Беседы с батюшкой. Священник Вадим Смоляков. 27 декабря 2023

27 декабря 2023 г.

У нас в гостях клирик Вознесенского архиерейского подворья города Екатеринбурга священник Вадим Смоляков.

– Уже традиционно мы ведем разговоры о церковном учении, связанном с православной антропологией. Предлагаю продолжить этот интересный разговор и поговорить о личности человека. Расскажите, пожалуйста, чем личность отличается от человеческой души.

– Когда мы читаем какой бы то ни было канон (особенно Великий покаянный), мы обращаемся к душе: «Душе моя». Душа отвечает на вопрос «что?», тело отвечает на вопрос «что?» И только личность (то, чем нас наделил Господь) отвечает на вопрос «кто?». Когда я говорю про себя: «Это я», – я имею в виду собственную личность. Но когда я говорю о том, что есть что-то мое, то имею в виду свою душу, свое тело, свое сердце, своего внутреннего человека, и все это, как я выше сказал, отвечает на вопрос «что?».

Господь создает нас по Своему образу и подобию. Мы знаем, что в Пресвятой Троице три Лица, три Личности, Которые есть Ипостаси Божьи, Личности нетварные. Наши же личности – тварные. Личность – это то совершеннейшее, всеобъемлющее в человеке.

Каждый из нас от Бога наименован в крещении, через родителей. Имя – это атрибут личности. У нашей души имени нет, у нашего тела имени нет. Господь в Священном Писании, обращаясь, например, к будущему пророку Самуилу, говорит: «Самуил…» Или, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты?» То есть называет по имени. Это характеризует нас именно как существ, созданных по образу Божьему и призванных к подобию Божьему. Весь остальной мир, материальный, но неразумный (то есть животные, растения, другие материальные предметы), – безличностен. У животных есть душа, но нет личности. А у нас есть и личность, и душа, и тело.

– В Церкви – каждый день праздник. Есть даже такое понятие: праздничные христиане. Но если праздник каждый день, то теряется праздничность, получается какая-то привычка к этому. Так ли это?

– Человек на раннем этапе своего воцерковления может столкнуться с этой непонятностью, почему священник каждый день поздравляет с праздником, другие люди поздравляют друг друга, иногда даже вместо приветствия. Когда мы заходим в храм, чаще всего слышим: «С праздником». А приветствий «здравствуйте», «добрый день» или «всего доброго» чаще всего не слышим.

Дело в том, что праздник для человечества начался, наверное, с момента воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Мы живем в Новом Завете; соответственно, каждый день проживаем именно празднично. Скажи, с чем связан твой главный праздник, и я скажу, кто ты. Скажи, с кем ты дружишь, и я скажу, кто ты. Наш главный праздник – Пасха Христова, день Светлого Христова Воскресения. Скоро мы будем праздновать Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Его воплощение, а потом будем совершать самый главный праздник – Пасху Христову. И об этом событии мы ни на день не забываем, мы каждый день торжествуем Христа воскресшего. Поэтому в церковной действительности каждый день праздник.

Божественная литургия во многих храмах совершается каждый день (за исключением Великого поста и других особо постных дней года), когда мы вспоминаем все этапы жизни Господа нашего Иисуса Христа, снова входим и в жизнь скорбную, связанную с крестом Христовым, и снова проживаем радость Его воскресения. Действительно, для верующего человека каждый день праздник, но понять это нужно правильно.

– Правильно ли я понимаю, что подлинное празднование христианина не может быть связано только с чем-то безличным?

– Безусловно. И в этом совершеннейшее отличие христианства от каких бы то ни было других мировоззрений. В праздник, каким бы он ни был, будь то Пасха Христова, или именины человека, или день его рождения, мы всегда торжествуем, во-первых, Христа Бога. Так или иначе любой праздник христианина связан со Христом. Праздник – это такой день, который мы, освободившись от каких-то земных обыденных занятий, можем посвятить Богу, и мы благодарим в первую очередь Бога, Христа, Которым действительно живем, движемся и существуем… Любой же материальный предмет со временем истлевает, изничтожается, а Господь вечен.

У нас есть много праздников, которые, казалось бы, с Церковью совершенно не связаны. Например, сейчас у наших телезрителей возникает вопрос, как же христианину праздновать Новый год. А что плохого в том, чтобы в этот день поблагодарить Господа Бога за все то, что произошло с 1 января 2023 года по 1 января 2024 года? Что плохого в том, чтобы поблагодарить Бога, близких за тот этап, который мы прошли? Ведь мы благодарим Бога в конце каждого дня, в конце каждой недели в день субботний (наша неделя начинается с воскресенья). И мы благодарим Бога в конце года. Ничего не будет страшного, если мы совершим это празднование, помня, во-первых, о Боге; во-вторых – о тех людях, которых Он нам дал; и только потом – о мирских заботах, суетных попечениях и прочем (но, к сожалению, для многих людей это выходит на первый план в эти дни).

– И, наверное, надо благословиться на будущий год тоже.

– Безусловно. Господь через святых отцов, церковных гимнотворцев, церковных поэтов и писателей дает нам последование молебна на Новый год, которое, по сути, делится на две части: мы благодарим Бога за прошлый год и просим благословения и помощи Божией на следующий год.

– Мы поговорили о том, как лучше и правильно праздновать. Но, к сожалению, всегда есть соблазн не соответствовать этому идеалу. И, наверное, первое отклонение можно назвать празднованием телесным.

– Для большинства людей, к сожалению, любой праздник (особенно светский, а нередко и церковный) переходит только в телесную составляющую. Это то, что Господь выражает, обращаясь к Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу (Лк. 10, 41–42).

Человек может без какого-то злого умысла, не осознавая, перенести акцент с кого-то на что-то. Мы говорим: «Я забочусь о другом человеке». Слово «забота» отвечает на вопрос «что?». Это, к сожалению, тоже может стать тем, что подменит Бога. Действительно, мы можем многое творить для своего тела. Как Марфа, например, можем готовить объемный ужин для других людей и этим будем подпитывать их тело, готовя бесконечные яства. В этот момент мы можем забыть о самом главном. Мы совершаем благодарение, как говорит апостол Павел, во славу Божию, а не во славу себя (мол, я такой сильный и способный, посмотрите, сколько я для вас наготовил)...

Когда в жизни человека вместо славы Божией начинает действовать слава собственная либо чрезмерная человекоугодническая забота о других людях, этот перекос, эта крайность вытесняют Бога из сознания человека. Господь находится рядом, но человек не пускает Его в свое сердце.

– И так, пожалуй, во всех аспектах нашей жизни.

– К сожалению, мы плаваем в море житейских попечений, и плавание это совершаем телесно. Именно наше тело начинает уставать от всей этой качки греховных, страстных нестроений. Именно наше тело начинает нас подводить, когда мы безмерно от этого устаем и не можем уже горе возыметь сердца. Но Господь нас от этого состояния избавляет. Мы знаем многих святых, которые нисколько не гнушались общественными праздниками; они приходили туда и возвещали слово Божие, и, может быть, не все собравшиеся, но хотя бы 2–3 сердца откликались, внимали этой проповеди.

– Мы понимаем, что такое празднование телесное. Что же такое празднование душевное?

– Тут надо немножечко вернуться к телу. Тело наше требует покоя; в нашей земной многотрудной, многопопечительной жизни нам нужно отдыхать. В покое телесном (как говорит один замечательный современный священник, в горизонтальном положении собственных мощей) мы начинаем видеть и покой душевный. Для тела отдохнуть – значит бездействовать: тело продолжает дышать, продолжает жить, но никаким физическим трудом в период отдыха не занято. Но горе нам, если мы точно того же начинаем требовать и от собственной души.

Совсем недавно в один из воскресных дней читалась притча о неразумном богаче, который, обращаясь к душе своей, говорил: «Душа моя, много добра теперь есть у тебя; ешь, пей, веселись и будь спокойна». То есть: бездействуй, ленись. Когда человек начинает бездействовать душой, происходит определенный перекос, поскольку в отдыхе через бездействие наша душа не нуждается; она нуждается в смене деятельности, в молитвенном отдыхе. Когда мы молимся сосредоточенно и нас никто не отвлекает, мы душой отдыхаем. Потом, ввиду нашей слабости, мы и душой начинаем уставать, поэтому Господь нам положил молитвенное правило в определенных мерках: 20 минут утром и вечером. И служба в большинстве храмов идет не больше двух часов, когда мы действительно начинаем отдыхать душой, но не бездействовать.

Когда спортсмен пробежал огромнейшую дистанцию, ему нужно отдохнуть телом, но он ни в коем случае не должен перестать глубоко дышать. Для нашей души, дыханием которой является молитва, нужен именно такой отдых, именно так наша душа восполняет свои душевные силы.

Не так давно в программе мы говорили, что в нашей душе есть три силы: разумная, раздражительная и желательная. И очень уместно бывает, когда человек дает отдохнуть (не бездействовать, а переключиться на что-то другое, более спокойное) одной из этих сил. Например, он отдыхает чувствами или желаниями, но, строго говоря, никогда не может отдохнуть разумной силой души. Как говорит апостол Павел, наша вера должна быть разумной, поэтому наш разум ни на секундочку не должен отключаться. Когда мы начинаем в праздном состоянии своего разума что-то делать, мы неизбежно ошибаемся. Покой раздражительной и желательной сил души прекратится, мы сразу же начнем раздражаться, сразу захотим свою ошибку как-то исправить, тело наше из горизонтального положения будет вынуждено перейти в вертикальное – и весь наш отдых закончится.

Поэтому ни в коем случае нельзя путать отдых телесный, необходимый нам, и отдых разумной силы души, который является первым грехом, избавить от которого мы молим Бога, произнося молитву Ефрема Сирина, когда просим избавить нас от духа праздности.

– Я понимаю, что такое устать телом: например, заболела голова, появилась сонливость, хочется скорее лечь. А какие симптомы усталости души?

– Симптом усталости души – это в первую очередь отсутствие в душе мирного устроения, когда разум, чувства и воля начинают метаться. Например, когда устает маленький ребенок, он начинает что-то перебирать: хочу того, хочу другого, хочу третьего. Его просто отправляют спать, и все эти хотения, желания ему уже не нужны.

В первую очередь в таком состоянии надо остановиться, успокоиться, лучше сесть, закрыть глаза (так говорил отец Димитрий Смирнов) и попросить Бога, чтобы Он как можно скорее избавил от этого мятущегося состояния души.

Когда наша душа перетрудится, когда долго не дышит молитвой, она входит именно в такое беспокойное, напряженное, нервное состояние. Если человек из этого состояния не выходит и Бога об этом не просит, рано или поздно это перейдет в состояние страшнейшего уныния, когда душа ни в чем не будет иметь покоя: чувства как будто перегрелись и уже не могут действовать; желания как будто закончились и уже ничего не хочется; разум как будто совершенно ослеп, и человек уже не может ни о чем думать. И это состояние самое опасное, поскольку выйти из него своими силами, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, человеку невозможно. От уныния избавляет только Бог.

– Наверняка многие верующие захотят торжествовать только духовно. А можно ли обойтись без душевности и телесности?

– Как говорит апостол Павел, сначала душевное, потом духовное. Он же говорит: стану молиться духом, стану молиться и умом (1 Кор. 14, 15). Человек – существо цельное.

Когда мы приходим на праздник, например, Рождества Христова, мы приходим на службу телом, свою душу сподвигаем молиться в этот момент, дух наш общается с Богом, и тем самым благодать Божия начинает действовать по всему нашему естеству, по всей нашей природе: и в душе, и в теле. Человек не может не освящаться телом, когда освящается от Бога его душа.

Другой пример из Священного Писания: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Когда мы читаем Священное Писание, мы думаем, что лечимся духовно или душевно. Но святитель Иоанн Златоуст говорит, что нет такой болезни телесной, душевной, духовной, какая не могла бы быть уврачевана от Священного Писания.

Мы не можем прийти к Богу телом, не придя к Нему духом. Но когда мы пришли к Нему духом, Он освящает все наше естество; через все наше естество проходит Его благодать, многие наши душевные нестроения умолкают, многие наши телесные заболевания получают облегчение, а может быть, и исцеление. Человек не может делать что-то чем-то одним.

У преподобного Анастасия Синаита есть замечательный образ. Бог – Троица, и человек создан по образу и подобию Божьему. В Боге Троице, как мы знаем, три Лица, три Личности, три Ипостаси. Но когда мы говорим «воля Божия», что мы имеем в виду: волю Отца, волю Сына или волю Духа Святого? Нет; у Святой Троицы одна воля и одно действие. Если человек, как говорит преподобный Анастасий, создан по образу Божьему, то во всем его естестве (в духе, душе и теле) должно быть точно так же: одно хотение и одно действие – стяжать благодать Божию, стяжать Духа Святого.

Если ты не сможешь прийти в храм по той или иной причине, душа твоя будет в храм рваться, но она территориально связана с телом в земной жизни – и не получишь  исцеления. Священник придет к тебе и причастит тебя в твоем болезненном состоянии. Но он ведь причащает не только телесно. Когда мы причащаемся за Божественной литургией, мы молим Бога, чтобы причащение Святых Христовых Таин было в первую очередь во исцеление души и потом уже тела.

Как бы мы ни хотели торжествовать Господа Бога только духом, мы будем Его торжествовать и духом, и душой, и телом. Почему это необходимо?

Когда человек духовно празднует, как это в нем выражается? В Евангелии сказано: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). И никто не видит, что человек празднует.

Но когда человек приходит в храм, например, 19 января, в день Крещения Господня, он выходит из храма, неся несколько пятилитровых бутылок святой воды, и весь окружающий мир, весь город видит, что он празднует. На многие праздники мы совершаем крестные ходы. В престольный праздник храма мы ходим вокруг храма, и многие люди видят это. У нас есть общегородской крестный ход в день Святой Пасхи, в день святой Екатерины, в день чествования Казанского образа Божией Матери. Мы это совершаем телесно, а то, что телесно, – видно. То есть к нашей праздничной радости другие люди могу приобщиться только тогда, когда мы празднуем и духом, и душой, и телом. Если мы празднуем только душой и духом, люди могут задать вопрос: а что празднуем? Господь не дает чего-то только для нас, Он хочет, чтобы Его благодатью мы с другими делились. А делимся мы этой благодатью через пример своей жизни. Человек ведь живет не только духом, он живет духом, душой и телом. Наша душа, мы говорим, жива, наше тело живо, мы живем. Когда мы хотим, например, благословиться у священника, мы к нему подходим: батюшка, благословите. И он дает руку. Когда мы приветствуем друг друга (в частности, мужчины, так сложилось в культуре), мы совершаем рукопожатие, и это празднование становится и телесным тоже. Нельзя здесь без этого никак.

Но и о душевности забыть мы никак не можем, поскольку сначала душевное, как говорит апостол Павел, а потом духовное. Если мы не можем душевно поприветствовать человека, то сколько бы мы что-то в своем духе ни праздновали, он с этой радостью не соприкоснется. Поскольку душа говорит к душе, тело приветствует тело, и синтез всего этого, единство всего этого мы видим за Божественной литургией. Тогда, когда священнослужитель произносит возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». И в Древней Церкви, и в некоторых современных приходах люди в этот момент совершали и совершают троекратное, скажу просто, объятие. Это происходит и телесно, и душевно, и духовно на литургии, на которую мы приходим для того, чтобы Господь просветил, безусловно, наш ум, освятил нашу душу и освятил, облагодатствовал тело. Иначе не бывает, человек существо цельное.

– А почему часто люди ищут подмену этому празднику? Вы так много примеров привели: мы ходим на крестные ходы, допустим, читаем книгу, это тоже какое-то телесное празднование. А нам нужны какие-то большие застолья, нужно петь песни, еще что-то. Почему так происходит с человеком, ему не хватает чего-то? Почему он цепляется за эти вещи?

– Это проще. Наше сердце – плавильная печь. Если она затухнет, разжечь ее очень сложно. Но ведь в нее можно забрасывать разное топливо. И человек, когда не знает, где благодать Божия, где спасительное действие Божие, начинает забрасывать в свое сердце то, что ближе, рядом, то, что проще. Оно вроде и не горит, но вроде бы не дает этой печи погаснуть. Оно вроде бы не дает той радости, того счастья, блаженства, которое мы имеем в Боге, но дает какое-то временное земное удовольствие.

Ведь многие люди совершают праздники, к сожалению, греховно – языческим обрядом. Чего только мы не видим в окружающих нас людях... Они же тоже что-то празднуют, но их праздник лишен спасительного смысла. Когда человек не знает, где это спасение, он начинает его искать везде. Может, это и неплохо Господь устроил. Человек ищет в одном месте, а там ничего нет. Ищет в другом месте, там тоже нет, ищет в третьем и рано или поздно, не найдя ничего вокруг, он зайдет внутрь храма и увидит – вот оно. Как послы князя Владимира, увидев благолепие церковного богослужения, сказали: не поняли, где мы были – на земле или на небе.

– Мы говорили о том, что праздник верующего христианина не может быть в отрыве от Святой Троицы и других людей, которые нас окружают; не может сводиться к чему-то безличному и материальному. Однако в Церкви почти каждый день чествуются те или иные образы святых; например, икона Божией Матери…

– Мы здесь должны понять один простой факт. Церковь торжествует каждый день не только Господа Иисуса Христа, своего Главу, но и также всех Его святых. Абсолютно все святые, особенно Матерь Божия, архангелы и ангелы, все, что потрудились и угодили Богу и теперь находятся в единстве с Ним, воспоминаются каждый день.

Здесь можно провести аналогию с молитвой Церкви об усопших. Мы об усопших когда молимся? Человек открывает православный календарь и видит: дни особого поминовения усопших (родительская суббота тогда-то). Он может подумать, что мы поминаем усопших только в эти дни, но это совершенно не так. За каждой службой звучит сугубая ектенья, молитва об усопших. Но есть дни особого поминовения усопших. Точно так же бывает, когда мы заводим речь о почитании того или иного образа Божией Матери.

Посмотрим просто по строю службы. Все стихиры чаще всего заканчиваются стихирой Божией Матери. Когда мы тропари поем в определенной последовательности, последний тоже будет вероятнее всего Божией Матери… Мы торжествуем Ее каждый день. Но мы ведь не сможем торжествовать все Ее чудеса от всех Ее икон каждый день. Богородичных образов очень и очень много (чуть меньше тысячи, насколько мне известно)… Поэтому дни празднования, чествования тех или иных образов Божией Матери или образов других святых разнесены по церковному календарю.

Божию Матерь мы славим всегда, но в некоторые дни года мы особенно чествуем Ее Казанский образ. Нет Казанской Божией Матери, есть Казанский образ Божией Матери. Об этом не надо забывать. В какие-то дни мы чествуем Владимирский образ Божией Матери, Иверский образ. Но когда мы торжествуем тот или иной образ Пресвятой Богородицы либо кого-то другого из святых, мы торжествуем не икону, не вещь как таковую. Но Господь, давая нам эти святыни, говорит устами святых отцов Седьмого Вселенского Собора: честь, воздаваемая образу, иконе, восходит к первообразу. Икона отвечает на вопрос «что?» Изображенный на ней святой – на вопрос «кто?» Мы воздаем торжество не иконе, а святому. И Господь крайности нашей веры в нашем сознании начинает исправлять таким образом, задавая нам простой вопрос: «Что же ты, человек, сейчас собираешься делать? К кому ты пришел в храм?» Ты пришел, чтобы только напитаться душевно красотой праздника, этого события? Или пришел для того, чтобы прославить Бога, какого-то святого? И пока человек не ответит себе на этот вопрос, к сожалению, что-то будет неправильно, с ошибками, крайностями.

И когда мы этот вопрос задаем, мы обращаемся к Богу; мы обращаемся к Ипостасям Его. Лично с Богом разговариваем – и через этот диалог, это общение Господь начинает просвещать все затворенные двери нашей души, все болезнующие клеточки нашего тела,  клеточки нашего духа. Это действие единое, и когда верующий человек с верой приходит к Нему, он задает один вопрос: «Что мне делать, Господи, чтобы жить Твоей благодатью?» А что значит «жить»? Это значит: из чрева потекут реки воды живой. Человек не для себя берет эту благодать Божью, а именно для того, чтобы слава Бога простиралась по всей земле.

Нам нужны праздники как дни особого внимания для всех, кто вокруг нас находится; для того нам нужны колокола, храмы, иконы и святыни… Мы именно через другого человека чаще всего принимаем укрепление веры в Бога… Через эти праздники, наполненные другим содержанием, другими целями и другими смыслами, многие люди могут увидеть Бога.

Через несколько дней гражданский Новый год, а вслед за ним и праздник Рождества Христова. Я бы хотел Вас попросить обратиться к нашим зрителям, напутствовать их на грядущий год: как им правильно встретить праздник Рождества Христова?

Дай Бог, чтобы в этот праздник Нового года мы с вами поблагодари Бога за все те события, которые в прошедшем году были. Попросили Его прощения за все негативное, скверное, греховное, что мы совершили; попросили Его благословения на каждый день последующего года. Этот день не случайно сделан выходным. 14 сентября, в день церковного новолетия, как правило, мы работаем, трудимся, не можем в храм прийти, a 1 января мы все отдыхаем. Постараемся поблагодарить Бога именно в храме, за Божественной литургией – за ночной или утром.  Если не получится, то, может быть, 2-го или 3-го числа придем все-таки в храм на службу.

День Рождества Христова тоже начинается с предпразднства: целых пять дней у нас есть для того, чтобы к этому празднику приготовиться. Исполним этот призыв Божий, постараемся как можно ближе подойти к Богу; именно в храме Он пребывает особым образом, где всегда Тело и Кровь Его находятся на святом престоле, где всегда Он ждет каждого человека, чтобы и тело его исцелить, и душе его помочь, освятить его дух, чтобы человек начал действительно полноценно жить. Именно такой благодатной жизни я вам сердечно желаю в новом году и в день Святого Христова Рождества, когда снова и снова приходим мы к Богомладенцу Христу и наполняемся радостью, что Господь пришел в этот мир, чтобы сделать его Своим жилищем, чтобы нас, живущих здесь, сделать людьми духовными, людьми небесными.

Ведущий Сергей Новиков

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать