Духовник и духовничество

23 июля 2013 г.

 
Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель строящегося храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево.  Передача из Москвы. Эфир 23 июля 2013  г.

 

-Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях архимандрит  Мелхиседек (Артюхин).

Здравствуйте, батюшка!

 

- Добрый день, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи «Духовник и духовничество».

 

- Тема, которая должна быть очень актуальной для каждого христианина. Если сравнить с обучением музыке, то для того, чтобы стать музыкантом, недостаточно нот и самоучителей, ему необходима музыкальная школа, где его научат, как читать эти ноты, как держать руку, бить по клавише и прочее.

В нашей духовной жизни возникло две крайности по отношению к институту духовничества. С одной стороны, современный человек постоянно слышит «надо быть самостоятельным», «во всем разберись сам», «надо жить своим умом», «надо всего добиться самому».  Эти взгляды воздействуют и на часть христиан, которые поддаются этим светским установкам.

Поэтому часто возникает вопрос, у каждого ли христианина должен быть духовник и что включает в себя понятие «духовника»?

Прежде всего, духовник – это учитель, наставник, врач, отец, педагог, психотерапевт, молитвенник. Все эти понятия должны сочетаться в одном духовном лице, с которым мы, по милости Божией, должны наладить отношения. Подобно тому, как мы, начиная нашу учебу в обычной школе, не были оставлены один на один с учебниками, но нас вел учитель. Без такого руководителя, хотя бы на первых порах, крайне трудно научиться чему бы то ни было.

Как сказал святитель Феофан Затворник, «как для дитяти требуется воспитатель и воспитание, пестун и пестунство, так и для всякого христианина потребен духовный отец, который взяв его за руку, вел его в Царство Небесное по пути спасения». Недостаточно только одних книг, Священного Писания и собственного рассуждения. Должен быть сторонний наблюдатель, а священнослужитель по своему статусу, образованию, духовному опыту является в этом вопросе профессионалом, которому можно доверять. Бывают редкие исключения, когда человек становится, скажем, музыкантом самостоятельно, но обычный путь – это путь «учитель – ученик», «наставник и наставничество». Самолечением тоже не стоит заниматься, поскольку это может привести к необратимым последствиям.

Для христианина важно не просто иметь более или менее регулярную исповедь, а важно вымолить у Бога духовника, священника, который стал бы для нас и учителем, и наставником, и отцом в духовной жизни. Перед этим должна возникнуть потребность в этом.

Если человек даже не догадывается о тех болезнях, что у него есть, и они его даже не беспокоят, то он не испытывает потребности во враче, пока болезнь не проявится в такой степени, что человек наполовину уже разрушен.

Конечно, счастье иметь человека, который бы повел нас за руку, научив идти по пути с Богом. Священник – человек, который находится, пусть и на одну ступеньку, но впереди, прошел этим путем. Знает все только один невежда. Лучше жить по совету, чем падать в ямы через свое «я все сам». Старец Амвросий говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит».

 

- Поясните, кто же все-таки духовник? Каким он должен быть?

 

- Если в двух словах, это учитель на пути спасения.

Во-первых, он должен сам знать этот путь спасения, иметь духовный опыт, духовное образование, должен сам иметь духовника и наставника, следовать евангельскому образцу, соблюдая евангельские заповеди.

Конечно, мы не найдем идеальных священников, но все же такие обязательно есть. Старец Амвросий на вопрос о том, что делать, если видишь какие-то недостатки в духовнике, говорил, что надо, прежде всего, самому не поступать так же, во всем следуя евангельским заповедям. Духовник не учит против евангельских  заповедей, но пока сам не может в чем-то следовать им, но ты исполняй и слушай, что тебе говорят и советуют в соответствии с Евангелием и святыми отцами.

Обращаясь к пастырю, старец Амвросий говорит, что он должен говорить обо всех идеалах евангельской жизни, даже если сам не соответствует им, потому что, говоря, какой должен быть ученик Христов, «ты когда-нибудь сам устыдишься этих слов и сам начнешь стараться так жить».

Духовник -  это и лечащий духовный врач, и отец, с которым можно и нужно советоваться, порой это советник и в повседневной жизни. Часто священник имеет познания и в светской жизни, по своему первому образованию или из опыта общения в качестве духовника. У духовника, как у военных в горячих точках, день идет за три, его духовный возраст гораздо больше, чем по паспорту, потому что столько судеб, боли проходит через сердце духовника. Из-за многообразия ситуаций, которые он видит, у него также большой житейский опыт.

Важно иметь взгляд со стороны, ведь если мы приходим к родителям с какими-то семейными проблемами, то они  из любви к нам, зачастую держат нашу сторону, не разбирая ситуацию объективно. Духовник же не связан родственными связями, поэтому может оценить обстановку трезво со стороны. Если один духовник у мужа и жены, он может посоветовать обеим сторонам.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: В Евангелии от Матфея, в 23-й главе Христос говорит апостолам, чтобы они, в отличие от фарисеев, не называли себя учителями и никого на земле не называли отцами и наставниками, потому что наставник у вас один – Христос. Как это соотносится с тем, что мы называем священника и отцом, и наставником, и учителем?

 

- В тех понятиях, о которых говорил Христос, речь шла о тех, что пишутся с большой буквы. Учитель, Отец и Наставник – все с большой буквы. Никто из священников не заменяет собой Бога Отца, и никто не хочет встать на Его место, никто не стремится говорить от своего имени и своего суждения. Кстати, один  из критериев духовничества, как раз в этом и состоит. Святые отцы говорили, что если духовник советует  что-то, не согласное со Святым Писанием и общим мнением святых отцов, такое мнение принимать не надо. Поэтому никто из духовных отцов не говорит от своего имени. Для своих  духовным чад отцы мы с маленькой буквы, прекрасно понимая, что у нас один Отец и один  Наставник – Христос.

- Каждому ли человеку нужен  духовный отец?

 

- Конечно, каждому, как каждому нужен учитель в школе и врач в больнице. Поскольку все  мы духовно нездоровы, потому все нуждаемся во враче. Святитель Феофан Вышенский на вопрос о том, кто может стать духовным отцом, говорит, что им может быть ваш приходской священник. Если иметь веру, доверие и уважение, то можно получить пользу от любого священника. Если вдруг по нашей болезни, не получается решить с ним какие-то свои проблемы, то у нас есть возможность поиска.

Сам Христос дал нам алгоритм действий в любой ситуации: «просите, и дастся вам», «ищите и обрящете», «толцыте и отверзется вам». Не получается встретить в одном храме, поезжайте в другой. Как говорил старец Лев, духовника надо вымаливать, и тот, кто будет истинно, от всей души искать наставника, обязательно встретит его по русской пословице: «свой своего всегда найдет». Но к этому у человека должна быть духовная жажда, духовная потребность. Когда мы просим, ищем, когда готовы сами и когда готовы удержать этот дар, тогда Господь посылает нам духовника. Человек должен захотеть здравия и спасения.

 

- Вопрос телезрителя: Известны ли Вам в Московской и Калужской области духовники, достигшие особых состояний, дело в том, что я болен и не могу далеко добираться, даже в храм не всегда могу попасть.

 

- Давайте вспомним преподобного Авву Дорофея, который говорит, что если человек будет искренне искать воли Божией, молиться об этом, то искренне испросив благословения от Бога, подойдя к ребенку, он даже от него получит ответ на свой вопрос. Если человек, не имея веры, подойдет и к самому пророку, то он и от пророка не получит пользы по своему неверию, сомнению и гордости.

На любом месте, в любом приходе можно получить пользу от священника, с которым у нас отношения, которому мы исповедуемся, и который подскажет нам о пути нашей жизни. Только подскажет, а жить нам надо самим. Потому говорили оптинские старцы, что духовник – это путевой столб, который только указывает направление, но если чадо лишь будет стоять у этого столба, а само шагу не сделает, то оно своей цели не достигнет.

Мы ждем, что нам мгновенно помогут избавиться от гордости, лживости, неверия, но в одночасье нас не изменит ни один совет, ни один духовник. Нам подскажут направление, пропишут лекарство, но идти и принимать мы должны сами, причем порой всю нашу жизнь. Поиск же гениальных прозорливых старцев мотивирован еще и тем, что мы ищем легкого пути, чтобы по одному совету и наставлению мы тут же стали другими.

Конечно, и старцы нужны. Бывают такие ситуации, что именно этот священник решить не может, в таком случае он и сам может сказать об этом и посоветовать более опытного духовника либо Вы сами найдете такого.

Кстати, старец Амвросий говорил, что не для каждого человека слышит ответ от Бога, и на вопрос одной из просительниц отвечает ей после молитвы «Небо молчит». Такова была его ответственность как духовника перед духовным чадом. Не только знания и опытность, но и слышание Бога. Когда обсуждаются проблемы духовничества, всегда говорится о том, что, прежде всего, не должно быть «отсебятины».

Мы должны сами быть духовно образованными и хотя бы раз в своей жизни обязательно прочитать «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» Аввы Дорофея, пятитомник святителя Игнатия Брянчанинова и книги прп. Феофана Затворника (Вышенского) «Что такое духовная жизнь» и «Путь ко спасению». Если духовник дает совет, не согласный со Святым Евангелием или учением святых отцов, то мы такой совет принимать не  должны. Это бывает крайне редко, но всякое встречается в нашей теперешней жизни, в частности на наших теперь многочисленных православных выставках.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Каковы должны быть отношения между духовником и чадом, какова степень послушания? Может ли быть духовным наставником не священник, а опытно духовный мирянин или простой монах?

 

- В наше время достаточно священников, и духовного руководителя и наставника нужно искать именно в храме. Но, конечно, можно иметь духовных друзей, более опытных в духовном плане, обсуждать и книги, и передачи, можно и советоваться по каким-то не  столь значительным вопросам. Но Феофан Затворник и старец Паисий говорили, что духовником может быть только тот, кто исповедует, потому что всю глубину Вашей души знает только он, остальные могут давать советы лишь на основе внешних наблюдений. В полноте знания находится только исповедник, только он может делать своего рода «УЗИ» нашей души, и, исходя из этого «исследования» ставить диагноз и прописывать лечение.

В том, что касается послушания, оптинские старцы задали такой алгоритм, они говорили: «я даю совет». Никто никогда не говорил: «такова воля Божия». Поступить или не поступить по этому совету остается в воле того человека, который его спрашивает. Когда идешь за советом, то получаешь в соответствии со своей верой. Как говорил апостол Павел, сеющий с благословением - с благословением и пожнет, и наоборот. И «сеющий щедро - щедро и пожнет; сеющий скупо – скупо и пожнет». Если Вы идете к священнику  и перед этим помолились Богу, чтобы Он открыл Свою волю через духовника, получили ответ, а после этого раздумываете, слушать или не слушать его, то это также связано с Вашей верой. Зачем Вы все это делали, если потом не слушаетесь. Если мы спрашиваем совета, должны по нему и поступать. Если живем своим умом, тогда лучше и не спрашивать.

Мера послушания не должна выходить за рамки Евангелия, святых отцов и нравственности. Когда есть то, что противоречит им, такое послушание мы выполнять не должны.

Бывает, что со священником советуются по житейским вопросам: какой институт выбрать для поступления; где лучше покупать квартиру; какую больницу выбрать. Священник может помочь, потому что через него проходит много человеческих судеб, он может знать православных врачей, которые уже делали подобную операцию, поэтому он может помочь.

 

- Вопрос дьякона Владимира из Испании: «Согласны ли Вы с тем, что слова «послушание выше молитвы и поста» относится только к монашествующим»?

 

- Даже и к монашествующим не относятся. В монастыре существуют послушания, которые надо выполнять даже во время богослужения, но если тебя послали на него со словами «послушание выше молитвы и поста», это не означает, что тебя освободили от пребывания с Богом, собеседования с Ним даже во время выполнения послушания. Ты в пекарне, но ты все равно с Богом.

То же и у мирян. Например, на Страстной Седмице Великого поста большинство мирян работают, но есть такие, которые пришли до работы в 6 утра, а потом пошли работать, они молились не меньше, чем монахи, которые целый день в храме. Мирянин на работе, но умом он в храме, с тем, что происходит в нем в это время. Прочитал два раза тропарь празднику, и уже внес свою лепту. Даже сожаление, молитвенный вздох, что хотел и не смог быть в храме, вменяется в молитву.

Поэтому послушание без молитвы – не послушание, а работа. Послушание с молитвой – это бого-служение, а не работа.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Йошкар-Ола: Я бы очень хотела иметь духовника, но боюсь получить отказ. Дело в том, что когда моя воцерковленная дочь обратилась с такой просьбой к батюшке, он ответил, что ей это необязательно, а пусть просто приходит и спрашивает.

 

- Для примера приведу аналогию: мы не можем просить кого-то быть другом. Другом становятся в результате каких-то отношений. Сложится дружба или нет, покажет время. После первой исповеди в духовные чада не берут. Эти отношения складываются, когда Вы исповедуетесь у этого священника, он знает Вас и обстоятельства Вашей жизни, семьи, работы, здоровья, и это углубляется и через какое-то время может перерасти в какие-то отношения. И тогда можно будет попросить молиться как за духовника и духовное чадо. Все это дело времени.

Ходите в свой храм, исповедуйтесь у своего приходского священника, и надеюсь, что эта откровенность, помощь Церкви и священника постепенно перерастут в более серьезные отношения, которые должен начинать каждый из нас, если мы серьезно относимся к делу своего спасения.

 

- Вопрос телезрительницы: Хожу в сельский храм и исповедуюсь приходскому священнику. Случилось приехать в храм соседнего поселка, где душа ощутила ликование, исповедовалась у тамошнего батюшки, и очень захотелось, чтобы он был моим духовником. Возможно ли просить его об этом или не стоит поддаваться внезапному порыву?

 

- Ответ такой же: просить о духовничестве не после первой службы. Скорее всего, человек попал на престольный праздник, а в такие дни, как говорят святые отцы, «небеса отверсты». Это особое настроение, подъем. Поэтому Вы  уже решали вопросы с приходским священником, он помогал Вам, тогда не стоит менять. Но если есть духовные вопросы, которые он уже разрешить не может, то по мере нашей духовной жизни возможны изменения и советы более опытных священников.

 

- Об Иисусовой молитве.

 

- Одна прихожанка говорила священнику, что так  хочет молиться Иисусовой молитвой, что хотела бы заменить ей все молитвы. Спрашивала, какие четки лучше ей приобрести – на 30, 100 или 300 зерен? На что священник ответил, что четки она может приобрести любые, только ради Бога не оставлять утренних и вечерних молитв.

Есть рассказ о дьяконе, который сначала заменил Иисусовой молитвой Правило ко Причащению, потом утреннее и вечернее правила, а затем и вовсе перестал молиться.

У греческих отцов существует такая практика, но у нас она несколько иная, поэтому мы за высокие вещи не беремся, а касаемся. Как миряне мы должны иметь наш духовный минимум: ежедневно утренние и вечерние молитвы, глава Евангелия и две главы апостольских Посланий, чтобы напитать свою душу. А также по возможности Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся» и псалмы, которые мы знаем на память:50-й, 90-й, 33-й, 1-й. В течение дня мысленно на все призывать Имя Божие, это и будет всегдашнее хождение перед Богом, любовь по отношению к Нему.

Если ты любишь Бога, то молишься, не любишь – не молишься. Старец Силуан Афонский говорил, что любить Бога никакие дела не мешают. Если даже раз в час ты призываешь Имя Божие «Господи, помилуй», «Господи,  благослови», то ты прибываешь с Богом, на какой бы работе и в какой суете не находился бы.

 

- Вопрос телезрителя из Великого Новгорода: Случается ли, что духовник отказывается от своего духовного чада?

 

- Отказывается тогда, когда человек перестает слышать и слушать духовника. Без конца спрашивает  совета, а делает по-своему, тогда духовник может сказать, поступай, как хочешь. Про таких людей старец Амвросий говорил «у них обычай бычий, а ум телячий» и еще так: «Хозяйка ухаживает за гусями и говорит им: теже, теже, а они все те же». Не будем такими гусями и не будем доводить до такого состояния нашего любимого батюшку. Пытайтесь доверять, верить своему духовнику, молитесь за него и за себя: «Господи, пошли моему духовнику благодать и разум сказать полезное для моей души, а мне дай силу и волю, и мудрость, и терпение исполнить его совет и наставление, как Твою святую волю». С таким доверием и верой Вы будете твердо идти по пути спасения, пути соединения со Христом.

 

- Спасибо, батюшка, за столь интересную беседу и благословите наших телезрителей.

 

- Всем вам Божие благословение и хороших духовников. Помните, что все священники в нашей Церкви делятся на хороших и очень хороших. Желаю вам встретиться с хорошими священниками, а очень хороших надо вымолить и стать готовыми самим принять в свою жизнь таких очень хороших священников.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать