Благая часть. 28 марта

28 марта 2023 г.

– У меня сегодня настроение очень хорошее, потому что я хочу с вами поделиться одной из своих последних радостей. Когда я был еще совсем молодым священником, ко мне подошла пятидесятитрехлетняя женщина по имени Галина и по-простому сказала: «Батюшка, можно Вы будете моим духовником?» Я, тогда еще совсем молодой и наивный, говорю: «Конечно, приходите!» Хотя духовничество – это великая ответственность за человека, которую предполагает этот договор. По сути, ты человека усыновляешь (или удочеряешь) через духовное родство. Это всегда должен быть результат какого-то совместного пути. Нельзя просто за красивые глаза или длинную бороду, за красивые речи с человеком, так скажем, «обручиться». Здесь тоже происходит своего рода обручение, потому что берут за руку духовника, опираются на него.

Окормление у священника – это какой-то плод духовной жизни. Нужно время, опыт, и через какое-то время рождаются отношения, которые могут вырасти в духовничество. На самом деле это очень важные отношения. Если христианин желает «подняться в горы» (чего желает далеко не каждый христианин; кому-то достаточно в горной долине на зеленом лужку взять шезлонг, загорая на солнышке и получая благо комфортного пребывания в Церкви: так и совесть спокойна, и вроде как – здорово), ему недостаточно ходить на воскресные богослужения, время от времени совершать какие-то общепринятые церковные действия, если он ревностен до Духа Святого, ему важно иметь проводника. И проводнику необходим опыт. Он должен восходить в гору, возвращаться без потерь, чтобы не потерять в дороге тех, кого он ведет. Это величайшее искусство и опыт, которые приобретаются только с кровью и потом. Такими проводниками становятся через своих проводников и через личный духовный неложный опыт.

А радость состоит в том, что с моим духовным чадом (как раз та женщина, которая была Галиной, а потом через 25 лет стала монахиней Макарией) произошла очередная метаморфоза. Монахиня Макария стала схимонахиней Херувимой. Чувствую от этого какую-то внутреннюю радость, потому что есть небольшое сопричастие этому событию: твоя воспитанница потихонечку доросла до вершины монашеского пострига – до великой схимы.

Человеку дается новое имя. Приходит женщина с одним именем в Церковь, желая стать христианкой, ей дают имя Мария, и, получается, новое имя – новая жизнь. Старая жизнь, плотская, во грехе, как страница книги, переворачивается, и начинается новая жизнь с именем Мария. Потом человек рождается в христианина, у него появляется стремление жить только ради Христа, он приходит в монастырь – и вновь ему дают новое имя (при малой схиме – монашеском постриге), например, Маргарита (по созвучию с Марией). Снова начинается новая жизнь: человек отрекается от того доброго и прекрасного, что было в миру, и дает Богу обещания: целомудрия (одинокой жизни в монашестве), нестяжательства (неимения своего хозяйства) и послушания (абсолютного отречения от своей воли). Послушание – это вершина подвига самоотверженности: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, – говорит Господь.

А потом, как в нашем случае, монахиня дает Богу обещание абсолютно сосредоточенной на молитве и богообщении жизни. Уходят внешние общественные и монастырские послушания, основной задачей становится молитва за свою душу, за родных и близких, за весь мир. Основное делание – молитва и послушание (игумении и духовнику).

Дай Бог схимонахине Херувиме, восьмидесятилетней старице, сил, крепости и какое-то время побыть в этом прекрасном состоянии, по сути, нового рождения для нового этапа отношений с Богом.

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 07:30
  • Воскресенье, 05 мая: 13:55
  • Воскресенье, 05 мая: 21:55

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать