боге или благочестивое собеседование с людьми, а на какие-то внутренние копания, переживания. От этого здоровье потом портится.

− То есть как только с нами произошло какое-то расстройство, нужно сразу от этого отстраняться любыми путями?

− Помолиться Богу от всего сердца, открыться пред Богом, по возможности исповедоваться − так восстанавливаться.

Ведущая Ирина Данило

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать