Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 24–27; глава 18, стихи 1–4
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 17, 24–27; 18, 1–4).
17.24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
17.25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
17.26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
17.27. но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
18.1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
18.2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
18.3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
18.4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Мф. 17, 24–27; 18, 1–4)
По возвращении Спасителя и Его учеников в Капернаум подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мф. 17, 24).
Драхмой называлась серебряная монета весом около четырех граммов; две таких драхмы составляли дидрахму, равнялись по ценности иудейскому полшекелю и составляли ежегодную подать на храм, которой облагались все иудеи, достигшие двадцати лет, где бы они ни находились, богатые и бедные, кроме священников и левитов. Подать эта была установлена первоначально Моисеем (см. Исх. 30, 11–16) и стала ежегодной после построения Соломонова храма (2 Пар. 24, 6). Вероятно, сборщики налога задали свой вопрос с умыслом, надеясь на то, что Христос откажется платить налог, а это даст основание для обвинения против Него.
Когда Петр вошел в дом, где находился Христос, то, конечно, должен был тотчас же передать Ему требование сборщиков. Но Спаситель предупредил его вопросом: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? (Мф. 17, 25).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Как Бог, Он хотя и не слышал, но знал, о чем они говорили с Петром. Поэтому и предупредил его, говоря: если цари земли не берут подати с своих сыновей, а с чужих, то как Царь Небесный возьмет дидрахму с Меня, Своего Сына? Ибо эта дидрахма, как сказано уже раньше, предназначалась для храма и священников. Итак, если сыновья земных царей свободны, то есть ничего не платят, то тем более Я».
Но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Спаситель повелевает Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф. 17, 27). Спаситель велит достать статир, то есть монету, равную двум дидрахмам, из моря, показывая этим, что, будучи Богом всего, повелевает и морю, которое, повинуясь Ему, посылает рыбу, приносящую дань за Господа и за Петра.
Святитель Кирилл Александрийский замечает: «Способный и из земли произвести статир, Он не сделал этого, но сотворил знамение из моря, чтобы научить нас таинству, преисполненному умозрения. Ибо рыбы – это мы, извлеченные из прискорбных волнений жизни, словно бы из моря, и благодаря апостольской уде имеющие в своих устах Христа – царский статир, который был отдан ради двоякого выкупа: ради нашей души и тела, или ради двух народов: иудейского и языческого. И он одинаково искупает как бедных, так и богатых, поскольку и древний закон неотступно требует в равной мере выгоды от драхмы как от богатого, так и от бедного».
Но ученики Христовы все еще отождествляли Царство Мессии с земными царствами. Желая знать, кто из них какое место займет в этом царстве, они приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1). Видя это и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях в Царстве Христовом, Спаситель отвечает им, призвав дитя и поставив его посреди них: кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4).
Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Неужели Господь призывает к инфантильности? Конечно, нет. “Как ребенок” – означает быть естественным, искренним, подлинным – и в этом смысле именно быть».
Каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь призывает следовать за Ним, открывая подлинную свободу человеческой природы. Только отрешившись от своего воображаемого величия, честолюбия и гордости, мы становимся во Христе самими собой – преисполненными смиренномудрия и кротости, любви и радости, а это – подлинное состояние, в котором христианину отворяются врата Царства Божия.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго города Екатеринбурга объявляет набор детей с 1 по 8 класс
Всенощное бдение 21 мая 2024 года
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!