Евангелие. 4 августа. Сказал Господь Своим ученикам: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

4 августа 2022 г.

Евангелие от Матфея, глава 16, стихи 24–28

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, Святая Церковь празднует память равноапостольной Марии Магдалины, предлагая за богослужением в честь святой отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 8, 1–3), а также рядовое чтение из Евангелия от Матфея (Мф. 16, 24–28).

16.24. Сказал Господь Своим ученикам: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

16.25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

16.26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

16.27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

16.28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

(Мф. 16, 24–28)

Евангельские слова Спасителя, которые мы сегодня слышим за богослужением, являются важными для понимания самой сути христианской жизни. Тем, кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24), – говорит Господь.

Человеку, желающему пойти за Христом, следует всегда говорить «нет» себе, своей естественной любви к удобствам и комфорту, и «да» – Богу. Каждый следующий за Спасителем когда-то повторяет вслед за апостолом Павлом, что теперь живет не он, а Христос в нем, то есть теперь он живет не для того, чтобы следовать своим желаниям, а чтобы следовать воле Христовой и находить в этом абсолютную свободу. По словам Господа, следование Его воле заключается в нашем подражании Ему, в несении своего креста.

Митрополит Сурожский Антоний, чей день блаженной кончины мы сегодня воспоминаем, наставлял: «Вот уже две тысячи лет идут, неся свои кресты, люди, верующие во Христа. Они идут вслед за Ним, толпа за толпой, и на пути видны бесчисленные кресты, на которых распинаемы ученики Христовы. Крест за крестом, куда ни взглянешь – кресты. Мы видим мучеников, перенесших телесные страдания, видим подвижников, героев духа, видим монахов и монахинь, священников и пастырей, но во много раз больше видим простых, обычных, неприметных людей, народ Божий, добровольно взявший на себя крест Христов. Нет конца этому шествию. Они идут из века в век, зная, что Христос предупреждал о том, что на земле они будут в скорби, но что Царство Божие принадлежит им. Они идут с тяжелым крестом, отверженные, ненавидимые и гонимые за правду, за имя Христово. Они идут, идут, чистые жертвы Богу, старые и юные, дети и взрослые. А где же мы? Или мы собираемся стоять и смотреть, как шествует мимо нас этот бесконечный ряд, этот сонм людей с сияющим взором, с неугасающей надеждой, с непоколебимой любовью, с несказанной радостью в сердцах? Неужели мы не присоединимся к этому вечному шествию, толпе, на которой печать жертвы – но и детей Царствия? Неужели мы не возьмем свой крест и не последуем за Христом?»

Христианин должен осознать, что жизнь дана ему не для того, чтобы беречь ее для себя, а для того, чтобы по примеру Христа жертвовать ею для других. Кто хочет спасти свою жизнь, отвергаясь Господа или предавая заповеди Его, тот погубит все надежды на жизнь, которую Спаситель приобрел для него такой дорогой ценой, а потому Христос добавляет: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25).

Блаженный Феофилакт указывает: «Кто отрицается Господа, тот приобретает душу для настоящего, то есть спасает, но он губит ее для будущего. Погубит душу ради Христа тот, кто пострадает ради Него; но он найдет ее в нетлении и жизни вечной».

Господь откровенен и честен по отношению к Своим последователям. Спаситель обещает нам славу Своего Царства, а не легкий жизненный путь. Конечно, человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Но это тот путь, на который стремится увлечь людей дьявол, желая их погибели. Не таков путь Христа и Его истинных последователей, и поэтому Спаситель замечает: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит... Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти свою душу, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему».  

Также Господь открывает одну небольшую тайну людям, которые слушали Его: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

Борис Ильич Гладков отмечает: «Из апостолов, к которым были обращены эти слова, последним умер Иоанн. К концу его жизни общество верующих во Христа, объединенных любовью к Богу и ближним, было, несмотря на гонения, настолько уже велико, что он действительно удостоился видеть Царствие Божие, пришедшее в силе».

Каждому из нас, дорогие братья и сестры, открывается это Царствие Божие, пришедшее в силе. И не только во всей внешней красоте христианства, но и во множестве святых, являющих в своих житиях славу Божию. Не просто увидеть славу Божию, а стать ее сопричастником призывает нас Господь. И это возможно, только если мы отсечем все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, возьмем свой крест и последуем за Христом.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать