Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 февраля, – попразднство Сретения Господня. Православная Церковь совершает память равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
Будущий святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии. В 60-е годы XIX века в Российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование Иван Касаткин (так звали святителя в миру) решил посвятить себя этому служению. Принеся монашеские обеты, он отправился служить в церкви при русском консульстве в городе Хакодате.
К проповеди среди японцев святитель готовился с настоящим восточным упорством: в течение восьми лет изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую духовную миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылось духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.
Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе – и все обновится», – вспоминал святитель в своих дневниках.
Проповедь христианства в Японии долгое время каралась смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», – рассказывал архиепископ Николай.
Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком. Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.
Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?» Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», – предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабэ был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.
Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. «Земледелец, учитель, воин, купец – все они необходимы для человечества, – говорил епископ. – Всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное». Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.
В течение тридцати лет каждый день ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.
Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905 года. Рискуя жизнью, он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны.
За полвека миссионерской работы святителя Николая в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был один архиепископ, один епископ, тридцать пять иереев, шесть диаконов, четырнадцать учителей пения, сто шестнадцать проповедников-катехизаторов.
Сегодня автономная Японская Православная Церковь – это три епархии, включающие в себя сто пятьдесят приходов, на которых служат сорок священнослужителей. Все это – наследие святителя Николая.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы;
блгв. кн. Романа Угличского (1285);
свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289);
свт. Игнатия Мариупольского (1786);
прор. Азарии (X в. до Р. Х.);
мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250);
мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309);
мч. Власия Кесарийского (III);
сщмчч. Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского, пресвитеров, прмч. Владимира Загребы и мч. Михаила Агаева (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
В Стране восходящего солнца
Трудился подвижник один.
Христом просвещая японцев,
Достиг он духовных вершин.
Святой Николай, просветитель
И пастырь духовных овец,
Смиренья и веры блюститель,
Тобой был крещаем и жрец.
И ныне Господь утешает
Далекие земли страны,
Лучами любви воскрешает
И память святую хранит!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!