Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 февраля, – попразднство Сретения Господня. Православная Церковь совершает память равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
Будущий святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии. В 60-е годы XIX века в Российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование Иван Касаткин (так звали святителя в миру) решил посвятить себя этому служению. Принеся монашеские обеты, он отправился служить в церкви при русском консульстве в городе Хакодате.
К проповеди среди японцев святитель готовился с настоящим восточным упорством: в течение восьми лет изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую духовную миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылось духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.
Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе – и все обновится», – вспоминал святитель в своих дневниках.
Проповедь христианства в Японии долгое время каралась смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», – рассказывал архиепископ Николай.
Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком. Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.
Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?» Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», – предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабэ был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.
Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. «Земледелец, учитель, воин, купец – все они необходимы для человечества, – говорил епископ. – Всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное». Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.
В течение тридцати лет каждый день ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.
Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905 года. Рискуя жизнью, он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны.
За полвека миссионерской работы святителя Николая в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был один архиепископ, один епископ, тридцать пять иереев, шесть диаконов, четырнадцать учителей пения, сто шестнадцать проповедников-катехизаторов.
Сегодня автономная Японская Православная Церковь – это три епархии, включающие в себя сто пятьдесят приходов, на которых служат сорок священнослужителей. Все это – наследие святителя Николая.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы;
блгв. кн. Романа Угличского (1285);
свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289);
свт. Игнатия Мариупольского (1786);
прор. Азарии (X в. до Р. Х.);
мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250);
мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309);
мч. Власия Кесарийского (III);
сщмчч. Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского, пресвитеров, прмч. Владимира Загребы и мч. Михаила Агаева (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
В Стране восходящего солнца
Трудился подвижник один.
Христом просвещая японцев,
Достиг он духовных вершин.
Святой Николай, просветитель
И пастырь духовных овец,
Смиренья и веры блюститель,
Тобой был крещаем и жрец.
И ныне Господь утешает
Далекие земли страны,
Лучами любви воскрешает
И память святую хранит!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Этот день в истории. 8 июня
День ангела. 8 июня
Церковный календарь 8 июня. Икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая
Евангелие 8 июня. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…
Читаем Апостол. 8 июня 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!