Евангелие 11 февраля. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне

11 февраля 2024 г.

Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 21–28

 

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 15, 21–28).

 

15.21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

 

15.22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, 

Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

 

15.23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив,

просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

 

15.24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

 

15.25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

 

15.26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

 

15.27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

 

15.28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

 

Сегодняшнее евангельское чтение переносит нас, дорогие братья и сестры, в Финикию, в страны Тирские и Сидонские (Мф. 15, 21), где проживал народ, известный нам по Священному Писанию Ветхого Завета, – хананеи. Этот народ был врагом Израиля, их земли, как и сами жители Финикии, считались нечистыми.

 

Александр Павлович Лопухин пишет: «Финикия в это время доживала свою последнюю историческую славу, и по берегам ее уже больше было развалин, чем цветущих городов. Это было седалище идолопоклоннического нечестия, отечество Ваала и Астарты, так часто повергавших Израиль в бездну преступного соблазна, страна языческого мрака. Но и здесь хоть одним лучом должен был воссиять «свет к просвещению язычников». И он воссиял во временном появлении там Источника света».

 

На родине в это время Спасителю угрожала расправа: книжники и фарисеи убеждали народ в том, что Христос грешник, который служит Веельзевулу, Ирод Антипа видел в Нем угрозу своей власти, жители Назарета открыто проявляли к Нему неуважение. С другой стороны, за Господом следовали и толпы людей: кто-то искал чудесных исцелений, кого-то влекло простое любопытство. Все это лишало Его и апостолов покоя.

Приближалось время крестных страданий. Учителю еще много нужно было сказать Своим ученикам, подготовить их к грядущим испытаниям. Именно поэтому Он отправляется туда, где ни Его, ни Его апостолов не будут преследовать иудеи. Но и тут, в Финикии, слава о Христе как о чудотворце шла впереди Его.

 

По дороге Спасителя и учеников догоняет крик некой хананеянки: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Господь не сразу реагирует на эту просьбу. Его внимание привлекают к этой женщине апостолы: отпусти ее, потому что кричит за нами (Мф. 15, 23).

 

Святитель Николай Сербский замечает: «Не было в обычае у Христа не отвечать на вопросы и мольбы людей. Он отвечал даже сатане, искушавшему Его в пустыне. Он молчал лишь в ответ на вопросы Своих неправедных судей и мучителей: Каиафы и Пилата. Так почему же Он не отвечает на мольбы этой несчастной матери? Чтобы отверзлись очи невидящих и чтобы они увидели то, что видит Он. Чтобы женщина как можно ярче показала свою веру во Христа».

 

Поначалу Господь поясняет ученикам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). К погибшим, то есть к потерянным, пропавшим. Тут речь не о какой-то особенной группе израильского народа, а о том, что потерян весь Израиль. Сын Божий пришел в этот мир в первую очередь как пастырь иудеев, а потом уже остальных народов. Христос до последнего борется за души погибающих – это будет великий урок для всех Его учеников.

 

Женщина догнала Спасителя и подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне (Мф. 15, 25). И далее происходит удивительный диалог, который, к великому сожалению, передает только слова, но не интонации Христа и хананеянки: Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 26–27).

 

Как говорил архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Современные толкователи пытались смягчить Его высказывание. Указывали, например, на то, что Он использовал не слово «собака», а уменьшительное, обозначающее скорее симпатичных щенков… Предполагается, что слова Иисуса звучали мягко или шутливо… Не столь сентиментальные раннехристианские толкователи не пытались смягчить речь Христа… наоборот, именно через это грубое слово Иоанн Златоуст показывает силу веры язычницы, которая смиренно приняла свое унижение».

 

Не только свое смирение проявила перед Христом эта женщина, но и свое остроумие, напоминая Ему о «крошках, падающих со стола». Ее вера вновь показала апостолам, что сила Христа, хоть Он и пришел спасти в первую очередь народ Израиля, может исцелить людей всего мира, так что и язычникам достанутся «крошки» благодати Божией.

 

Только после Пятидесятницы, получив дар Святого Духа, апостолы отправятся на проповедь к язычникам. Они пойдут, проповедуя воскресшего Христа. Но сейчас они даже были еще не готовы принять добровольность предстоящих страданий их Учителя, в то время как язычница-хананеянка, предваряя будущее, уже настаивала на Пасхе.

 

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, вновь напоминает нам о главном: для Христа нет ничего невозможного, главное – в это верить.

 

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать