Евангелие от Луки, глава 14, стихи 12–15
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, в день памяти преподобного Паисия Величковского, за богослужением читаются два зачала из Евангелия от Луки: посвященное преподобному (Лк. 12, 8–12) и рядовое чтение (Лк. 14, 12–15).
14.12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
14.13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14.14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
14.15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лк. 14, 12–15)
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о словах, сказанных Господом в доме фарисея в субботний день. Помимо семьи хозяина в доме присутствовали и приглашенные гости, каждый из которых старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.
Заметив такое стремление поставить себя выше других, Христос обратился к присутствующим с притчей, научающей мудрости смирения: не следует самовольно садиться на первое место, возвышая самого себя, но, напротив, необходимо смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира.
Затем, воздавая почесть хозяину дома, Господь обратился и к нему. Христос замечает, что все гости, приглашенные на этот пир, являются родственниками, друзьями и богатыми соседями хозяина, от которых он вправе ожидать взаимного приглашения, чтобы быть в расчете. Именно поэтому Спаситель наставляет: Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь (Лк. 14, 13), – то есть тех, которые сами не могут отплатить тем же, но за которых Бог воздаст в будущей вечной жизни.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Заметив, что он пригласил только друзей своих, родственников и богатых соседей, Господь внушил ему, что неправильно приглашать только тех, от которых можно получить ответное воздаяние за угощение, а надо приглашать нищих, увечных, слепых и хромых, которые ничем воздать за приглашение не могут; нехорошо гнушаться бедных, как делали это фарисеи, а надо смотреть на трапезу как на дело, могущее иметь нравственную цену, как на доброе дело».
Христос не воспрещает этим дружеские и родственные отношения, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Речь идет лишь о том, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда будет получена уже здесь, на земле, а потому рассчитывать на награду в будущей жизни за такие добрые дела не следует.
Святитель Феофан Затворник замечает: «В указании, кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В Нагорной беседе обо всех богоугодных делах – молитве, посте, милостыне – Господь заповедал творить их тайно. Почему? Потому, что Отец Небесный поступающим так воздаст явно».
Словами сегодняшнего евангельского чтения Господь призывает нас обратить внимание и на мотивы нашей щедрости. Одни дают из чувства долга или обязанности. Другие – из личного расчета, сознательно или не совсем сознательно смотря на свои даяния как на капиталовложение. Но такой дар не имеет ничего общего с щедростью и милосердием, являясь лишь проявлением рассудочного эгоизма.
Иные дают из чувства превосходства, для удовлетворения собственного тщеславия и своего чувства власти над людьми. Иные же дают потому, что не могут не давать. Это и есть единственно правильный дар. Закон Царствия Божия гласит: человек, дающий с целью получить вознаграждение, не получит его; но человек, дающий безо всякой мысли о вознаграждении, будет достойно вознагражден. Искренним является лишь дар, происходящий от неудержимого порыва любви.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «…Гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды. С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое и на другое, высшее, рассчитывать не можем».
Господь, дорогие братья и сестры, призывает нас к всецелой и несравненной щедрости. Самое важное – это благодеяние безо всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 марта
День ангела. 19 марта
Церковный календарь 19 марта. Преподобный Фридолин Зекингенский
Евангелие 19 марта. Так сотворил мне Господь во дни сии
Читаем Апостол. 19 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!