Евангелие от Луки, глава 5, стихи 27–32
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня в субботу, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 27–32).
5.27. После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
5.28. И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
5.29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
5.30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
5.31. Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
5.32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
(Лк. 5, 27–32)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о призвании Господом евангелиста Матфея в число двенадцати учеников. Описание этого события нашло свое отражение у евангелистов Луки, Марка и самого Матфея.
Только, как замечает Евфимий Зигабен, «Лука и Марк из почтения к соученику опустили известное его имя, назвав его Левием, потому что и так его называли. Сам же Матфей открыто признается, что был мытарем, так как и Христос не стыдился его».
Необходимо отметить, что в Палестине больше всего не любили именно мытарей, то есть сборщиков податей и налогов в пользу римской казны. Палестина пребывала под игом римлян, а мытари находились на римской службе, поэтому на них смотрели как на предателей и изменников.
Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп: они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом давали право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе все, что мог собрать сверх этой суммы. А вследствие того, что в то время не существовало газет, радио, телевидения или каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, какая сумма в действительности подлежала оплате.
Налоги же взимались практически со всего: за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Честность среди мытарей была очень редким явлением. Именно поэтому люди ставили мытарей в один ряд с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. И тем не менее Господь призвал сборщика налогов стать Его учеником.
Борис Ильич Гладков пишет: «Этот мытарь, занятый постоянно сбором пошлин, вероятно, только слышал о совершенных Иисусом чудесах, но сам едва ли видел их; однако он бросает все и, возрожденный этим призывом, идет за Иисусом. А фарисеи и книжники, слышавшие свидетельство Иоанна, видевшие чудеса, совершенные Иисусом, не пошли за Ним, то есть не сделались Его последователями. Это доказывает, что грешники, сознающие свою греховность и готовые искренно раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем превозносящиеся своей мнимой праведностью».
Такова сила слова Господа, что мытарь, человек зажиточный и жадный, бросил все и последовал за Ним, Кто не имел и где голову приклонить. Обрадованный призывом Господа, Матфей пригласил к себе в дом Иисуса Христа и Его учеников и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а возлежали вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокотившись левой рукой на подушку.
В дом Матфея пришли и его товарищи по сбору податей, другие мытари, и возлегли со Христом и Его учениками за одним столом. Это-то и дало повод законникам осудить Господа за такое сближение с грешниками. Увидев, что Господь ест с ними, Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? (Лк. 5, 30).
На что Господь отвечает: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 31–32). Этими словами Спаситель указал на то, что каждому больному человеку нужен врач, а значит, именно такие, как Матфей и его друзья, больше всего нуждались в Нем.
Блаженный Феофилакт поясняет: «Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач… Ибо Я пришел призвать не праведников, – говорит, укоряя их, то есть: "Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись"».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат глубокую и непреходящую истину о том, как важно научиться смотреть на грешника не как на преступника, а как на немощного, больного человека. Если бы мы научились видеть в человеке, совершившем ошибку, не того, кто заслуживает презрения и осуждения, а того, кому нужны помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу ко спасению...
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 декабря
День ангела. 9 декабря
Церковный календарь 9 декабря. Преподобный Алипий Столпник
Евангелие 9 декабря. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
Читаем Апостол. 9 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!