Евангелие 14 января. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве

14 января 2024 г.

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 20–21, 40–52

Мир вам, дорогие братья и сестры! В этот воскресный день перед Богоявлением Святая Церковь чествует святителя Василия Великого, предлагая в память о святом для нашего назидания отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 6, 17–23). Но наше внимание сегодня мы обратим на событие Обрезания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, о котором мы читаем во второй главе Евангелия от Луки (Лк. 2, 20–21; 40–52).

2.20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то́, что слышали и видели, как им сказано было.

2.21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

 

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Лк. 2, 20–21, 40–52)

Удивительно, дорогие братья и сестры, что первыми весть о рождении Спасителя в мир получили пастухи. Ортодоксальные иудеи презирали пастухов, так как они не могли совершать все детальные установления закона. Но именно им, простым людям полей, была первым послана весть Божия.

Хотя Господь и осуждал непомерную ношу различных предписаний закона, о которых так пеклись фарисеи и законники, Он пришел в этот мир исполнить закон, тот закон, который Сам дал людям для спасения.

Одной из таких древнейших норм закона было повеление праотцу Аврааму, и через него всему еврейскому народу, совершать обрéзание как символ завета между Богом и Его избранным народом: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17, 12–13).

Так и в восьмой день после рождения в мир Господь наш Иисус Христос был принесен к священнику для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрéзания.

Как говорил святитель Димитрий Ростовский, «в обрéзании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрéзании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Господь пришел установить Новый Закон, но вместе с тем Ему необходимо было исполнить и Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения начинает исполнять закон посредством священнодействия, к которому Его приносят Пречистая Дева Богородица и Иосиф Обручник. Таким образом, Законодавец первый подчиняется закону.

Чин обрéзания был не единственным обрядом, совершаемым на восьмой день после рождения ребенка. В этот день также нарекали имя. Именно поэтому мы читаем в Евангелии: дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).

Имя Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, что является сокращением от имени Иехошуа, состоящего из корней слов «Иехова» – огласовки священной тетраграммы «Яхве», имени Бога, явленного пророку Моисею на горе Синай, и «шу́а», что в переводе означает «спасение».

Это имя было весьма распространено среди иудеев. Чаще всего детей называли так в память ученика пророка Моисея и завоевателя земли Израильской Иисуса Навина. И в этом случае имя переводили как «Бог спасение его». Но после того как нам была явлена тайна Боговоплощения, перевод имени Христа стал более понятен – «Бог Спаситель».

И как отмечает митрополит Вениамин (Федченков), «дело Господа Иисуса Христа – в одном имени: Спаситель. Иисус – имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно».

В эти дни, дорогие братья и сестры, нам вновь открывается вся полнота Божественной любви. Спаситель со дней Своего младенчества начинает претерпевать боль телесную, а затем и боль сердечную о каждом из нас, исполняя закон от начала дней Своего рождения до момента крестной смерти. Нам же остается лишь с чувством благодарности принимать эту любовь, сохраняя ее в своем сердце и делясь ею с людьми вокруг нас.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X