Да, это серьезный вопрос, кто для нас является ближним. С точки зрения правоверного иудея, ближний – это тот, кто тебе близок по крови, единородный. То есть тот, кто находится в твоем племени. А остальные – дальние, о которых можно и не заботиться, брать с них поборы. Было очень много разных правил, как поступать с ближними и дальними.
А дальше Господь рассказывает историю, как некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников, его избили, ограбили и полуживого бросили при дороге. Несколько человек прошли мимо этого несчастного. Прошел священник, посмотрел – и пошел дальше. Потом говорится о некоем левите (тоже церковнослужитель, вроде нашего современного дьякона). Он подошел, посмотрел, может быть, увидел, что человек шевелится, дышит, успокоился и дальше пошел.
Третьим был самарянин, который, с точки зрения иудея, является тем, с кем не то что разговаривать, а встречаться вредно для души. И поэтому иудеи, когда совершали паломничество в Иерусалим, если на их пути встречалась Самария, делали большой километровый крюк, чтобы даже не встречаться с самарянами.
Этот самарянин тоже ехал по какому-то своему делу, увидел несчастного человека, остановился, проверил его самочувствие, оказал ему первую медицинскую помощь (применил масло и вино: масло – это своего рода лекарство, вино – для дезинфекции), обвязал раны, видимо, разорвав часть своей одежды (потому что бинтов и аптечек тогда не было). Посадил его на осла, привез в гостиницу (возможно, эта гостиница была вообще в другой стороне от его маршрута), передал этого человека на руки гостиннику, оставил свои деньги и сказал: «Позаботься о нем, и если что-то большее истратишь, когда я поеду обратно, я тебе это возмещу».
И дальше Господь задает вопрос: «Как ты думаешь, кто был ему ближний?» И человек, естественно, видя разное отношение людей в этой истории, отвечает: «Сотворивший ему милость». И Господь подводит резюме: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 37). Если ты хочешь научиться любви к ближнему, то тебе необходимо делать над собой усилие в отношении милосердия. Тебе необходимо научиться, во-первых, замечать происходящее.
На днях у нас произошла встреча с коллективом, который помогает бездомным. И руководитель спросил: «Как нам строить свое служение?» Мы поговорили о том, что, конечно, хорошо человека и накормить, и дать ему одежду. Но гораздо важнее к человеку отнестись по-человечески, улыбнуться, поговорить, спросить, как он живет, что чувствует, какие у него в прошлом были хорошие моменты. Надо постараться в нем увидеть человека.
Я вспоминаю историю, когда увидел, как была подана милостыня одному бездомному. Инвалид в коляске ехал мимо машин. Вдруг останавливается машина возле него, милостивая рука дает сто рублей и вместе с этим крепко жмет руку этому бездомному бродяге. И потом я вижу лицо этого человека. Он смотрит с каким-то недоумением на свою руку, которую только что пожали, и не может поверить, что к нему отнеслись по-человечески. Может быть, когда-то в прошлом ему крепко жали руку друзья, товарищи. И вот он здесь, такой одинокий, никому не нужный, – и вдруг это все повторяется.
Это внимание сердца, души, может быть, гораздо важнее, чем какая-то копеечка. Это важно для бездомных. И, конечно, важно об этом поговорить, создать такую атмосферу в коллективе, чтобы как можно больше людей-добровольцев хотели поучаствовать в жизни бездомных людей. Потому что что-то происходит в наших сердцах, когда мы проявляем эту любовь, заботу, милосердие. Когда мы переступаем через свою брезгливость, делаем усилие навстречу человеку – и нам становится лучше на душе.
Не забывайте этот духовный закон и помните слово Христа: если хочешь научиться любить ближнего, иди и поступай так же, как этот милосердный самарянин. Всю неделю живем под этим Евангелием, думаем, присматриваемся и делаем так, как сказал Господь.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Геенна
Прогноз погоды на 6 мая 2024
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!