Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 54–58
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читаются два евангельских зачала. Памяти святых царственных страстотерпцев посвящается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 15, 17–27; 16, 1–2), а также читается рядовое Евангелие от Матфея (Мф. 13, 54–58).
13.54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
13.55. не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
13.56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
13.57. И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
13.58. И не совершил там многих чудес по неверию их.
(Мф. 13, 54–58)
Как и всегда, первоочередной задачей Спасителя была проповедь Царства Божьего. Хотя некоторые синагоги, как мы помним, уже закрыли свои двери перед Христом, синагога в Назарете приняла Его, возможно, ради уважения к родственникам по плоти Господа или ради интереса, так как все горожане наверняка были уже наслышаны о словах, деяниях и чудесах Спасителя.
В синагоге не было специального человека, который бы говорил слушателям или читал им Писания. Начальник синагоги, как он называется в Библии, мог попросить говорить любого человека, который готов был обратиться к слушающим со словами назидания по прочтении отрывка из Священного Писания.
Но жители Назарета не могли себе представить, чтобы кто-либо, живший когда-то среди них, имел право говорить так, как говорил Христос. Больше самой проповеди людей интересовал вопрос: откуда у Него такая премудрость и силы? (Мф. 13, 54). Дело в том, что отношение ко Христу было предвзятым: не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55–56). Жители Назарета либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «...Люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того унижают Христа по мнимом отце Его, – хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети... Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому что, имея таких родителей, Он говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но Божественную благодать».
Конечно, людям надлежало благоговеть перед Господом, но их неверие происходило от обычной человеческой зависти. Христос был из простых рабочих, а значит, по мнению жителей Назарета, не имел достаточно времени для изучения Писания и учительных текстов знаменитых раввинов, что приводило их к ложному представлению о некоторой богословской безграмотности Спасителя.
Борис Ильич Гладков замечает: «А в те времена нельзя было человеку знать Писание, не учившись ни в какой школе. Тогда евреи не понимали уже еврейского языка и говорили на арамейском наречии; книги же ветхозаветные были написаны на еврейском языке одними согласными буквами без гласных, и потому чтение их представляло большие трудности. Перевод семидесяти толковников на греческий язык был в употреблении лишь у ученых эллинов; в еврейских же школах изучали Писание только по еврейскому тексту».
Жители Назарета не понимали, что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы претендовать на некое особое положение, а принял на Себя самую обычную жизнь, чтобы показать каждому путь к преображению себя для Царства Божьего.
Такое отношение жителей Назарета воздвигло стену, помешавшую Спасителю повлиять на них, а потому Он заметил: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13, 57).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «...Так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им».
Но, щадя тех людей, дабы они не подверглись большему наказанию, так как не уверовали бы и после чудес, Господь И не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13, 58), потому как совершение чудес зависит не только от чудотворящей силы Божией, но и от веры людей, над которыми чудеса совершаются.
Какой же вывод из сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, мы можем сделать для себя? Во-первых, никогда не судить человека по внешним признакам, так как внутренней природы человека с первого взгляда нам не увидеть. Во-вторых, для того чтобы познавать и понимать Божественную истину, позволять Богу участвовать в нашей жизни Своими чудесами, мы с вами должны всецело доверять Богу и тем, кому через благодатные дарования Святого Духа эти истины открыты.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 3 декабря
День ангела. 3 декабря
Церковный календарь 3 декабря. Святитель Прокл, патриарх Константинопольский
Евангелие 3 декабря. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее
Читаем Апостол. 3 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!