Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 24 февраля, Православная Церковь совершает память преподобного Кассиана Босого, Волоколамского (1532).
Честной старец родился в городе Переяславле у православных родителей, Козьма было имя его. Когда достиг он совершеннолетия, то сделался физически крепок и мужествен и стал бывать у тех, кто жил в царских палатах. За смелость, отвагу и силу стал известен он и самодержцу, великому князю всея Руси Ивану Васильевичу; Козьма научил его, самодержца, метко стрелять в цель, и за это державный правитель оказывал ему честь и заботился о нем.
Но однажды Козьма осознал суету этого мира, суету чести его и славы, понял, что они преходящи и в небытие уходят, как дым, исчезают скоро в воздухе, и потому пришел в монастырь к преподобному игумену Пафнутию, что в Боровске. Преподобный, видя, что он из усердия пред Богом бежит от мира, постриг его в монахи и нарек Кассианом; и был Кассиан у старца в послушании. Преподобный очень любил его за смирение, послушание и за великие его труды.
Старец Иосиф в то время был уставщиком. Видел, что Кассиан живет строгим житием, пребывая в посте и молитвах и в великом послушании у преподобного игумена Пафнутия, и привязался к нему духовной любовью Христовой. Начал помышлять старец Иосиф, дабы общежительную жизнь устроить, чтобы здоровым и сильным в кельях не питаться, а также не пить и не иметь что-либо съедобное, но всем бы совместной на трапезе и равной для всех пищей удовлетворяться; также и одежду, и обувь – все бы иметь общее, своего же ничего не иметь, но украшаться нестяжанием и равенством, как было у апостолов, у которых во многих телесах была как бы одна душа, имущество, одинаковое для всех, и телесные нужды, общие для всех, – чтобы не услаждаться мира сего красотами, но иметь в памяти заботу о душе и думать, как избежать вечной муки.
И сказал Иосиф об этом помысле старцу Кассиану. Ответил Кассиан: «Бог и Пречистая Богородица претворят в дело твой замысел, а я с тобою буду».
Когда преподобный игумен Пафнутий отошел ко Господу, то убедили принять игуменство старца Иосифа. И снова Иосиф не переставал помышлять о том, чтобы претворить на деле свой замысел. И было их, советовавшихся об этом, семь человек. И начали единомышленники убеждать Иосифа, чтобы обошел он русские монастыри и отобрал все лучшее, что способствует спасению душ, а свое бы имя нигде не открывал. Игумен Иосиф послушался их совета, взял с собой одного из своих советчиков – старца Герасима, по прозванию Черного, и обошел все крупные обители; и не узнали его ни в одном монастыре. Когда же пришел он на Белое озеро в монастырь святого великого чудотворца Кирилла, то понравились ему обычаи и правила, которые заповедал и узаконил преподобный, и как братия живет по завету и преданию святого чудотворца Кирилла, и возрадовался великой духовной радостью, ибо обрел то, о чем помышлял.
Когда пришел он на место, где ныне обитель Пречистой, то было знамение: осветила то место молния ярче солнечного света, в то время как солнце сияло и воздух был светел; и было это около полудня. И полюбил игумен Иосиф то место, и начал трудиться там с немногою братиею, пребывая в великих трудах, посте и молитвах.
Старец Кассиан, о котором наш рассказ, пришел к Иосифу на другой год и увидел старца игумена Иосифа и бывшую с ним братию, пребывающих в великих страдных трудах, и возревновал духовной ревностью, и начал с ними трудиться. Возложил на себя Кассиан панцирь под рубашку на нагое тело и пек хлеб на братию. Правило его было келейное – 6000 молитв Иисусовых и 1000 поклонов. Когда рассыпался панцирь, он возложил на себя очень тяжелые вериги – и так трудился и постился.
Пришла ему мысль, чтобы 40 дней не есть, не пить и не спать лежа. Когда он начал это, то провел так 12 дней и изнемог. Когда узнал об этом игумен Иосиф, то запретил ему так через силу трудиться. Он же снова через день стал принимать хлеб и воду, а иногда и через два дня; и до тех пор так трудился, что в очах его и свет померк. В то время был у него ученик – старец Иона Голова, по прозванию Пушечников, и тот водил его к церковной службе. Так пребывал Кассиан 30 дней, ничего не видя, водимый учеником. Увидел это игумен Иосиф и понял, что это от великих трудов и поста с ним сталось, и снова запретил ему это делать великим запрещением. Кассиан послушался Иосифа и немного ослабил пост – и выздоровели его глаза.
Спустя немного времени он снова впал в немощь, и отнялись у него ноги, так что не мог он даже ступить и, ползая, исполнял свои телесные потребности. В один из дней, когда он лежал и молился Пречистой Богородице, начали звонить к литургии, а он, лежа, взглянул на образ Пречистой Богородицы, держащей на руках Создателя всего мира, Превечного Младенца, и, заплакав, начал говорить: «О Пречистая Госпожа Владычица, Матерь Божия, если Ты дашь мне на ногах своих ходить, пока буду жив, никогда не надену я сапог на ноги мои, ни шубы на грешное тело мое до конца жизни моей». И вдруг в тот же час встал. Он быстро устремился в Божию церковь и, многие слезы проливая, благодарил Пречестную Богоматерь. Так начал он ходить и до конца жизни своей не изменил своего обета, что обещал Пречистой Богородице: как летом, так и зимой в одной монашеской ризе ходил. Однажды зима была такая морозная, что и птицы замерзали, а Кассиан никак не хотел что-либо прибавить к своей одежде, но терпел, говоря себе: «Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай, и если и не сегодня умрем, то все равно умрем». Так терпел он до конца службы, ибо еще в те времена теплой церкви не было.
Когда в старости постигла его немощь (а было ему 90 лет), увидели его братья уже телом изнемогшего, сняли с него вериги, хотя он и не хотел этого, и выковали из них цепи к кресту, что и доныне на церкви над колоколами. Когда же Кассиан оправился от болезни, то повелел вновь другие вериги сковать, но не такие тяжелые, и снова возложил их на себя. Так пребывал он в них, трудясь, до кончины своей.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Власия Севастийского, епископа (ок. 316);
благоверного князя Всеволода (в крещении Гавриила), Новгородского, Псковского чудотворца (1138);
преподобного Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392);
прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Допотопные времена
Учимся растить любовью. Семья и Церковь
Этот день в истории. 16 января
День ангела. 16 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!