Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев. 31 декабря 2023

31 декабря 2023 г.

Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине.

Новый год совершенно светский праздник. Мы же привыкли говорить о церковных событиях: вспоминаем дни памяти святых, двунадесятые праздники, через неделю будет Рождество Христово, для нас это, конечно, один из важнейших праздников Православной Церкви.

Но мы не обходим стороной и Новый год, несмотря на то что этот праздник в большей степени светский. Церковь как-то его воцерковляет, что ли. В храмах уже были совершены новогодние молебны. Что мы просим в этих молебнах? Чему была посвящена наша молитва в канун Нового года?

– Я позволю себе не согласиться с Вами, что Новый год – это светский праздник, потому что мы празднуем летоисчисление от Рождества Христова.

Христос освящает все года и всю нашу жизнь. Мы в это верим, это исповедуем. В советское время Церковь гнали очень жестоко и всячески пытались придать забвению те великие смыслы и числа, которые в ней есть. Таким образом, акцент с Рождества Христова сместился на Новый год, который нелогично отмечается до праздника Рождества.

Христос всегда освящает Церковь, а через нее всю вселенную. Он Сам родился в мир, стал Человеком. Это величайшее событие всех времен и народов и самая главная новость, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Сегодня на новогодних молебнах мы прежде всего воздавали хвалы и благодарили Бога за ушедший год, за все те события, которые произошли в частной жизни или в жизни всего мира. Каждый раз, когда мы служим Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста, мы благодарим Бога за все дары, которые Он нам явил, и сугубо благодарим за те дары, которые не явил. Мы не знаем всей полноты картины, и те благодеяния или вразумления, которые Господь нам ниспосылает, в моменте зачастую воспринимаются нами субъективно. Мы их не понимаем, но когда проходит время, видим полную картину.

Так и в новогоднем молебне собраны те молитвословия, тропари, кондаки, прошения на ектеньях, в которых мы прежде всего благодарим Христа за ушедший год, просим Его во всех смыслах благословить год грядущий, чтобы нам справляться со своими внутренними страстями, чтобы был мир во всем мире. На этом стоит Церковь. Она проповедует, несмотря на те события, в которых мы сейчас живем. Это происходило всегда. Церковь не подстраивается под какие-то конкретные истории. Мы всегда обращаемся к Христу, благодарим Его, испрашиваем, чтобы Он даровал мир в наши сердца, чтобы природа благоволила нам.

На ектенье есть прошение «о благорастворении воздухов». Есть мнение, что мы обращаемся к Богу о благоприятной погоде, но это не совсем корректно: мы обращаемся к Нему, чтобы у нас хватило ума распоряжаться той природой, которую Бог изначально даровал нам через Адама, чтобы жить в гармонии с ней и не уничтожать ее, а приумножать.

Еще раз повторюсь, что прежде всего, конечно, на новогоднем молебне мы обращаемся к Богу с благодарениями и теми прошениями, которые актуальны для каждого человека. И конечно же, просим о борьбе со своими внутренними грехами и страстями. Это основа.

А если уж мы начнем меняться сами с помощью Христа, тогда изменится и мир вокруг нас. Евангельское чтение, которое читается на новогоднем молебне, неизбежно подводит нас к тому, что Христос – Родоначальник всего, Царь времен. Рассказывается история. Когда Иисус пришел в Иерусалимский храм, в синагогах был обычай, что кто-то из учителей вставал за кафедру и читал отрывок из Священного Писания, и люди все вместе его толковали, общались на эту тему. Спаситель встал, прочитал отрывок из Книги пророка Исаии, в котором сказано: Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное. Конкретно перечисляется, что именно. Христос закрыл книгу и сказал, что сегодня эти события осуществились и Он – Тот, о Котором там сказано. Его захотели убить, потому что это было богохульством на их языке.

Теперь мы находимся в полноте, в Новом Завете и являемся членами Церкви Христовой, мы знаем, что действительно Он – Царь царей и Владыка вселенной, что все времена и сроки находятся в Его руке, и мы обращаемся к Нему и уже не сомневаемся в том, что это истина. Мы обращаемся к Нему, чтобы Он благоволил нам и все те события, которые ждут нас в грядущем году, обратил во благо, несмотря на то, что человек как бы от своего рождения удобопреклонен ко греху.

– Надо благодарить Господа за прошедший год, а если он у кого-то был тяжелым, может, родственники ушли в мир иной? То есть подводишь итоги года, а благодарить вроде как и не за что. Как быть?

– Вы затронули тяжелейшую тему… Конечно, я скажу какие-то общие слова, и, возможно, они как-то утешат тех, кто нас увидит и услышит, но хотел бы заранее извиниться за то, что, возможно, они будут не очень удобными.

Если такое произошло в жизни, у каждого человека есть возможность общаться с Богом индивидуально. Когда мы живем обычной жизнью, как бы все идет своим чередом. А когда случается реальное потрясение, человек имеет возможность открыться в том виде, какой он есть на самом деле. В жизни мы все как-то немножко закрываемся какой-то маской, что ли. С родными мы одни, с другими немножко иные, иногда даже закрываемся от Христа, стараемся что-то изобразить из себя, как будто забываем, что Он Всемогущий и Вездесущий и, как сказал один философ, знает нас лучше, чем мы сами себя. Он видит нас изнутри. И эти личные отношения с Богом должны развиваться у каждого человека. Я не могу ответить на вопрос, почему произошло то несчастье, которое случилось, но мы можем задать этот реальный вопрос Христу в молитве, можно даже не стесняться, если где-то обратимся с ропотом, гневом, раздражением. Это живое общение живого человека с живым Творцом вселенной. Он не какой-то идол, который не понимает, о чем идет речь. Как раз в свете Рождества Он стал таким же Человеком, испытал все это в Своей жизни. Он, Царь царей, создал человека, а люди в конце убивают Его.

Он родился даже не на земле, а ниже земли, в вертепе, в хлеву. В Германии в соборе до сих пор хранятся Его пелены, в которые Он был завернут. Они заворачиваются в лучшую шелковую ткань и раз в год разворачиваются буквально на несколько часов, и у людей есть возможность приложиться к ним. Затем они заворачиваются в новые шелковые ткани и закрываются в огромный красивейший ковчег, который хранится в храме. А старые ткани разрезают и раздают в больницы и дома престарелых, всем тем, кто нуждается в особой помощи Христа.

Иисус был положен в каменную кормушку для скота, которая была закрыта деревянными дощечками, что тоже хранятся в какой-то стране.  И это событие, которое мы отмечаем, Рождество Христово, одновременно и радостное. Мы всегда вспоминаем событие Рождества Христова на подготовительной части Божественной литургии, на проскомидии. Есть такой сосуд, который называется дискос, тарелочка на высокой ножке. На нем изображается икона Рождества Христова. И на литургии буквально 10–15 минут, когда верующие в храме слушают часы, священник и дьякон в алтаре, страшно даже сказать, как будто бы приносят в жертву Самого Христа. Конечно, Он делает это Сам и добровольно, но через наши руки, которые в специальном облачении, чтобы как бы отдать всю власть Господу.

А за этими елочками, украшениями мы, к сожалению, забываем про Рождество. Думаю, это как раз ответ на вопрос, который Вы задали. В наше время, когда мы отмечаем Рождество Христово, мы, христиане, зачастую забываем о том, ради Кого и ради чего мы ограничиваем себя. Это отголосок советской власти, когда сместился акцент с Рождества на Новый год. В эти дни особое время, от Нового года до Рождества, пост усугубляется, становится строже.

Есть картинка, на которой изображен город. Он весь сияет, елки, ярмарки, все очень живо, интересно, как мы можем увидеть в Европе или даже у нас в Москве. Но в Европе эта традиция не прекращалась, а культивировалась, появлялись все новые и новые возможности. Этот город на картине огражден высоким забором с колючей проволокой, а за ним некий человек, ослик, женщина и ребенок. Понимаете? Рождество отмечается, когда Христа уже давным-давно выкинули и не разрешают Ему войти.

Мы знаем обращения: «С Рождеством!» А вот Кто родился, в Европе и не уточняют. И у нас уже есть такие тенденции, когда мы говорим просто: «С Рождеством»… Но я все-таки верю, что мы с помощью Христа изменим и наполним Рождество истинным смыслом.

Небезызвестный владыка Антоний Сурожский записывал цикл бесед на английском радио, где рассказывал о Рождестве красивым дикторским голосом, очень интересно, в красках. Кто когда-либо слышал владыку Антония, наверное, помнит, как он преподносил любую информацию. И в какой-то момент рассказа о Рождестве Христовом ведущий спросил: неужели это связано – Рождество, которое они отмечают, и Иисус? Он удивился. Он думал, что эти ярмарки, радость и Христос  две разные истории. К сожалению, так происходит.

Но мы, православные христиане, смотрим на все праздники Православной Церкви прежде всего через призму Евхаристии. Мы на богослужении отмечаем все особенности Рождества Христова и с особым чувством распеваем: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». О чем я? О том, что когда у всех радость, елки, гирлянды, ярмарки, люди находятся в приподнятом настроении – и как бы акцент уже сместился с настоящего Рождества, с воспоминания события, которое произошло 21 век назад. Но для людей, которые находятся в скорби, это является поводом действительно отметить Рождество по-настоящему, именно всмотреться в новорожденного Христа, Которому волхвы с Востока принесли в дар золото, ладан, смирну. Золото как Царю царей, ладан как Творцу Вселенной и смирну как Человеку, Который умрет. И это страшно. Как если бы кто-то из нас родил ребенка, люди собрались за общим столом, чтобы отметить это событие, а кто-то приносит вещи, необходимые для умершего человека, и как бы говорит: «Это тебе, потому что ребенок умрет». Как минимум мы отнесемся к этому с осторожностью; возможно, даже с гневом выгоним его. Но для людей, которые в этот момент находятся в скорби, все это является не какой-то историей, а реальностью.

Все христианство направлено на личные отношения человека со Христом. Когда в жизни происходит что-то тяжелое, человек имеет дерзновение обратиться ко Христу и откровенно, один на один, задать Ему вопросы, которые есть: со слезами, на коленях или с гневом. Это будет живой диалог с Богом, а не какие-то шаблонные слова, которые мы все знаем практически наизусть.

Но это тяжело слушать людям, которые находятся в скорби. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Заповеди блаженств – это закон как бы тех людей, которым мы с вами имеем возможность завидовать. Как ты можешь завидовать человеку, у которого несчастье, который весь в слезах? Христос преподносит нам это как возможность. Это открывается и в творчестве: великие музыканты или художники, у которых жизнь напрямую связана с вдохновением, когда оно уходит, завидуют скорбящему человеку. Они говорят, что готовы претерпеть те же страдания ради вдохновения.

Но если человек этого не ощутил, то для него эта скорбь является чем-то бесполезным и напрасным. Человек не понимает, зачем это произошло в его жизни. Конечно, мы не все художники или имеем отношение к музыке, но отношения с Богом – это тоже своего рода творчество. И то, как мы обращаемся к Нему в молитве, имеет отношение непосредственно к творчеству. И это не то чтобы лишний повод, но возможность обратиться к Нему один на один с откровенным разговором. Так вы уже сами найдете точки соприкосновения с Богом. Он вас утешит, и это явится для вас реальным чудом, реальным общением с Богом.

– Год 2024-й будет високосным, и существует поверье, что в такой год умирает больше людей, чем в обычный. Нужно ли приготовиться к тому, что нас может ожидать много грустных моментов?

– Смерть – это ничто. Но нужно всегда быть готовым к встрече со Христом. Каждую минуту кто-то умирает. К этому невозможно быть готовым, но мы должны к этому приготовиться. Личное общение с Богом всегда актуально. Нас захлестывают мировые новости, которые мы без конца читаем в интернет-ресурсах, а затем удивляемся, почему у нас какое-то раздражение, рассеянность и так далее. Может быть, нужно сосредоточить внимание на своей душе и на тех людях, что рядом с нами, и тогда особая тревога нас не коснется.

В психологии есть два понятия: страх и паника. Они разные. Когда мы говорим о страхе, то конкретно знаем, чего опасаемся, а паника – это когда находишься в состоянии страха, но не видишь его объекта. Это разные ощущения. Когда говорим о варианте номер один, мы имеем возможность выстроить какую-то защиту. Как говорят психологи, чтобы изгнать из своего сердца страх, мы должны как бы развернуть историю в максимально худший вариант развития событий. Когда мы это делаем, то принимаем историю, как бы соглашаемся с ней, и она уходит. Это я рассказываю, как бы уже основываясь на Христе и  Церкви. Но иногда человеку все-таки нужны такие инструменты, которые можно использовать здесь и сейчас. Безусловно, нужно всегда обращаться к Богу в молитве, но эта рекомендация, про которую я сказал, имеет место.

А когда происходит паника, ты не знаешь, что с этим делать, это просто некое общее ощущение. Как ожидать, что кто-то умрет?..  Все умрут; или кто-то из родственников умрет. Как бы непонятное отношение к этому. Нужно жить, всегда зная, что есть Христос. В центре всегда должен быть Христос, а мы вокруг Него. Храм украшается, ярмарки, чай, лепка снеговиков – эта радость, безусловно, важна и нужна, но если в центре нет Христа, то все это зря. И как раз тогда непонятно, для чего вообще все это происходит. Какого-то древнего философа друг пригласил на день рождения сына, а тот ответил, что нечему радоваться: два смертных родили смертного. Все умрут, и это не повод для радости.

Но Христос освящает все это. Он стал Человеком именно для того, чтобы мы обретали настоящие смыслы во всем, что нас окружает, в том числе и в этом високосном году. Например, лишний раз в феврале можем сходить на богослужение, лишний раз сказать те слова: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Чтобы эти слова как-то утвердились и действительно коснулись нашего сердца.

– Кстати, если взять классическое английское или американское поздравление, то оно звучит как: Merry Christmas. То есть в слове Christmas есть слово «Христос». Получается, что все равно люди, пусть даже не осознавая этого, проповедуют друг другу о Христе. Новому году и Рождеству посвящено множество песен, особенно западного происхождения, и во всех поется: Merry Christmas. Конечно, может быть, их уже не воспринимают буквально и все меньше людей с каждым годом понимают, что речь идет о Христе, но все равно они хотя бы слышат слово «Христос» в самом обозначении Рождества. Мы встречаем Новый год, у нас дома стоят наряженные елки, но важно вспомнить, что это в первую очередь символ Рождества и традиционная звезда на елке всегда была Вифлеемская, восьмиконечная. Можем ли мы сейчас воспринимать Новый год как один из дней предпразднства Рождества?

– Безусловно, для чистых все чисто, если можно так сказать. Конечно, мы наряжаем елку, а храмы уже украшены вертепами, в которых стоит икона Рождества или фигурки, которые его изображают. Мы действительно знаем, что елка – символ Рождества, что на ней Вифлеемская звезда.

Каждый год мы обсуждаем тему, можно ли разделять новогоднюю трапезу с неверующими людьми, с нашими родственниками, будет ли это грехом. Это много раз проговоренная тема.  

– Да, очень важный вопрос. Через несколько часов Новый год, который надо отмечать в том числе и с неверующими родственниками, и первый вопрос, следующий из этого: «Грех ли нарушить пост в этот день?»

 – Расскажу историю, чтобы разнообразить этот ответ. Это современная история. Человек  приехал на Афон и договорился со старцем пожить какое-то время у него. А тот старец не ел мяса уже очень долго, лет 40, наверное, и был действительно настоящим монахом-аскетом. Этот человек – бизнесмен – приехал, чтобы духовно укрепиться, перенять    какой-то опыт у старца. Было это, может быть, даже не на Афоне, а рядом с Афоном, где была возможность выйти в город. Старец с его келейником отправились по каким-то делам, а этот человек решил сотворить для них радость. Он сходил в город, купил отборного мяса, приготовил его, украсил стол, поставил все приборы, которые необходимы. Старец пришел, сел за стол, благословил и съел приготовленное. Келейник, конечно, недоумевал, но слова не сказал.   Этот человек уехал в Москву. Когда он стал более глубоко воцерковляться, он узнал о том, что так вообще-то нельзя делать: те люди, которые сознательно отказываются от мяса, не кушают его никогда. Тогда он связался с келейником и узнал, что это все было сделано из любви. Если бы старец отверг шаг любви того человека, который купил мясо, потратил большую сумму денег, чтобы украсить стол, приложил усилия, то, возможно, обидел бы этого человека…

Христианство – это религия любви. Разве можно было отнестись к этому по-другому? Мы знаем из историй древних монастырей: когда монахи вынуждены были разделить трапезу с нововоцерковленным человеком, проявив любовь, они в дальнейшем какое-то время усугубляли свою аскезу, чтобы не расслабила их такая трапеза. Но мы не супердуховные люди, к сожалению. Я думаю, что разделить трапезу – это не грех. Надо проявить любовь к людям, не показывая, что вот ты православный христианин.

Сам Христос разделял обед с мытарями, грешниками, блудницами. Но не потому, что ему это нравилось и Он от этого получал удовольствие. Он видел в сердце человека намерение измениться и всегда откликался на это.

Возможно, и наш шаг любви в этом явится. Не говорю, что завтра же или через шесть дней все наши родственники придут к Чаше, будут знать церковные тексты молитв и богослужения. Этого не произойдет. Но для нашего успокоения, для нашего проявления любви, думаю, это будет очень уместно. Конечно, когда над нами специально смеются, нужно проявить рассудительность. С такими людьми не нужно разделять этот обед, потому что это будет лишней насмешкой над христианством.

Добрая традиция сложилась в богослужении в новогоднюю ночь: у кого-то в 11, у кого-то в 12 часов ночи служится Божественная литургия. Уместно начать новый год с благодарения, с Евхаристии, прийти в храм. Но если наши родственники нас любят и ждут за столом, то, думаю, будет правильно не ходить в храм в новогоднюю ночь. Будет уместно благословить стол, прочитав «Отче наш» или другую краткую молитву и разделить с близкими обед. Христос освящает все. Затем, уже 2 января, в день праведного Иоанна Кронштадтского, оказаться в храме и сугубо помолиться за тех, кто еще, к сожалению, не пришел к вере.

За неделю до Рождества Христова, со вторника, уже начинаются дни предпразднства Рождества.

Но если есть повод всем встретиться, собраться на Новый год, подвести итоги года, обсудить планы на год грядущий, может быть, стоит воспользоваться этой ситуацией, и если родственники или друзья неверующие, что-то рассказать им или предложить прийти в храм на Рождество?

– Конечно. В России, несмотря на то что не так много даже людей крещеных, которые регулярно ходят в храм по воскресеньям и по праздничным дням, в Рождество Христово, Пасху Христову и Крещение наибольшее количество верующих или околоцерковных людей оказывается в храме.

После рождественских богослужений бывают концерты, интересные мероприятия в разных храмах. Нужно посмотреть на тот храм, который находится рядом с вами; зайти и узнать, какие будут богослужения. Поговорить со священником, дежурным, выяснить, когда будет настоятель храма… Увидеть вертеп (все равно откликается душа на такие внешние проявления Рождества), узнать, какие планируются праздники; может быть, будет чаепитие или какое-то представление на улице или в воскресной школе. И разделить эту радость, а может быть, как-то поучаствовать в этом самим. Одно дело, когда смотришь, другое – когда становишься непосредственным участником.

 Думаю, люди, которые не совсем понимают смысл и значение Божественной литургии, могут через это участие стать частью Православной Церкви, а затем уже задуматься о более глубоком вхождении в Церковь. Безусловно, людей нужно приглашать, но это нужно делать мудро и уместно, чтобы это не принесло им вреда.

– Отец Павел, благодарим Вас за сегодняшнюю беседу. В заключение прошу подвести итоги программы, что-то пожелать нашим телезрителям.

– Есть стихотворение, я его вспоминаю каждый Новый год, оно заканчивается такими словами: «Ничего, ничего не изменится, если ты не изменишься сам».

Смотрим на новогоднюю кутерьму и говорим друг другу: «С Новым годом, с новым счастьем!» Но, к сожалению, через 2-3 дня мы обнаружим, что Новый год наступил, а счастья-то нового нет. Не стоит увлекаться настроениями вокруг нас, потому что это все не имеет отношения к тому, что происходит в нашей душе. А Христос имеет отношение к душе каждого человека. Я желаю, конечно, всем крепкого здоровья и счастья. Безусловно, оно есть и земное, обычное, когда все живы, здоровы, в жизни все у нас нормально, да и мы себя чувствуем комфортно.

Но это мнимое спокойствие.  Надо, чтобы Сам Христос нас освящал, чтобы мы наполнялись настоящими смыслами, настоящим счастьем от того, что наш Творец мира стал таким же, как мы, Человеком. Такого нет ни в одной другой религии, чтобы Сам Творец Вселенной из любви к нам стал Человеком.

Желаю всем, чтобы мы к Нему приближались в таинствах, в таинстве Евхаристии. Чтобы нашли храм для себя, в котором мы готовы участвовать в богослужебной или для начала в какой-то околоцерковной жизни. Пусть те бокалы, которые мы будем возносить, станут для нас авансом той радости, которую мы с вами все вместе разделим в Рождестве Христовом. Конечно же, здоровья и настоящего счастья всем желаем, которое невозможно без участия самого человека и встречи со Христом.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Титова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать