Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 30–47; глава 6, стихи 1–2
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 30–47; 6, 1–2).
5.30. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
5.31. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
5.32. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
5.33. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
5.34. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
5.35. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
5.36. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
5.37. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
5.38. и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
5.39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
5.40. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
5.41. Не принимаю славы от человеков,
5.42. но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
5.43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
5.44. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
5.45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
5.46. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
5.47. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
6.1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
6.2. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
(Ин. 5, 30–47; 6, 1–2)
Продолжая Свою речь к иудеям, Господь со всею решительностью обличает их неверие. Не нуждаясь во славе от них, Он скорбит за них, потому что, не веря в Него как в Мессию, они обнаруживают отсутствие в себе любви к пославшему Его Богу Отцу. Упоминая Иоанна Крестителя, которого иудеи очень уважали, Спаситель говорит: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).
Александр Павлович Лопухин пишет: «Иудеи не только не дали веры свидетельству о Христе Иоанна, этого пророка Божия, они не верят теперь и Самому Христу, Который имеет за Себя свидетельство несравненно более сильное, чем Иоанн. Последний, как известно, не совершил ни одного чуда, а Христос силой Отца Своего творит различные чудеса и этим свидетельствует о том, что Он действительно послан Отцом».
В Священном Писании через пророков Бог указал на Сына Своего как на Мессию, но иудеи не внемлют этому писанию, потому что слово Божие не укоренилось в их сердцах. Они не слышат голоса Божия в Его Писаниях, а потому Христос добавляет: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Причина неверия иудеев в том, что они ищут человеческой славы, и для них приятен не тот, кто обличает их, хотя бы он и имел на это право, а тот, кто прославляет их даже и без всякого на то права».
Лишая иудеев последних оснований, на которых они строили свои надежды, Спаситель замечает: Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (Ин. 5, 45).
И здесь подразумеваются как прямые пророчества и обетования о Христе в книгах Моисеевых, так и весь закон, который был тенью грядущих благ в Царствии Христовом.
Из строк сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, следует, как важны любовь к Богу и доверие Ему. Никакие доказательства Божьего присутствия не изменят нашу жизнь и наши отношения с Богом, если сердца не будут наполнены смирением и верой. И только тогда свет Божий воссияет в наших сердцах, распространяясь на всю нашу жизнь!
Помогай нам в этом воскресший Господь!
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 85. Священник Константин Корепанов
Божественная литургия 17 февраля 2025 года
У книжной полки. Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом
Этот день в истории. 17 февраля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!