Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев. 28 ноября 2023

28 ноября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине.

– Сегодня у нас день памяти апостола Филиппа и одновременно заговенье на Рождественский пост, который иногда называют Филипповым. Последний пост в этом году, который готовит нас к празднику Рождества Христова. В чем-то уже угадывается рождественское настроение. Для чего установлен этот пост и как правильно его провести?

– Это очень интересно. Каждого православного христианина всегда волнует, как провести пост, будь то Успенский, Великий, Петров или Рождественский. В чем же заключается суть поста? Не так давно, может быть, в начале 2000-х, акцент делали на том, как соблюсти пост в гастрономическом смысле. Был уклон в эту сторону, затем потихонечку время менялось, и мы стали более свободными, что ли, в этом отношении, у каждого как-то сформировалось свое личное отношение к тому, что важно, а что не так важно. Зачастую люди в современном обществе говорят: «Это мое личное мнение». И теперь мы пришли к тому, что крен уже в другую сторону... Но православие – это царская дорога. Не уклоняясь ни в одну, ни в другую крайность, мы следуем за Христом и проводим пост как раз в молитве и во всматривании в самих себя.

Исторически Рождественский пост был установлен в III веке по подобию Великого поста, который в то время составлял два дня до праздника Воскресения Христова. Затем Великий пост был немножко увеличен до Страстной седмицы, то есть был шесть дней до Светлого Христова Воскресения. А затем уже установился в том виде, в котором мы сейчас его отмечаем. Так и Рождественский пост сначала составлял два дня, затем шесть дней, а потом уже и 40 дней, в том виде, в котором мы его сейчас отмечаем и чествуем.

Схематично, если можно так сказать, указ о том, как поститься, есть в Типиконе. Это указания для тех, кто живет в монастыре. До IX века в будние дни Рождественского поста, за исключением понедельника, среды, пятницы, а также в субботу и воскресенье, в праздничные дни в монашеском уставе разрешалось вкушать яйца и молоко. Монахи и так не вкушают мясо, получается, что какие-то ограничения в этом смысле вообще отсутствуют. Если это переносить на мирян, то разрешалось вкушение как раз всего, мяса в том числе.

Затем все изменяется, и после иконоборчества, когда установился догмат об иконопочитании в IX веке, пост стали праздновать 40 дней. Для монахов пост один, а для мирян немножко другой. Теперь у нас эти границы немножко ушли, на этот счет имеются различные представления.

Закон, как говорится в Евангелии на Светлое Христово Воскресение, ушел на второй или даже на какой-то десятый уровень. Теперь через Спасителя нашего Иисуса Христа воцарилась любовь и благодать.

Закон необходим, когда у человека нет любви, она ушла или ослабла. Тогда закон вступает в жизнь, чтобы человек мог хоть как-то сохранить человеческий облик.

2024 год именуется Годом семьи. Вот и в семьях, когда люди начинают отношения, они стараются отдать себя другому человеку. То есть это взаимоотношения, основанные на любви, а иногда еще все-таки на влюбленности. А когда люди вступают в зону разводов, которых сейчас, к сожалению, катастрофическое число, то от любви не остается ничего, и в силу вступает закон, чтобы люди сохранили человеческое обличье и разошлись, не причинив друг другу какого-то критичного вреда.

Так и с постом. Когда у человека есть личные отношения с Богом, он живет в церковной традиции, знает устав, хотя как-то особо его учить мирянину и не нужно, все это можно впитать с церковной традицией, посещая храм, участвуя в богослужениях и в общении после них, когда можно задать вопрос священнику лично, и он, зная конкретно вас, порекомендует, каким образом вы можете провести это время подготовки к Рождеству Христову.

Конечно, сейчас большой акцент мы делаем на здоровье человека. Оно уже, к сожалению, не то по сравнению со здоровьем людей, которые жили во времена установления постов. Каждый человек должен смотреть, чтобы не навредить самому себе, но и не расслабиться. Это действительно царская дорога, когда ты не уклоняешься ни в одну, ни в другую крайность.

Преподобный Иоанн Дамаскин сказал, что если бы пост заключался в еде, то святыми были бы коровы. Это выражение всем известно. И мы ссылаемся на него, когда говорим, что не так важно, что мы едим. Но все-таки мы то, что мы едим. Человек формируется тем, что он принимает в себя. Если вначале это как-то не дает о себе знать и твой образ жизни никак не меняется, то ты расслабляешься. А в дальнейшем ритм жизни нарушается, ты вроде бы работаешь и стремишься улучшить свою жизнь, но то, что ты холодно относишься к своей духовной жизни или к тому, что ты ешь, имеет накопительный эффект, и через время это даст о себе знать.

Так же и в любой сфере человеческой жизни. Когда собираем урожай, чтобы в дальнейшем его приготовить, пропустить через все этапы, сначала мы должны очень серьезно потрудиться. Чтобы насладиться вкусом супа, его нужно сначала приготовить. Так и в любой другой сфере человеческой жизни: нужно проявить усилия и жертвенность, а затем уже наслаждаться плодами своих трудов.

Духовная сторона должна органично входить в человеческую жизнь. Христос сказал, что победил мир, а мы идем за Ним, поэтому стараемся в свою обычную жизнь как-то впустить жизнь церковную, в том числе подготовку к Рождеству Христову.

– В чем духовное значение этого поста? Всего постов в году четыре, и в целом, если говорить о еде, они более-менее похожи. Если говорить о милосердии, добрых делах и социальном служении, усилении молитвы, то это тоже общая характеристика постов. Плюс у нас есть еще регулярные посты по средам и пятницам, евхаристические посты перед причастием. В чем особенность именно Рождественского поста?

–  Конечно, это Рождество Христово. Очень глубокий праздник со всех сторон: и с догматической, и с богословской, и с обычной человеческой. В России это еще такой особый период: зима, снег.

– Новый год.

– Почему бы и нет? Даже если этот праздник установлен во времена безбожия как альтернатива Рождеству, чтобы оттянуть колоссальное внимание христиан от Рождества. Все это время можно провести в благочестии и при этом не обидеть другого человека, который по тем или иным причинам до сих пор пока еще не прикоснулся ко Христу.

Это зима, снег, радость, особенно у детей, встреча Нового года, на этом фоне праздник не закрывает Рождество Христово, а, наоборот, способствует ему. Мы украшаем храмы елками, игрушками. Для нас это действительно радость встречи Нового года. Мы его встречаем с праздника рождения Христа. Славя Его, мы уподобляемся ангелам, которые воспевают вместе с пастухами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Уподобляемся тем волхвам, которые, несмотря на то что были кардинально другой культуры, были звездочетами, обладали магическими знаниями, даже через эти знания пришли ко Христу. Тогда о Нем еще никто не знал. Он только родился. Но они искали знамения о великом царе и звезде, которая укажет дорогу к Нему.

Они идут и приносят Ему в дар ладан, смирну и золото. И мы как-то участвуем в этом вместе с ними и с пастухами, они облагораживают это убогое жилище, в котором родился Христос. Они делают все возможное, чтобы скрасить эти неподобающие Христу и Его Пречистой Матери условия. А мы в этом отношении приготавливаем свою душу.

Стоит сказать о том, что всегда, когда мы отмечаем двунадесятый или великий праздник, мы занимаемся не воспоминанием, что вот когда-то исторически было такое очень интересное событие. Мы реально участвуем сами в этом событии.

На богослужении мы восхваляем Христа стихирами и богословием, прибираем свой дом, особенно украшаем его, ставим елку и так далее. А храм – это место, где встречается небесное и земное, то место, где живет Сам Творец мира. Мы украшаем храм вертепом, как будто бы сами участвуем в том событии, которое произошло. И мы, наверно, поздравляем Христа с днем рождения, как бы странно это ни звучало. Мы поздравляем друг друга с тем, что родился Тот, Которого человечество ждало от создания мира, от того момента, когда согрешили Адам и Ева. Мы приготавливаем свою душу в меру своих сил и возможностей, чтобы с чистой, насколько это возможно, душой воспринять ту радость, которую мы ощущаем и которую Христос всегда желает на нас излить особенно в эти дни, когда мы отмечаем Его Пресветлое Рождество.

– Вы справедливо заметили про елку и Новый год… Произошло определенное искажение: атрибуты и символы Рождества стали ассоциироваться и называться символами Нового года. Та же елка, например, на самом деле рождественская, а не новогодняя. Все основные украшения и торжества раньше были приурочены именно к празднику Рождества, а не к празднику Нового года.

Давайте теперь поговорим об апостоле Филиппе. Не зря же Рождественский пост, который начинается уже завтра, имеет второе название: Филиппов. Народ уделял особое внимание этому святому. Давайте для начала вспомним о нем самом, кто это такой, что мы знаем о нем из Евангелия и других источников.

– В Святом Евангелии мы несколько раз встречаем упоминания об этом святом апостоле.  Мы знаем, что он был очень религиозным человеком и хорошо знал Ветхий Завет. Он, как и другие иудеи, ждал Мессию. Когда он сам узнал о Христе, что действительно Мессия уже пришел, то пригласил своего друга Нафанаила и сказал ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки. А Нафанаил отвечал: Из Назарета может ли быть что доброе? Это первый эпизод, когда мы встречаем информацию о святом апостоле Филиппе. Нафанаил был очень горячий и скептически настроенный человек, но Господь при встрече с ним как-то даже хвалит его: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Христос обращается именно к апостолу Филиппу, спрашивая, сколько есть хлебов и рыбы, чтобы насытить то большое количество народа, которое собралось. Это тоже немаловажный момент. Стоит сказать, что все эти эпизоды встречаются в Евангелии от Иоанна. Евангелисты-синоптики – Матвей, Марк и Лука – не акцентируют свое внимание на этих, если можно так сказать, мелочах. Это очень условно. В Евангелии все ценно и важно и способствует спасению души каждого человека. Апостол-евангелист Иоанн Богослов как раз дополнял синоптиков, расширял те эпизоды и делал акцент на тех событиях, на которых они не сделали.

И на Тайной Вечере, когда впервые в истории совершалась Божественная Евхаристия, апостол Филипп обратился ко Христу и сказал: Господи! покажи нам Отца. Господь очень резко ответил ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Есть и еще эпизоды. Но эти три эпизода могут немножечко охарактеризовать апостола Филиппа и его жизнь.

Сегодня мы отмечали день его памяти. Он родился в Вифсаиде, это Галилея, был учеником Господа. После Вознесения отправился в Галилею для того, чтобы проповедовать Христа. После Галилеи в Грецию, где рассказывал иудеям, которые перешли туда, о чудесах и о том, что сотворил Господь. Еще в Галилее апостол Филипп воскресил умершего младенца, то есть по молитвам ко Спасителю совершил реальное чудо. Христос через него такое чудо совершил. В Элладе, в Греции, когда узнали о том, что апостол Филипп очень многих обращает ко Христу, в Израиль было написано письмо, что один из них развращает народ, нужно что-то делать. И вот начинают «обличать» прилюдно апостола Филиппа, говоря: вы на самом-то деле и украли Иисуса, а никак Он не воскрес. На что апостол Филипп им говорит: вы не хотите вспомнить эпизод, когда охранники римские, идеальные воины, охраняли вход в гроб, где был погребен Господь. Идеальные воины, которые не боялись никого и ничего, у которых вообще не было никакого чувства сострадания, идеальные убийцы… У них не было семьи.

Я к тому, что это усугубляет ту ложь, которую иудеи распространяли. Они говорили, что уснули... Если римский воин засыпал на службе, его убивали в тот же день, то есть это невозможно было. Они были очень крепкие и духом, и телом. И апостол прилюдно им об этом напоминает. Они, конечно, в ярости захотели его убить. И вот вся эта толпа иудеев набрасывается на апостола, и в один момент они все ослепли. Происходит такое событие – чудо. Затем по молитвам апостола Филиппа они прозревают, и многие из них обращаются к христианству (житие нам говорит о том, что многие, но не все). Человек настолько интересное существо, что даже конкретные чудеса, которые происходят в его жизни, сверхъестественные не всех обращают ко Христу.

Апостол Филипп проповедовал вместе со святым апостолом Варфоломеем и с его сестрой Мариамной. Потом они проповедовали в Малой Азии, много городов обошли, неся слово Истины людям. И так случилось, что однажды они пришли в языческий город, где был храм в честь ехидны, змеи (там реально жила большая змея). Апостол Филипп помолился, она умерла, и те язычники и жрецы, которые жили и служили при этом храме, были в ярости. Они распинают апостола Филиппа и Варфоломея. Апостол Филипп скончался на кресте, а апостола Варфоломея сняли с креста, и он еще какое-то время проповедовал. Затем они вместе с Мариамной отдают жизнь за Христа уже в другом городе. Вот таким образом апостол Филипп являет нам пример проповеди за Христа и того, что он был верен Христу.

Многие иудеи Христа ждали. Можно немножко перейти к Евангелию, которое мы читали сегодня утром, – от Луки. Там как раз говорится об обеде, когда Христос обличает людей, которые приглашают званых высоких гостей, усаживают их к себе за стол и тем самым радуются и думают, что делают что-то доброе и что в глазах Христа и Творца они как-то  получают благоволение Бога. Господь говорит: Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14, 12–14). И Христос рассказывает евангельскую историю, обращаясь к тому народу, кто Его окружает.

Тут тоже стоит сказать, что Господь общается всегда реальными историями, живыми. Для нас история, которую сейчас расскажу, нуждается в толкованиях, а для них это было очевидно, конкретно и все акценты были расставлены. Некий господин устраивает званый обед или ужин, трапезу, и говорит своим слугам, чтобы они разнесли приглашение всем, кого зовет этот господин к себе на пир. Тогда была традиция: в приглашении не было указано, когда именно, какого числа и в какое время произойдет обед. То есть ты уже должен быть наготове и в любое время отозваться на приглашение такого высокого хозяина. Но тоже интересно: если ты взял приглашение и отказался идти, то ты оскорбляешь того, кто тебя пригласил; либо вообще не бери приглашения, либо иди. И у всех на устах эта евангельская история, что слуги стали обходить тех, кто согласился прийти, приняв приглашение.

Один говорит, что купил землю, второй говорит, что купил волов. Еще один говорит, что женился. Вот такие отговорки. В наше время такие отговорки бывают, когда мы заботимся о земном – или о строительстве дома, или о покупке автомобиля. Есть даже такая история. Человек жил поблизости от храма и каждое воскресенье приходил в храм, а потом он приобретает автомобиль, и священник этой общины вдруг встречает его на улице и говорит: «Почему Вы не ходите в храм?» – «Раньше у меня автомобиля не было, я ходил, а теперь есть автомобиль, и я езжу на дачу по воскресеньям». То есть акценты расставляются иные. Нужно не проспать зов Христа, когда Он к тебе обращается. А это в жизни каждого человека происходит реально. Даже именно реально для самого человека, но для окружающих это, возможно, совпадение, случайность, а для тебя это очевидно.

Один купил волов – здесь уместна аналогия с автомобилем. А тот, кто женился, даже не стал объясняться. Не удосужился, потому что в то время, когда человек женился, на протяжении года его не привлекали ни к какой службе (если даже была война, его не брали на войну). Он должен был устраивать жизнь своей жены, ее любить и ухаживать за ней. И это был закон. И тот человек, так отказавший, говорит: «Таков закон». (Мы начали о законе любви, если вернуться к началу.) То есть закон так предписал (а до закона любви  ему все равно), он исполняет этот закон. Это было также, мягко говоря, неуместно. И также эта история была рассказана Христом.

Мы знаем, что иудеи верили (и верят до сих пор): когда придет Мессия, они воцарятся над миром и будут судить всех остальных. Что когда придет Мессия, Он устроит шикарный ужин, пир, на который будут приглашены иудеи, верные Ему люди, как они думают… И в продолжение евангельской истории: когда все эти люди отказались, хозяин рассердился, разгневался и сказал: Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых (Лк. 14, 21).

Я уже много раз говорил, что Евхаристия – основа христианской жизни. И, конечно, это такая аллюзия, намек, конкретное слово Христа: Господь как раз всех и зовет на этот обед, мы все приглашаемся по воскресеньям – на каждую Божественную литургию. И когда человек живет христианской жизнью, старается вести духовную жизнь в меру своих сил и возможностей, но по тем или иным причинам не приступает к Чаше, говорит: «Я недостоин, я не могу», – он может уподобляться тем, кто сказал «я женился», «я купил землю»…  

– Если я не ошибаюсь, в этой притче есть человек, который пришел не в той одежде, и его выкинули с этого пира. Может ли это быть напоминанием о том, что приходить на евхаристический пир нужно готовым?

– Может, конечно. Но в Евангелии сказано об этом немного глубже. Я не говорю о том, что если ты не причащаешься за литургией, то на нее идти не нужно. Обязательно нужно! Но в зависимости от твоего духовного устроения и образа жизни нужно следить за регулярностью и участием в таинствах Христовых, то есть не откладывать это на долгое время.

По поводу этого человека, который был странно одет: если ты сам приглашаешь каких-то увечных, хромых, которые в рваной, грязной одежде, живут на улице и у которых нет возможности как-то ухаживать за собой, а потом говоришь им уходить, потому что они не в брачной одежде, то как так? На входе никто одежду эту не раздавал...

Здесь акцент сделан на том, что человек пришел на обед, а к нему обращается господин и говорит: друг. Господин обращается к нему с таким высоким словом. Но в Евангелии мы ответы этого «друга» не слышим, потому что он не обращает внимания на господина. «Обед классный и шикарный, но ты мне неприятен, я не хочу тебя видеть». А это невозможно. И, конечно, это такая аллюзия на Царство Небесное: Господь всех ждет, но если ты не стараешься приблизиться к Богу, то не попадешь в Царство Небесное… И тогда человека просто убирают из-за этого стола. Как произошло с Адамом и Евой. Такая же параллель: и Адам, и Ева вкусили от древа познания добра и зла. И Адам скрылся от Бога за кустом – уже повредился. Раньше ты общался с Богом напрямую, а тут нарушил  заповедь. Мы не знаем, почему так произошло, но он бы сказал: «Да, согрешил. Извини. Что я могу сделать, чтобы исправиться?» А он говорит: «Это вообще жена, которую мне дал Ты, Ты Сам и виноват». Она говорит, что это змей… И уже зацепиться Творцу не за что. Он всех любит, но если ты не хочешь к Нему идти, то Он не нарушает твоей свободы. Такая же аналогия и тут: «Тогда извини, надо тебе выйти».

– Интересно. Я еще хотел обратить внимание: когда мы говорили про апостола Филиппа и Варфоломея, это же тот самый Нафанаил, которого Филипп привел ко Христу. То есть это история многолетней дружбы, когда они были знакомы еще до встречи со Христом, а потом друг познакомил своего друга с Учителем, и они пронесли и веру, и свою дружбу вплоть до самой смерти…

Отец Павел, хотел бы вот о чем еще поговорить: мы представляли Вас раньше как клирика храма во имя великомученицы Екатерины на Всполье, а сегодня представляем как настоятеля храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в городе Пушкино. Скажите несколько слов о Вашем новом месте служения.

– В июле этого года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я был направлен на дальнейшее служение, послушание, в храм во имя святых мучениц, который находится в Пушкино. Если кто-то будет проезжать (думаю, многие ездят в Троице-Сергиеву лавру), когда мы едем из Москвы, например, храм оказывается с правой стороны (улица Русакова, 4). Его не видно с Ярославского шоссе, но 17-этажный дом, который за храмом, очень виден и может быть ориентиром.

– Давайте скажем о самих мученицах.

– Они жили во II веке. И это удивительная история. При императоре Адриане, когда все узнали, что они верны Христу, их мама, София, не только не воспрепятствовала тому, чтобы они отдали свою жизнь за Христа, но и способствовала этому, укрепляла их. Она даже испытала, возможно, тяжелейшие муки, потому что видела, как жесточайшим образом терзают ее родных дочерей. А потом она и сама умерла, пробыв у них на могиле сутки.

Храм построен не так давно отцом Иоанном Монаршеком. Это священник, который очень известен в Московской области (он скончался год назад), он был основателем этого храма. При нем этот храм был заложен и возведен до того вида, в котором мы сейчас его видим. На протяжении длительного времени храм не имел регулярной, полноценной богослужебной жизни, чтобы во все воскресные дни и праздники там совершались службы. И теперь мы литургическую жизнь возрождаем и служим как обычно: по воскресеньям и субботам (всенощное бдение). Мы организовали клуб для интересующихся православием, с очень открытым общением. По пятницам в 18.00 часов мы служим акафист мученицам. И особенно молимся за семейных людей, за тех, кто желает вступить в брак, а затем за чаем общаемся на темы о православии или отвечаем на вопросы. Работы еще предстоит много, и если кто-то захочет внести свою лепту в богоугодное дело, всегда рад и с благодарностью встречусь или приму пожертвования каким-то другим образом.

– Благодарим, отец Павел, за эту беседу. В завершение программы прошу у Вас краткого слова напутствия для наших телезрителей, поскольку мы вступаем в непростой период Рождественского поста и завершения 2023 года.

– Обращаясь к нашим дорогим телезрителям, я хотел бы сказать, чтобы мы за постом и предписаниями устава или традиций народных не забывали о том, для чего мы это делаем и к Кому стремимся. Мы стремимся к нашему Спасителю. И те нормы не должны вставать у нас на пути и создавать непреодолимые препятствия на пути ко Христу. Чтобы Рождественский пост для нас был действительно спасительным и мы потихонечку приближались к Царствию Небесному, которое находится внутри каждого человека. Чтобы становились немножко лучше. В чем мы должны становиться лучше? Если откровенно посмотреть на себя, мы это знаем. Чтобы Господь по молитвам апостола Филиппа и святых мучениц (настоятелем храма которых я являюсь) укреплял нас и сподобил действительно радоваться Светлому Христову Рождеству, чтобы наша душа наполнялась действительно неизреченной радостью.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать