Евангелие 4 апреля. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его

4 апреля 2024 г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучение Священной Евангельской истории и в данной программе поговорим об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме, опираясь на текст Евангелия от Луки (Лк. 2, 40–52).

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Лк. 2, 40–52)

Слова данного отрывка уникальны, ведь никто из авторов Нового Завета ничего не рассказывает об Иисусе Христе со времени Его рождения до выхода на проповедь. И только у Луки есть эпизод, повествующий об одном случае из жизни 12-летнего Отрока Иисуса.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40) – начало этого стиха является буквальным повторением того, что сказано об Иоанне Крестителе в 80-м стихе 1-й главы Евангелия от Луки: Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1, 80). Младенец Иоанн «возрастал» телесно и «укреплялся духом», то есть приобретал тот твердый характер, который проявил впоследствии при наступлении часа, определенного Ему Богом для проповеди.

Такое же значение в эти слова вкладывает Лука, говоря и об Иисусе. Речь здесь идет о развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усваивал свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом «премудрость». Слова этого стиха подготавливают нас к следующему эпизоду: нахождению Отрока Иисуса в храме.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2, 41). По закону Моисея (Втор. 16, 16) все евреи мужского пола обязаны были три раза в год являться на место, которое изберет Господь Бог, на праздники пасхи, пятидесятницы и кущей. Впоследствии местом этим стал Иерусалим. Особенно же строго соблюдалась обязанность путешествия в Иерусалим на праздник пасхи. Женщины и дети не были обязаны совершать паломнические путешествия, и то, что Святое семейство каждый год отправлялось в Иерусалим на пасху, говорило о его особом благочестии. 

И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник (Лк. 2, 42). Обычаем было установлено, что мальчики должны были ходить в Иерусалим на праздники начиная с двенадцатилетнего возраста, так как с этого возраста они становились членами израильского общества, обязывались верно исполнять предписания закона и получали звание сынов закона.

На праздник пасхи в Иерусалим приходило, по свидетельству Иосифа Флавия, по крайней мере, два миллиона евреев. Празднование продолжалось восемь дней, по прошествии которых богомольцы возвращались домой. Когда пришло время отправляться в обратный путь, Иисус задержался в городе. Выходя из Иерусалима по окончании праздничных дней и не видя около себя Иисуса, Иосиф и Мария, вероятно, предполагали, что Он идет с их родственниками, возвращающимися в тот же Назарет, куда шли и они, но, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их (Лк. 2, 45–46).

На протяжении всего праздника пасхи представители Синедриона обычно собирались открыто во дворе храма, обсуждая богословские вопросы в присутствии всех интересующихся, причем слушатели сидели на полу, у ног учителей. Известно, что метод обучения был таким: ученики задавали вопросы на темы закона, а учителя на них отвечали. И конечно, окружавшая учителей толпа изумлялась тому, какие умные и глубокие вопросы Иисус задавал и как блестяще отвечал Сам. Их поражало, что Он прекрасно знал закон, хотя и не прошел многолетнего обучения.

Родители были поражены: в то время, когда сами они, вероятно, безумно волновались, занимаясь Его поисками, Мальчик был всецело поглощен другим делом. На исполненные волнения слова Девы Марии Господь мудро отвечает: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Именно в этих словах мы видим высокую степень самосознания и понимания Своей миссии Спасителем. Он Сын Божий, осознающий неразрывную связь со Своим Отцом. С одной стороны, Он должен проявлять послушание по отношению к Своим земным родителям, а с другой, Он все больше и больше отдает Себе отчет в Своей миссии, исполнение которой заставит Его покинуть родительский дом и полностью посвятить Себя Богу.

Но, чувствуя, что время полностью посвятить Себя Богу еще не настало, вернувшись в Назарет, Он в дальнейшем вел Себя послушно, повинуясь во всем воле родителей.

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52) – такими словами, почти полностью повторяющими повествование об Иоанне, Лука завершает рассказ о детских годах Христа. Иисус растет, все больше заслуживая любовь у Бога и людей. И Его послушание велико: в течение многих лет Он остается безвестным в крохотном галилейском городке, занимаясь повседневными обыденными делами.

Последующие 18 лет жизни нашего Спасителя остаются за страницами Святого Евангелия. Возможно, потому, что не имеют столь важного значения в отличие от времени общественного служения Иисуса Христа, которое предваряла проповедь Его Предтечи – последнего ветхозаветного и первого новозаветного пророка – Иоанна Крестителя, о котором пойдет речь в нашей следующей программе великопостного цикла.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X