Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 56– 69
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читаются два евангельских зачала: Евангелие от Марка (Мк. 6, 7–13) посвящается памяти автора Евангелия – апостола Марка; и дневное зачало от Иоанна (Ин. 6, 56–69).
6.56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
6.57. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
6.58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
6.59. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
6.60. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
6.61. Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
6.62. Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
6.63. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
6.64. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
6.65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
6.66. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
6.67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
6.68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
6.69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
(Ин. 6, 56–69)
Слова Христа о том, что для спасения нужно не только верить в Него, но и соединиться с Ним в таинстве Причащения Его Тела и Крови, были столь необычны для слуха иудеев, что на этот раз не только враги Его, но и многие из учеников Его сказали: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60). На что Господь, зная их мысли и чувства, ответил: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 61–62).
Христос обращался, конечно, ко всем Своим последователям, но главным образом к апостолам, которые должны были присутствовать при Его Вознесении.
Евфимий Зигабен пишет: «Говорит здесь о будущем Вознесении Своем на Небо. Восходяща по человечеству туда, где был прежде по Божеству. Кто может сделать это тело небесным, тот, конечно, может сделать его и пищей для людей».
Поясняя, что слова Его нужно понимать духовно, Господь добавляет: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).
Господь прекрасно осознает: то, о чем Он говорит, одним человеческим разумом понять невозможно. Речь ведь идет о новой жизни, и все, о чем говорится, нужно понимать духовно, то есть смотреть внутренними очами.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Следовательно, не та плоть Христова, какую видели Его ученики в то время, телесная природа… Сына Человеческого, но плоть Христа прославленная и одухотворенная – вот что должно стать со временем пищей и питием для верующих».
Таким образом, ясно, что в Своих словах Господь говорит о Плоти, соединенной с Его Божественным Духом.
Проявляя свойство Божества, Спаситель говорит: Но есть из вас некоторые неверующие (Ин. 6, 64). И в этих словах мы находим не только указание на предведение Господа, но и на Его незлобие, так как Он знал верующих и неверующих с самого начала и тем не менее учил всех одинаково.
Слова, сказанные Господом, шли вразрез с представлениями иудеев о Мессии. Вот почему многие, как сообщает евангелист Иоанн, после этой беседы отошли от Христа. Тогда Господь, испытывая веру в Себя ближайших Своих учеников, двенадцати апостолов, спросил: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 67).
Блаженный Феофилакт отмечает: «Примечай, как благоразумно Он выразился. Не сказал: отойдите, ибо это значило бы отталкивать, но спрашивает: "не хотите ли отойти?" Таким образом предоставляет полную свободу следовать или нет, показывая, что Он хочет, чтобы следовали за Ним не из стыда пред Ним, но по сознанию, что за последование получат благодать».
Но Симон Петр произносит в ответ великое исповедание веры в Господа: мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 69).
И действительно, нашедшим во Христе живую истину и смысл жизни уже некуда уходить. Ведь это ощущение единственно возможного духовного пути, полноты жизни Божией и есть действие благодати. Эту полноту жизни Христос нес в Себе с самого начала, и именно о ней Он говорит как о Хлебе Жизни, сошедшем с небес.
И само христианство представляет собой не что иное, как эту новую жизнь со Христом в Царстве Небесном, двери которого открываются человеку, решившему разделить свою жизнь с бесконечной полнотой жизни Божией.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго города Екатеринбурга объявляет набор детей с 1 по 8 класс
Всенощное бдение 21 мая 2024 года
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!