Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев. 7 апреля 2024

7 апреля 2024 г.

Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Пушкинском поле.

– В этом году уникальное совпадение, когда Благовещение Пресвятой Богородицы выпало на Крестопоклонную неделю. Удивительные смыслы пронизывают эти дни. Мы одновременно взираем на Крест, который Церковь выносит нам для поклонения,  укрепления в середине Великого поста, чтобы продолжить этот путь и дойти до праздника Пасхи. С другой стороны, думая о страданиях Спасителя в эти дни, мы также вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы – радостную новость, которую сообщил Ей Архангел Гавриил, что Она родит Того, Кого спустя 30 с лишним лет распнут как раз на этом Кресте, на который мы смотрим. Давайте вместе поразмышляем, какие смыслы предлагает нам такое совпадение. О чем стоит задуматься?

– В тропаре даже есть такой ключик к разгадке: «Днесь спасения нашего главизна». То есть начало нашего спасения как раз происходит от положительного ответа Пресвятой Богородицы на весть Архангела Гавриила. Зачастую мы относимся к этому как к данности…

Дева Мария – свободный человек. Она вполне могла ответить отказом. Об этом мы тоже забываем, думаем, что это произошло как-то автоматически, что это было Ее предназначение, от которого Она не могла отказаться, что другого пути у Нее в жизни не было. Но, как и любой другой свободный человек, Она имела возможность ответить как-то иначе. Но Она ответила так, как ответила, за что мы Ей безмерно благодарны. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы Она ответила как-то иначе, то все могло быть по-другому. Но Она вверяет Свою жизнь в руки Творца. И когда Христа принесли в храм, Симеон Богоприимец взял Младенца и сказал знаменитые слова: и Тебе Самой оружие пройдет душу. Эти слова, конечно, остались в душе Пресвятой Богородицы. Они исполнились тогда, когда Она стояла и взирала на Своего распятого Сына. Она понимала, что к этому все идет. К этому ведут все события в Ее жизни и жизни Христа от Его Рождества.

Эти моменты заставляют нас задуматься о смысле поста, о смысле жизни каждого человека, не только христианина. Мы, христиане, думаем о том предназначении, которое каждый из нас несет.

Воскресенье Крестопоклонной недели и Благовещение – это события, о которых можно говорить очень много. Можно обратить внимание и на то, что Крест Христов – это вертикальная и горизонтальная перекладины. Как прообраз в ирмосе на вечернем богослужении вспоминается история из Ветхого Завета, когда пророк Моисей выводил богоизбранный народ. Мы слышим песнопение о том, что Моисей крестообразно раскрыл Красное море, через которое перешел весь еврейский народ. Когда пророк разверзал море, он сделал движение сверху вниз, а когда евреи перешли, сделал горизонтальное движение. И такой крест явился прообразом спасения.

Мы три раза в год особенно чествуем Крест Христов. Мы уже привыкли, что это оружие спасения, сила христиан, слава Церкви. В стихире мы слышим: «Кресте Христов, христиан упование, заблуждших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение».

Крест Христов является ответом на множество вопросов человека, который находится в скорбях. Мы к нему обращаемся и ему поклоняемся, но, наверное, забываем, что Крест никогда не будет для Христа символом радости и чего-то великого. Нет другого наказания на земле хуже, чем распятие на кресте.

Сейчас, в середине поста, Церковь тоже предлагает крест для поклонения и укрепления, чтобы мы могли посмотреть туда, куда движемся. Христос – наш ориентир, то, куда мы идем. И на это время мы должны забыть о том, что Он воскрес. Потому что очень легко верить в Бога, Который победил смерть, Который сильнее всех. Это могут делать все люди. И на примере советского времени мы можем увидеть, как люди отходят от Христа, в том числе и те, что были воцерковленными. А нужно остаться с Ним до конца. Даже не многие из Его учеников это сделали.

По слову апостола Павла, Христос предлагает всем нам выйти за стан, как и Он был убит вне Иерусалима, и нести Его поругания. Христос стоит не внутри, Он не участвует в соревновании, кто лучше, кто хуже. Он находится вне этой иерархии. И именно надо выйти за Христом, чтобы через время возрадоваться Его воскресению и остаться Ему верным. Это тоже нужно учитывать.

Крест для Христа никогда не будет радостью. Аппиева дорога, Крест как символ насильственной, жестокой смерти, Туринская плащаница говорят нам о том, какие раны были нанесены Христу. Мы видим это из опыта других распятий. Но у Христа все усугублялось еще и тем, что Его хотели избить, чтобы люди увидели, насколько человек ничтожен, изуродован, что, может быть, и не нужно распинать Его. Его избили и предали распятию. И это как раз является для нас прообразом в том числе и нашей жизни. Конечно, неуместно сравнивать страдания Христа и наши, но мы уподобляемся Ему.

Мы, христиане, несем тот крест, который есть у каждого в жизни. Мы знаем, что все в нашей жизни не случайно. Мы поклоняемся Кресту, вчера на вечернем богослужении был особый чин, когда все делают земной поклон, но у некоторых на этом все и заканчивается. А нужно именно задуматься о смысле, о том, кто ты и куда идешь. Это и есть вертикальные и горизонтальные линии Креста. Они говорят нам о том, что любовь Христа изливается, как бы восстанавливая связь между человеком и Творцом. Нужно, как говорит Христос, отрешиться от себя, взять свой крест и следовать за Ним.

Но это не значит как-то раболепно преклоняться под всеми ударами судьбы. Это понимание того, о чем говорит Христос… Христос производит как бы революцию. И для всех фарисеев это было нестандартно. Вроде как они знают и закон, и пророков, следуют указаниям Творца (как они думали), но оказалось, что они уже отклонились от этого. Христос же рассказывает про реальные отношения между человеком и Творцом. И Он как раз взял Свой крест и принес Самого Себя в жертву. И для нас это является символом победы, за которым мы идем. Мы идем за Христом, Который является для нас ориентиром.

– Есть замечательное песнопение, посвященное Кресту, – светилен. «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве». Какой смысл вкладывается в эти слова? Почему крест, орудие смерти и страданий, тем не менее является красотой для Церкви?

– Ответ на этот вопрос в том, что Христос – это абсолютная любовь. Как бы сконцентрированная любовь. Бог есть любовь. Но в современном обществе люди очень часто говорят: «Я тебя люблю». Возможно, даже разным возлюбленным в течение одной недели. Когда люди говорят, что живут вместе и им не нужны законные отношения, оформленные в загсе, то ответом как раз является Христос, Который был распят.

Мы смотрим на Него как на абсолютную любовь. И странно выглядит, когда смотришь на абсолютную любовь, а сам облачен в дырявую одежду любви. Твой уровень любви не дотягивает до того уровня, который Христос предлагает нам. В данном случае зафиксировать свои отношения будет полноценным проявлением любви к этому человеку.

И Крест есть красота Церкви именно своей, может быть, странностью. Как выражение: «Верую, ибо абсурдно». Потому что самому придумать такое никак нельзя. Этого нет ни в одной другой религии, чтобы Сам Творец мира, Который сотворил Вселенную, стал для начала таким же, как все люди, родился от Девы, лежал в яслях. Вся история говорит нам о том, что Он жил не то что не в роскоши, а вообще был в уничижении.

Практически вся Книга пророка Исаии, ветхозаветного евангелиста, недвусмысленно говорит про прообраз Христа, о том, что Он был как овечка, которую вели на заклание. Он не возносил Своего гласа, шел добровольно, страдал. Очень много образов. И красота именно в том, что это не человеческая выдумка, не какие-то человеческие размышления, которые мы сами придумали о Боге. Это сверхъестественно, то есть это как будто бы невозможно. Мы уповаем на Крест, и он становится для нас и радостью, и жизнью, и надеждой, и оружием. Мы все носим кресты на груди, священнослужители еще и поверх одежды. И мы как-то украшаем их. Есть большое разнообразие крестов. В том числе мы таким образом показываем свою любовь. Ювелиры и разные специалисты украшают кресты. Это оружие смерти для Христа мы действительно используем в своей жизни как символ победы.

– Получается, есть некая интересная связь между страданиями и любовью. Буквально прямая связь, которую для христиан олицетворяет в Себе Христос – Бог, Который настолько полюбил человека, что отдал Сам Себя на смерть. Получается, Крест заключает в себе одновременно и некие страдания, и некую любовь?

– Безусловно. И когда мы говорим про Крестопоклонную неделю, это не только лишь поклонение Кресту. Богослужение заставляет нас задуматься о том, какой жизнью мы живем. И именно те обстоятельства, которые у нас есть, в том числе и страдания, у кого-то сильные, у кого-то полегче, – это как бы пропорционально или закономерно той любви и благодати, которую Христос изливает на нас.

Мы знаем, что Господь не дает креста выше сил человека. Но бывает настолько тяжело, что без Бога мы не можем ничего сделать. Часто человек думает, что он самый умный и сможет разобраться с теми обстоятельствами, которые у него есть. Но христианин понимает на опыте, что ничего не может сделать сам. А если человек этого не понимает, то обстоятельства жизни складываются так, будто Бог стучится в сердце. И здесь есть риск подумать, что Он какой-то злой, раз обстоятельствами жизни склоняет человека задуматься о том, что есть Кто-то над ним. И это Творец мира.

Клайв Стейплз Льюис говорил: Бог говорит с человеком шепотом любви, а если тот не слышит, то голосом совести или через рупор страданий. И тут можно привести слова апостола Павла: ты кто, человек, что споришь с Богом? И действительно: кто мы, а Кто Он… Но Бог стал таким же, как все мы, чтобы мы смотрели на человека и видели в нем Христа.

Он любит – как врач. Мы приходим к врачу с какой-то проблемой, и есть разные рецепты для лечения...  Но бывает, что врач кладет человека на операционный стол. Человек пришел за лекарством, а его режут. Но через это проявляется любовь к человеку, чтобы как минимум вернуть его к жизни, а как максимум к полноценной жизни.  

Интересно поговорить и о том, зачем спасать человека, если этот мир только материален и нет вечной жизни? Я говорю про материалистов, когда человек даже не задумывается об этом. Все добро и вся любовь от Бога. Мы не можем сделать ничего доброго сами по себе, если не вручаем себя в руки Творца. В заамвонной молитве мы слышим: «Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов».

…Если мы едем по дороге и увидели кого-то на обочине с проколотой шиной, то мы останавливаемся. Христос так все устроил, чтобы ты закончил это доброе дело. Бог это начинает, а ты можешь по своей воле закончить. Не насильственно. Он может закончить это и Сам: остановится кто-то другой или как-то по-другому. Но если ты захочешь, то можешь закончить.

Через страдание говорит любовь. Почему так? Это большой вопрос. Расскажу историю отца Антония (Смирнова). Он служит в Москве, в храме Иоанна Воина на Якиманке. У них с женой на 26-й неделе родились недоношенные, 900-граммовые дети. У них были серьезные отклонения. Сам отец Антоний говорил, что теперь у него два ребенка-инвалида. В семилетнем возрасте умирает сын. На протяжении всего этого времени были и реанимации, и какие-то курсы реабилитации, насколько это возможно. Все это невероятно тяжело. Он православный священник, и какой вывод он сделал? Он говорит, что через это они обрели благодать от Бога и любовь. Понимаете? Как можно это сказать, когда такое произошло? Но, повстречавшись с такой бедой, отец Антоний смог это вынести. Он проповедует, несет слово о Христе в мир, имея свой личный опыт трагедии.

Когда мы рассказываем о том, что через страдание приходим к любви, то всегда должны делать как бы огромную скидку, потому что у нас в жизни такого не произошло или произошло, но не в крайней мере. Если у кого-то произошел подобный опыт и он отошел от веры, то мы ничего не можем сказать этому человеку. Мы можем использовать какие-то стандартные наборы слов. А отец Антоний как раз может найти ключи, чтобы вернуть человека в Церковь, чтобы рассказать ему о том, что все это произошло из любви Христа. Это странно звучит, но отец Антоний и его жена смогли сделать такой вывод. Он говорит, что как раз эти страдания и скорби привели к тому, что они глубже уверились в Боге и стали лучше, чем раньше. То есть эта трагедия привела к положительным результатам в их духовной жизни. Понимаете?

У Федора Михайловича Достоевского, наверное, все книги рассказывают о том, что через страдания человек обретает опыт и любовь, становится выше. Без страдания невозможно наслаждение, потому что ты не знаешь страдания. Как сравнить? Не с чем.

…Христос предлагал народу притчи. Он никогда не пояснял Свои истории. А люди задумывались. Даже ученики не всегда понимали, о чем Он говорит, спрашивали Его об этом. Он иногда пояснял, но не до конца. Он сделал все, что должен был: умер на кресте, воскрес. И после воскресения у Него была интересная беседа с учениками, когда Он сказал: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Кстати, на вопросы о том, почему страдают невинные, почему в мире есть зло и так далее, можно ответить, что это из-за людей. Но это тоже не исчерпывающий ответ для тех, кто находится в беде. Возможно, мы как бы уходим в тень, предоставляем этого человека воле Христа, обращаемся в молитве к Нему. Молитва реально работает. Ты должен обращаться к Богу, молясь обо всех, как бы банально или буднично это ни звучало.

Есть ситуации, когда, кроме молитвы, не поможет уже ничего. Ты просто обращаешься к Богу и действительно вверяешь Ему того человека, о котором молишься. Христос ответит или найдет способы ответить на эти вопрошения, а мы узнаем об этом в свое время.

– У Богородицы, Которая стояла возле Креста, тоже был Свой крест. И этот крест объединяет в себе и любовь, и страдание: любовь к Своему Сыну и страдание, предреченное Ей Симеоном Богоприимцем, которое Она ощущала, смотря на висящего на Кресте Сына.

– Она имеет несравненное дерзновение перед Христом, когда мы к Ней обращаемся. Если рассматривать иерархию святости, то есть ангельский чин, преподобные, святители, но Пресвятая Дева выделяется особо.

Вспомним историю о браке в Кане Галилейской, которую мы все знаем. Интересен такой момент: когда Она увидела, что не хватает вина, то обращается к Своему Сыну, говорит, что нет у них вина. А Он говорит: «А нам-то что?» И мы этот момент как-то упускаем.

А слуги ждут, как ситуация разрешится. Пресвятая Богородица не начинает Его умолять, как-то упрашивать: «Пожалуйста, Ты же знаешь, насколько это важно…» Свадьба, тем более на Востоке, – это вообще знак всей жизни человека в будущем. Богородица всего этого не говорит. Она говорит слугам: все, что Он вам скажет, сделайте. И мы знаем, чем это закончилось.

– А можно сказать, что Богородица в этом эпизоде показывает нам пример молитвы? Она обращается к Своему Сыну (это своего рода молитва), но не распространяется в ней, не рассказывает о том, почему именно Он должен помочь, не приводит сто тысяч причин, по которым Бог должен вмешаться в эту ситуацию. Такой должна быть наша молитва?

– Конечно, можно рассмотреть это и так. Она обращается к Богу – это проявление общения, но и то, что Она может сделать, Она уже сделала. Она обратила внимание слуг на ситуацию и сказала им, как поступить. То есть Она и помолилась, и поучаствовала в этом деле.

Конечно, образец молитвы дал нам Господь Иисус Христос – это молитва «Отче наш», которую мы все знаем. Как бы разворачивая учение о молитве, Он также говорит: не будьте многословны, как лицемеры, потому что еще до вашего вопрошания Отец ваш знает, с чем вы будете к Нему обращаться. Но обращаться к Нему нужно. Это правило работает, как мы можем посмотреть, и с нашими детьми. То есть мы видим, в чем они нуждаются, но нам интересен сам момент коммуникации, общения, что они к нам обращаются и мы с ними находимся в контакте.

Про страдания Пресвятой Богородицы, когда Она стояла у Креста распятого Сына и Бога, можно только догадываться. Что Она ощущала в душе, в сердце? Действительно, оружие прошло через Ее душу. Как написано в Евангелии, Она, безусловно, видела и складывала в Своем сердце все сверхъестественные события, которые были связаны со Христом: от Его рождения и до момента Его проповеди по отношению к фарисеям. Но Она не озлобилась. И Церковь нас этому же учит.

Мы можем по-человечески размышлять, что Она могла и ругаться, и негодовать, и сетовать у креста, но Она ничего этого не проявляла, никакой страстности. Она просто стояла, и на Ней не было лица. Наверное, иконы отчасти отражают то, что происходило на самом деле. Были слезы и, наверное, немое вопрошание к Отцу, как такое может быть. Но никакой злобы Она тогда не проявила.

– Здесь есть какой-то материнский вопрос: зачем Ты даешь мне Сына, если Он все равно умрет?

Безусловно. Интересно, что наше общение сегодня проходит в такое время, в которое мы не вспоминаем о воскресении Христовом. То есть Он сверхъестественно родился, творил чудеса и умер на Кресте.

И это очень важно – смотреть на Христа, когда Он еще не воскрес, чтобы потом наша радость наполнилась и стала такой, как Христос сказал: и радости вашей никто не отнимет от вас. А мы эту радость сами отдаем. И из года в год в преддверии Великого поста мы как будто снова раздеты. Вроде бы как-то одеваемся во время Светлого Христова Воскресения, а затем потихонечку эту одежду раздаем. И это не является какой-то жертвой для нас, а, наоборот, похоже на выхолащивание.

И, конечно, Светлое Христово Воскресение дает надежду и смысл. Потому что если Христос не воскрес, то все зря. Зачем тогда все? Все плохо. Нет вечной жизни – и тогда страдания бессмысленны. Какой в них смысл?

Если у человека все нормально, много средств, он отдыхает, наслаждается жизнью, то, может быть, в этом и есть смысл его жизни? Но сколько мы видим страданий, несчастий и слез, смертей… Однако мы этого не видим так явно, как это происходит в жизни.

Есть история про Сиддхартха Гаутаму, основателя буддизма. Она очень показательна для нас. Это реальная история. Его отец царь, и когда он родился, мудрецы сказали о нем: твой сын станет великим, если не увидит смерти, болезни и страдания. В противном случае он станет странствующим мудрецом.

Конечно, отец этого не хотел, он желал, чтобы у того все было как у царского сына. И тогда он выселил всех стариков, больных, калек за пределы того города, в котором они жили, и обнес город высокими стенами. Даже сами слова «смерть», «болезнь», «страдания» были под запретом. Если человек их произносил, его могли выселить за стены города.

И царский сын рос в таком неведении. Когда он уже был в подростковом возрасте, то пожелал выйти за ограду, но его друзья отговорили его от этого. (Отчасти это нам напоминает фильм «Шоу Трумана» с Джимом Керри в главной роли, когда искусственно человека поместили в такой город. Наверное, этот фильм сняли на основе вот этой истории, про которую я рассказываю.) Однажды, когда царский сын и его друзья поехали на охоту, уже будучи молодыми мужчинами, он отбился ото всех и как-то оказался у стен этого города, вышел за них и обомлел. Он даже не мог назвать то, что увидел, потому что он никогда не знал, что такое смерть, болезнь. Там были все эти больные люди, кто-то из них уже умер и разлагался. И это был ужас. Он взял жезл у одного умершего старика и не вернулся в город, ушел и стал странствующим мудрецом.

И мы отчасти так живем. Есть люди, которые находятся в хосписах, больницах, тюрьмах, домах престарелых, детских домах. Изолированно от нас. Мы выходим на улицу, и если кто-то упал в обморок или у кого-то случился сердечный приступ, мы не вмешиваемся. Или видим бомжа, который лежит и, может, уже умер… Мы звоним в специальные службы, как будто слугам отца Сиддхартха, и говорим: надо это все убрать, чтобы мы этого не видели.

А крест и страдания в мире способствуют нашему внимательному отношению к тем, кто окружает нас, чтобы мы, выходя из храма, помогали тем, кому мы нужны. Изначальная задача поста в том, чтобы времени на себя тратить меньше. Поэтому есть ограничения в еде, чтобы приготовить то, что требует наименьших затрат и стоит дешевле. А оставшиеся деньги  жертвуешь на то, на что в обычное время, может быть, не жертвовал или жертвовал в маленьком количестве. В этом будет наше полноценное отношение к посту.

Может быть, это непопулярная точка зрения, но, в принципе, мы уже к этому приходим. Мы знаем, что в Средиземноморье, откуда к нам и пришла традиция Великого поста, рядом дары моря, плоды на деревьях... А в нашем обществе ситуация иная. Уже у молодежи этих вопросов намного меньше, а у пожилых людей, имеющих опыт поста, они все-таки присутствуют. Смысл в том, чтобы не вчитываться в состав каких-то продуктов, чтобы узнать, есть там что-то скоромное или нет, а, наоборот, посмотреть на то, что мы сможем легко приготовить и оставшееся время отдать молитве.

Крестопоклонная неделя – это уже середина Великого поста, остается половина времени до Пасхи. И Церковь еще раз напоминает (мы об этом говорили и на подготовительных неделях): посмотри на Распятого Христа, Который есть абсолютная любовь. Задумайся, соответствует ли твоя любовь той любви, которую предложил нам Христос – Тот, в Которого ты веришь. И продолжи служение Христу. При этом не так важно, где ты работаешь, но важно, чтобы твое внутреннее делание продолжалось.

На второй неделе поста мы вспоминали Григория Паламу, говорили про Иисусову молитву и про внутреннее умное делание, внутреннюю сосредоточенность. А на Крестопоклонной неделе мы можем поговорить о делах. Молитва и дела – это и будет нашими плодами, когда мы предстанем перед плащаницей в Великую Пятницу, встанем на колено, увидим умершего Христа и затем, в Великую Субботу, придем в храм уже с волшебным чувством, что вот-вот – и Христос воскреснет, все обретет смысл и наполнится Им.

Действительно, когда мы рассказываем о событиях вне Воскресения Христова, то все предстает как будто в черно-белых красках и как бы нет надежды и жизни. И вся эта философия, что наша жизнь несовершенна, – к чему это ведет? К смерти. А когда мы говорим, что воссиял Свет и этот Свет – Иисус Христос, Который воскрес из мертвых, тогда все то, что было раньше, все наши скорби обретают смысл. И мы уже на них смотрим через великую радость о Воскресшем Христе.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать