Евангелие от Марка, глава 7, стихи 14–24
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, в день предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, за богослужением читаются два евангельских зачала: за четверг – отрывок Евангелия от Марка (Мк. 7, 24–30) и рядовое чтение этого дня того же евангелиста (Мк. 7, 14–24).
7.14. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
7.15. ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
7.16. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
7.17. И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
7.18. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
7.19. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
7.20. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
7.21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
7.22. кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, –
7.23. все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
7.24. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
(Мк. 7, 14–24)
Данное евангельское чтение открывает нам со слов Спасителя истину о подлинной скверне, делающей человека нечистым в глазах Бога. Господь утверждает, что не входящее извне, но то, что исходит от самого человека, – оскверняет его.
Апостолы восприняли эти слова как притчу и наедине спросили Христа, что она означает. Дело в том, что ветхозаветная религия иудеев имела важный аспект повседневной религиозной жизни – понятия «чистого» и «нечистого». Так, в 11-й главе Книги Левит приведен длинный список «нечистых животных», которых нельзя употреблять в пищу: это и верблюд, и заяц, и свинья, и страус, и другие, к которым было запрещено прикасаться, в том числе после их гибели.
Но Господь произносит слова, которые могли показаться апостолам не иначе, как революционными: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его (Мк. 7, 15). Иными словами, Спаситель утверждал, что ни какие-либо вещи, ни еда, ни животные сами по себе не могут быть чистыми или нечистыми с точки зрения веры. Бог первоначально творит мир, и каждое творение Божие заканчивается словами «это хорошо». Но это хорошее разрушается человеком, когда через действия, которые исходят из сердца, нечистота греха проникает в мир и оскверняет его.
Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, писал: «Отметь, что твое сердце есть ключ добра и зла в тебе и что, следовательно, ты полный ответчик за все твое внутреннее нечистое. А если ты полный ответчик за свое сердце, то надо тебе быть полным хозяином его, то есть надо, чтобы сердце в твоих интересах было проводником только одного добра, но не зла и греха; надо, чтобы и внешние влияния, когда в них есть элемент греха, сердце пропускало через себя, как желудок пищу, не оскверняясь ими, а чтобы добро текло из сердца постоянной широкой и свободной струей».
Но что именно, дорогие братья и сестры, по словам Спасителя делает человека нечистым? На первое место Господь ставит злые помыслы. Как отмечает святитель Феофан Затворник: «Закон один: пришло злое помышление – отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся».
Далее стоит любодеяние – это всевозможные грехи и пороки в сфере половой жизни.
Прелюбодеяние, то есть супружеская неверность.
Убийство.
Затем – кражи и лихоимство как страсть человека к обладанию материальными вещами, владеющая сердцем человека, видящего счастье в вышеуказанном, а не в Боге.
Злоба – это способность находить удовольствие и радость в неудачах людей, желание причинить неприятности ближнему; проявление раздражительности и порочности.
Коварство – греческое слово, употребленное здесь, происходит от слова со значением «приманка» – некий обман и хитрость.
Также зависть и гордость, которая есть восстание против Бога.
И безумство – нравственное помрачение ума.
Все эти грехи, дорогие братья и сестры, Господь перечисляет не для того, чтобы мы выказывали некое пренебрежение ими, но честно заглянули в свое сердце, дабы искоренить любую скверну.
Помогай нам в этом Господь!
Всенощное бдение 23 сентября 2023 года
Санкт-Петербург. Фотовыставка «Царский венец»
Самара. Проект «История Самарской епархии в советский период и духовно-просветительская и патриотическая деятельность Владыки Иоанна (Снычёва)»
Йошкар-Ола. Паломническая служба «Елеон» приглашает на сборные экскурсии
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: защитники жизни. Царский сентябрь Храма-на-Крови
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!