Евангелие от Марка, глава 7, стихи 31–37
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в поминальную родительскую субботу, за богослужением читаются два евангельских отрывка: заупокойное от евангелиста Иоанна Богослова, и рядовое – от Марка (Мк. 7, 31–37).
7.31. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
7.32. Привели к Нему глухого, косноязычного и просили Его возложить на него руку.
7.33. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
7.34. и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: «отверзись».
7.35. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
7.36. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
7.37. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.
(Мк. 7, 31–37)
Сегодняшний евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, начинается с описания путешествия Спасителя. Господь отправился из пределов Тирских и Сидонских в области, лежащие вокруг Галилейского моря. Через пределы Десятиградия Он пришел из Финикии к Галилейскому озеру.
Со времени ассирийского плена евреев эта местность была населена по преимуществу язычниками и принадлежала союзу свободных греческих городов. В состав Десятиградия (или, по-гречески, Декаполиса) входило десять городов, находившихся под покровительством римского наместника Сирийской провинции, а также территория, на которой они были расположены.
Евангелист Марк единственный повествует о чуде исцеления, совершенном Христом во время этого путешествия. Он указывает, что к Спасителю привели глухого, косноязычного и просили Его возложить на него руку (Мк. 7, 32).
Нужно помнить о том, что толпы людей всюду следовали за Господом. Где бы Он ни останавливался, вокруг тут же собирался народ. Вера этих людей в чудотворную силу Христа была столь великой, что для исцеления к Нему приводили хромых, слепых, немых, увечных и страдающих другими болезнями.
Обычно Господь исцелял одним только словом Своим, а в этот раз, отведя глухого и косноязычного в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись» (Мк. 7, 33–34).
Просители думали, что Христос исцелит больного обычным возложением на него Своих рук. Но Господь употребляет в настоящем случае другой способ исцеления. Желая сосредоточить внимание больного на Себе, возбудить в больном некоторую веру в Свою силу, Он прежде всего отделяет его от народа, так сказать, приближает к Себе.
Затем Он совершает такие действия, которые должны были дать понять больному, что Христос есть в некотором смысле Врач. Так, Он вложил персты Свои в уши больного, как бы расширяя их, затем плюнул на Свои пальцы, как делали иногда в древности врачи, и коснулся ими языка больного, показывая тем самым Свое намерение исцелить больного.
По объяснению, которое дает епископ Михаил (Лузин) в своем труде «Толковое Евангелие», Иисус отвел больного в сторону, желая отклонить праздное любопытство толпы, состоявшей из язычников и евреев; вложил в уши больного пальцы Свои и коснулся языка его – для того, чтобы этими действиями возбудить у больного веру в возможность исцеления (больной был глух, и потому на него нельзя было подействовать словами); воззрел на небо и вздохнул, то есть внешними действиями проявил молитвенное обращение Свое к Богу – для того, чтобы окружавшие Его не могли подумать, что Он совершает исцеление нечистой силой, как о том всюду распускали слухи фарисеи.
Повеление Христа тотчас же пришло в исполнение. В древности полагали, что косноязычие случается от того, что язык у человека завязан узлом. Теперь же этот узел был развязан: слух и речь этого человека восстановились, и с тех пор он начал говорить чисто.
Конечно же, толпа людей, окружавших Господа, была в восторге от этого чуда. Но Спаситель повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк. 7, 36). То есть окружающие, обрадованные и удивленные этим чудом, продолжали рассказывать об увиденном.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Господь запрещает рассказывать о совершенном Им чуде, чтобы не подать повода жителям Десятиградия постоянно искать Его именно как Чудотворца. В Него должны были и здесь – конечно, со временем – уверовать как в Мессию, вдуматься в Его учение, а не искать от Него только помощи в разных бедах и болезнях».
Для нас же, дорогие братья и сестры, в каждом церковном таинстве звучит призыв «еффафа» (или «отверзись»), дабы открылись наши сердца навстречу Богу и людям. И только так мы сможем славить и благодарить Господа в молитвах.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Допотопные времена
Учимся растить любовью. Семья и Церковь
Этот день в истории. 16 января
День ангела. 16 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!