Евангелие 14 апреля. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

14 апреля 2024 г.

Евангелие от Марка, глава 9, стихи 17–31

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, за богослужением читаются два евангельских зачала: из Евангелия от Матфея (Мф. 4, 25; 5, 1–12), посвященное святому, и рядовое – от Марка (Мк. 9, 17–31).

9.17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

9.18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

9.19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

9.20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

9.21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

9.22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

9.23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

9.24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

9.25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

9.26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

9.27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

9.28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

9.29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

9.30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

9.31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Мк. 9, 17–31)

Исцеление, о котором повествуется в сегодняшнем евангельском чтении, было совершено Господом сразу после Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы.

И вот некий человек обратился ко Господу с просьбой исцелить его сына, говоря: я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк. 9, 17–18).

Отец мальчика добавил при этом, что уже приводил его к ученикам Христовым, но те не смогли помочь ему. Услышав, что ученики Его не смогли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9, 19).

И этот упрек Господа относится не только к ученикам, которые по недостатку веры своей были не в состоянии исцелить бесноватого, но и ко всему иудейскому народу, который оказался неспособным узнать и принять своего долгожданного Помазанника.

Когда же, по повелению Господа, отрока привели к Нему, Спаситель спросил его отца о том, как давно продолжаются с ним страшные припадки.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Подобно врачу, Христос спрашивает отца о том, как долго болеет его сын. Это делает Господь с той целью, чтобы привести отца к сознанию того, как тяжко положение его сына и как беспомощен он был доселе».

Отец отрока, отвечая на вопрос Господа, добавляет: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). Таким образом, несмотря на то, что он молит о помощи, в его словах уже заложено сомнение в безграничности сил Христа. В ответ на это Спаситель преподает отчаявшемуся отцу урок веры, говоря: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23).

Господь говорит о такой вере, которая подразумевает полное доверие и преданность Богу. Понимая это, отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). И это смиренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от нечистого духа.

На вопрос же учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Борис Ильич Гладков замечает: «Продолжая объяснение апостолам причин постигшей их неудачи, Иисус сказал, что, кроме сильной веры, необходимы пост и молитва: пост – чтобы отрешиться от всего земного, молитва – чтобы призвать особую помощь Бога».

Вера, дорогие братья и сестры, является необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Но истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста, которые, в свою очередь, содействуют еще большему укреплению веры и являются обоюдоострым оружием против бесов и страстей. Совершая духовные усилия, мы полагаем благое начало нашему восхождению по лестнице духовной жизни, ведущей от земли к небу.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X